Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать участие граждан в осуществлении местного самоуправления.
Задачи: рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, способы активизации, изучить проблемы в осуществлении граждан местного самоуправления.

Содержание

Введение
1. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1.1 Понятие, теории, сущность местного самоуправления: исторический аспект и современное состояние………………………………………………..5
1.2 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении……….…………11
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления
2.1 Анализ активности населения в работе местного самоуправления……...21
2.2 Повышение уровня активности населения…………………………...……25
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

       Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

       Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие  более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

       Согласно  ст. 25 Федерального закона "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

       Сход  граждан осуществляет полномочия представительного  органа муниципального образования, в  том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования

       Правотворческая инициатива - это право населения  муниципального образования участвовать  в разработке и обсуждении местных  нормативных актов. Правотворческую  инициативу также определяют как  вхождение в компетентный орган  с предложением принять нормативный юридический акт, а зачастую и внесение проекта такого акта Согласно ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

       Территориальное общественное самоуправление - это  самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

       Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

       Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и  конференций граждан, а также  посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

       Согласно  ст. 28 Федерального закона "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов  по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

       Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

       Согласно  ст. 29 Федерального закона "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов  и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

       Собрание  граждан является наиболее доступным  средством самоорганизации, через которую население выражает свою волю и осуществляет местное самоуправление.

       Собрание  граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы  муниципального образования, а также  в случаях, предусмотренных уставом  территориального общественного самоуправления.

       Конференция граждан (собрание делегатов) - это форма непосредственной демократии рекомендательного характера, которая позволяет выявить общественное мнение.

       Порядок назначения и проведения конференции  граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

       Согласно  ст. 31 Федерального закона "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации" опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

       В опросе граждан имеют право участвовать  жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

       Порядок назначения и проведения опроса граждан  определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

       Формой  непосредственной демократии рекомендательного  характера являются обращения граждан  в органы местного самоуправления.

       В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

       Порядок рассмотрения обращений граждан  в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

       Наряду  с рассмотренными выше формами непосредственного  осуществления населением местного самоуправления и участия населения  в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам.

       В отечественной литературе по местному самоуправлению в числе таких форм называют митинги, демонстрации, шествия, пикетирования .Однако вряд ли вообще возможно осуществлять публичную власть посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п. Однако отдельные элементы этого права направлены и на участие в осуществлении местного самоуправления. В частности, посредством проведения публичного мероприятия граждане могут выразить свое отношение к деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления, а также к процессам, происходящим на территории муниципального образования.

       Как следует и из названия Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в  нем регулируется пять видов публичных  мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников.

       Немаловажной  для участия населения в осуществлении  местного самоуправления является и  информационная открытость для граждан  органов местного самоуправления. Представляется, что в настоящее время это  является одним из наиболее актуальных и действенных каналов взаимодействия граждан и органов местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 24) установлено, что каждому предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Участие населения в осуществлении  местного самоуправления

       2.1 Анализ активности населения в работе местного самоуправления

         Повышение социальной активности  граждан в решении местных  проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны. Одним из инструментов "выращивания" социальной активности должно являться местное самоуправление, которое, по сути, представляет собой  не только первый уровень власти, но и важнейший элемент гражданского общества, реальную школу гражданской активности, инструмент вовлечения граждан в решение вопросов жизнеобеспечения на уровне конкретных муниципальных образований.

             Общественную активность в зависимости от ее целей, можно разделить на несколько типов.

           а) Иждивенческая  активность – жалобы и прошения, направленные на то, чтобы другие (власть,  бизнес и т.п.) решили проблемы жителей,  в том числе и те, за которые  власть не отвечает. Перекладывание.

           б) Протестная активность – возникает из желания жителей  противодействовать действиям и  планам властей, почти не задумываясь  об альтернативных планах. Такая активность развивается в формах пикетов, митингов, коллективных жалоб, перекрытий дорог, согласованного бойкота выборов улицей, микрорайоном, протестного голосования на выборах.

           г) Фиктивно-демонстративная  активность. При использовании населения  в качестве статистов для реализации рекламных или политических проектов самостоятельная активность имитируется за счет нанятых и оплаченных активистов, а также публикаций в СМИ, других методов

           в) Конструктивная активность – инициативы, попытки корректировки  действий властей и предприятий  для создания более благоприятных  условий жизнедеятельности территории. Партнерское взаимодействие властей и населения..

       Социальная  активность населения сегодня является крайне низкой.

       За  исключением участия в выборах, только 25% граждан участвует в  других формах организации жизнедеятельности  в муниципальных образованиях. А три четверти граждан убеждены, что их активность ничего не изменит. 

       Пассивность во многом является следствием тотальной  неинформированности населения  о своих правах и возможностях по решению местных вопросов.

       Между местными властями и населением лежит пропасть. 

       Отношение населения к органам местного самоуправления  характеризуется  по преимуществу отстраненностью от властей, неверием в их желание и  возможности решать проблемы жителей, бескорыстие их руководителей.

       Уровень и особенности активности населения по решению вопросов местного значения обусловлены целым комплексом разнообразных факторов: экономических, политических, культурных, демографических, психологических и организационных.

       Причем  они вступают в сложное взаимодействие, могут усиливать или ослаблять друг друга.

       «Фоновый  уровень» - правовые и политические факторы федерального и международого  уровня - определяет исходные, базовые  условия развития или торможения активности.  

       На  уровне же муниципального образования  взаимодействуют, усиливая и ослабляя друг друга, факторы 2-х уровней.

       На  первом – «объективные факторы», включающие экономико-географические, исторические, демографические, культурные, национальные, действующие на уровне территории, муниципального образования. Как правило, факторы этого уровня меняются медленно.

       На  втором уровне – субъективные (политическая ситуация, информационное поле, административная структура и принципы управления территорией и взаимодействия власти и общественности, наличие лидеров  и идей и т.п.).

       Все эти факторы постоянно взаимодействуют  и влияют друг на друга. Поэтому влияние  каждого отдельного обстоятельства невозможно понять без многочисленных оговорок и без понимания контекста.

       Из  ключевых фоновых факторов можно  отметить позицию руководителей  страны.  Создание на федеральном уровне таких инструментов поддержки общественной активности как Общественная палата РФ также служит развитию активности. В качестве «тормозящего» фактора можно отметить проблемы, возникающие в ходе реализации реформы МСУ.  В особенности: финансовую необеспеченность муниципальных образований, не позволяющую главам оказывать действенную поддержку общественным инициативам; несовершенство правового поля (например, отсутствие механизмов, позволяющих осуществлять финансирование общественных инициатив из местных бюджетов); Проблема квалифицированных кадров в органах местного самоуправления.

Информация о работе Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации