Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Тоталитаризм - своеобразный способ производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Он сложился на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма, перед переходом его в постиндустриальную фазу.

Содержание

Введение

Понятие тоталитаризма и история его возникновения.
II.Основные признаки тоталитарного режима.

1. Абсолютная концентрация власти в тоталитарном государстве.

2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

3. Господство единой идеологии.

4. Полный контроль над всеми сферами жизни общества и СМИ.

5. Террор и всеобъемлющий полицейский контроль над обществом

III. Разновидности тоталитаризма.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Тоталитаризм (полная версия).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

    Террор  и репрессии могли  относиться не только к конкретным людям, но и к целым народам. Запрещение своей культуры, языка, традиций и религии могут спровоцировать обострение чувства национального самосознания людей. Каждый человек ощущает свои корни, свою принадлежность к той или иной национальности. Нас объединяют общие обычаи, нормы поведения, менталитет и религия. Когда власть проводит ряд мер по запрещению национальной культуры, она рискует создать хорошую почву для возникновения различных группировок экстремистского типа. Люди не доверяющие действующей власти начинают пытаться решить свои проблемы самостоятельно, что приводит к возникновению терроризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III. Разновидности тоталитаризма. 

    Принято выделять две разновидности тоталитаризма  «левый» и «правый». 

    «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

    «Левый» тоталитаризм основывался на идеологии  марксизма – ленинизма, утверждающей:

    • Возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;
    • Необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;
    • Ведущую роль пролетариата;
    • Необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;
    • Возможность построения коммунизма в каждой стране.

    С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее  прогрессивными, а некоторые –  даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. [  8  ]

    Коммунистический  тоталитаризм в большей степени, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности, и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства. [  9 ]

    В СССР предполагалось достигнуть социальной однородности и нивелировки социального  многообразия интересов. Формирование коллективной цели общества в виде идеала «светлого будущего», который воплощал вековую мечту о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тогдашнего советского общества. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства.

    Таким образом, тоталитаризм был своеобразной реакцией отторжения патриархальным сознанием социальных маргиналов таких общечеловеческих ценностей, как рынок, конкуренция, частная собственность, свобода личности. [  5  ]

    К началу 30-х гг. тоталитарный режим  стал суровой политической реальностью. Его основные черты состояли в следующем:  

   Во-первых, неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках  диктатора, который осуществлял  ее через принудительно-репрессивный, милитаризированный аппарат.

          Во-вторых, власть часто реализовалась неправовыми методами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Человеческая личность оказалась ничем и никем не защищенной. И хотя Конституция СССР 1936 г. закрепила определенные права и свободы граждан, однако пик репрессий, произвола и беззакония пришелся именно на 1937 г. Следовательно, тоталитарный режим не считался не только с текущим законодательством, но и  с Основным законом страны.

   В-третьих, официальные конституционные органы государства — система Советов  — проводили в жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры. Демократические начала в их деятельности были во многом выхолощены. Территориально-государственная власть осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма. 
     В-четвертых, произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на все народное хозяйство. Экономические рычаги были сосредоточены в руках бюрократического аппарата, что обусловило доминирование монопольной государственной собственности и планово-командных методов хозяйствования как материальной основы тоталитарной диктатуры. 
     В-пятых, в стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой стояла над государством и обществом. [  11  ]

    Но, несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры и т. д. [  9  ]

     «Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал – социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи Х. Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.

    Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

    Для фашистского режима характерны опора  на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический  централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

    В настоящее время фашизм в его  классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии  можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо по крайней мере за участие в его работе.    [  3  ]

  Главные положения национал – социалистической идеологии сводились к следующему:

  • Воссоздание германского рейха;
  • Борьба за чистоту немецкой расы;
  • Истребление всех инородных элементов (и прежде всего, евреев);
  • Антикоммунизм;
  • Ограничение капитализма.

   Идеология  национал – социализма проповедовала  образ «врага» в лице коммунизма. Евреев, католической церкви. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации. [  8  ]

   Известно, что нацизм недвусмысленно осуждал  и отвергал демократию как принцип организации общества или партии, стремясь строить свою организацию в строгом соответствии военного подчинения «снизу доверху». Признак национально – расовой принадлежности был основным и абсолютным в отборе на военную службу фюреру, и невозможно себе представить еврея или славянина в этом качестве. Цыганков

   Другим  примером «правого» тоталитаризма  является Италия. С 1922 г. интеграция итальянского общества проходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере. [  5  ]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

     Рассмотрев причины и условия  возникновения тоталитаризма, его  основные признаки и разновидности,  можно сделать следующий вывод. Под тоталитаризмом понимают политическую практику, при которой руководство страны пытается подчинить весь уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее и организовать систему политической власти так, чтобы она способствовала реализации этой идеи. При тоталитаризме в обществе господствует, как правило, одна утопическая идеология, которая способна на конкретном историческом отрезке времени стать цементирующей силой и привести в движение целые народы. Эта идея захватывает все стороны бытия и претендует на власть даже под частной сферой жизни личности. XX век дал множество образцов тоталитарных ритмов. В разных странах у тоталитарных режимов есть много общего, то есть и существенные различия.

    Тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды.

    Тоталитарный  режим со временем разлагается изнутри. Особенно из политической элиты выходят  лица, которые становятся в оппозицию  к режиму. С возникновением инакомыслия  от режима отчуждаются сначала узкие  группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Окончательно разрушает тоталитарный режим отход от жесткого контроля в экономической сфере.

    Тоталитаризм  в его коммунистической форме  оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, содержащей многие гуманные идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции. 
 

   Список использованной литературы.

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер с франц. – М: Текст,1993г.
  2. Бруно Беттельгейм О психологической привлекательности тоталитаризма. –М: «Знание сила»,1997г.
  3. Венгеров А. Б. Теория государства и права/ учебник для юридических вузов. -М: Юриспруденция,2000г.
  4. Любашиц В. Я, Смолянский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права. –Ростов –на Дону, «Феникс»,2002г.
  5. Мухаев Р. Т Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М: «Из - во ПРИОР»,2002г.
  6. Милован Джилас Лицо тоталитаризма. –М: Из – во Новости,1992г.
  7. Политология: Учебник/ под ред В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М: Высшее образование,2007г.
  8. Политология/ учебник под ред М. А. Василика. –М: Юристъ,2008г.
  9. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию/ учебник изд 3 – е переб и доп: - М: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000г.
  10. Теория государства и права: Учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько –М: Юристъ, 2004г.
  11. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред проф В. М. Корельского и проф В. Д. Перевалова, 2 – е изд. –М: Из – во НОРМА, 2002г.
  12. Фромм Э Бегство от свободы. –М:.1990г.
  13. Хайек Ф. А. Дорога к рабству / Новый мир,1991г.
  14. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика/ учебное пособие, Интерпракс, 1995г.
  15. Цвейг С. Совесть против насилия. М,1985г.

Информация о работе Тоталитаризм