Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать участие граждан в осуществлении местного самоуправления.
Задачи: рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, способы активизации, изучить проблемы в осуществлении граждан местного самоуправления.

Содержание

Введение
1. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1.1 Понятие, теории, сущность местного самоуправления: исторический аспект и современное состояние………………………………………………..5
1.2 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении……….…………11
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления
2.1 Анализ активности населения в работе местного самоуправления……...21
2.2 Повышение уровня активности населения…………………………...……25
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    «СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

по дисциплине «Система государственного управления» 

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации 
 
 
 

Выполнил  студент гр. 08302

Беляева Е.В. 

Научный руководитель:

                                                                 
 
 
 

    Новосибирск 

    2010

       Содержание

Введение

1. Формы  участия населения в осуществлении местного самоуправления

1.1 Понятие,  теории, сущность местного самоуправления: исторический аспект и современное состояние………………………………………………..5

1.2  Формы  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления  и участия населения в его  осуществлении……….…………11

2. Участие  населения в осуществлении местного самоуправления

2.1 Анализ  активности населения в работе местного самоуправления……...21

2.2 Повышение  уровня активности населения…………………………...……25

Заключение…………………………………………………………………….…30

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       До 1993 года приоритет в формах осуществления  местного самоуправления принадлежал институтам представительной демократии. Конституция РФ, регулируя формы осуществления местного самоуправления, на первое место вывела институты непосредственной демократии: местное самоуправление в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, законодатель, выделив в системе местного самоуправления, во-первых, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении – институты прямой демократии, во-вторых, выборный коллегиальный орган как институт представительной демократии и, в-третьих, другие органы местного самоуправления, особое значение придает именно участию населения в решении вопросов местного значения.

       Такие формы непосредственного осуществления  населением местного самоуправления весьма многочисленны и разнообразны. Это  – местный референдум и муниципальные  выборы, сходы граждан и территориальное  общественное самоуправление, публичные слушания и многие другие. Хотя, как показывает практика, подчас не только население не готово к эффективному сотрудничеству с властью, но и значительная часть муниципальных служащих не понимает особенности работы с различными категориями населения в принципиально новых условиях, не может и не хочет относиться к населению как к равноценным партнерам. Сегодня возникла реальная необходимость выслушать и понять друг друга, одновременно решая две задачи: приблизить власть к населению и привлечь это население к участию в управлении.

       В настоящее время имеется законодательная  база, которая позволяет жителям  муниципальных образований активно  участвовать в решении местных  проблем. Это не только Федеральный  закон № 131-ФЗ, но также Федеральный  закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др. Большое количество таких законов принято субъектами РФ. Ими конкретизируются наиболее существенные вопросы организации местных референдумов, выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц, территориального общественного самоуправления, проведения публичных слушаний и др.

       Цель  работы:  проанализировать участие  граждан в осуществлении местного самоуправления.

       Задачи: рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, способы активизации, изучить проблемы в осуществлении граждан местного самоуправления.

       Предмет: местное самоуправление

       Объект: формы участия граждан в местном  самоуправлении

       Изученность: Понятие местного самоуправления, его  соотношение с государственным, социальным или общественным управлением, а также понятие государственной власти, ее соотношение с общественной властью рассматривалось в трудах советских и российских ученых, таких как С.А.Авакьян, Г.В.Атаманчук, Г.В.Барабашев, Д.Н.Бахрах, А.А.Безуглов, Ф.М.Бородкин, Н. С. Бондарь, А.Г.Воронин, В.И.Васильев, Б.Н.Габричидзе, А.А.Кармолицкий, А.Колесников, А.И.Коваленко, Ю.М.Козлов.

       Методы  исследования.

         При решении поставленных задач  использовались такие методы  как: изучение монографических  публикаций и статей, аналитический  метод, изучение нормативно-правовой  базы (анализ документов), анализ теоретических материалов, анализ статистических данных, наблюдение, опрос.  

       1. Формы участия населения в  местном самоуправление

        1.1 Понятие, теории, сущность местного самоуправления: исторический аспект и современное состояние

       Одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

       Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием  и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс  свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания  роли института местной власти в  государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление"[1] .

       В последнее время термин "самоуправление" используется многими, но закладывается  в него при этом разный смысл. "Народное самоуправление", "общественное самоуправление", "производственное самоуправление" — все эти понятия имеют  свое значение и не тождественны друг другу. Местное самоуправление, по Конституции РФ, относительно самостоятельно и осуществляется в городских и сельских поселениях, на других территориях, где население объединено совместными условиями проживания.

       Местное самоуправление — важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

       Термин "местное самоуправление" имеет  свою историю. В России он введен в  оборот в 1785 г. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление. В этот же разряд входило самоуправление национальных окраин. С точки зрения содержания местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов, локального значения.

       Современные определения понятия "местное самоуправление", как правило, основываются на тех же положениях. Российская научная мысль как сегодня, так и в прошлом рассматривает местное самоуправление как самостоятельную, инициативную деятельность местного населения, имеющего целью удовлетворить свои нужды и интересы.

       В настоящее время попытки определить понятие "местное самоуправление" также имеются в юридической, политической, исторической и иной научной литературе.

       В Российской Федерации термин "местное  самоуправление" закреплен на конституционном уровне. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Базовыми элементами местного самоуправления по Конституции РФ являются человек и муниципальная собственность. С юридической точки зрения данное понятие объединяет в себе субъект и объект управления на местном уровне. В качестве субъекта выступают граждане, в качестве объекта — вопросы местного значения и муниципальная собственность. Муниципальная собственность выступает главным элементом экономической основы местного самоуправления. Из этого следует, что местное самоуправление реально только при наличии муниципальной собственности.

       Закрепленное  в ст. 3 Конституции РФ народовластие  реализуется гражданами России как  непосредственно, так и через  формируемые органы государственной  власти и местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление органически входит в систему конституционного строя Российского государства, будучи одной из форм народовластия. Общее, что объединяет их с государственными органами, — это выборы в соответствии с избирательными законами. Органы местного самоуправления в отличие от органов государственной власти в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государства, т. е. не подчиняются им непосредственно. Правовые, организационные отношения осуществляются в рамках законов государства, в которых определяются как полномочия государственных органов, так и полномочия органов местного самоуправления.

       Закрепленный  Конституцией РФ подход к трактовке  местного самоуправления нашел развитие в законодательных и иных нормативных  актах субъектов РФ. Конституции, уставы и законы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов содержат самые разные определения поднятия "местное самоуправление". В одних случаях оно выделяется в качестве самостоятельного института управления, в других — объединяется по функциям и полномочиям с местными органами государственной власти.

       Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института  гражданского общества необходимо выделить четыре основных параметра, в которых  оно проявляется.

       1. Местное самоуправление является  одной из основ конституционного  строя, поскольку оно закрепляется  в гл. 1 Конституции РФ, которая  регулирует вопросы, относящиеся  к основам конституционного строя. 

       2. Право граждан Российской Федерации  на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

       3. Под местным самоуправлением  понимается также самостоятельная  деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

       В соответствии со ст. 6 Федерального закона к вопросам местного значения относятся: принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль за их соблюдением; владение, пользование  и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и т.д.

       4. Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.

       Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности  власти народа, осуществляемой на местном  уровне, т. е. о местной или муниципальной  власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью.

       Будучи  самостоятельной, местная власть несет  ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

       Исходя  из сказанного можно дать общее определение местного самоуправления. При этом следует отметить, что в юридической научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия местного самоуправления. Для понимания местного самоуправления необходимо знать его основные принципы. Вопросы, связанные с установлением общих принципов организации местного самоуправления, Конституция относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 2, п. "н"). Поэтому на федеральном уровне регулируются только основные, принципиальные вопросы организации и деятельности местного самоуправления; конкретное их регулирование осуществляется в конституциях, уставах и законах субъектов РФ, а также в уставах муниципальных образований.

Информация о работе Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации