Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать участие граждан в осуществлении местного самоуправления.
Задачи: рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, способы активизации, изучить проблемы в осуществлении граждан местного самоуправления.

Содержание

Введение
1. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1.1 Понятие, теории, сущность местного самоуправления: исторический аспект и современное состояние………………………………………………..5
1.2 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении……….…………11
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления
2.1 Анализ активности населения в работе местного самоуправления……...21
2.2 Повышение уровня активности населения…………………………...……25
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

       Основополагающим  актом является Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия; закрепляются правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления; устанавливаются государственные гарантии его осуществления; общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране.

       Каждый  из названных принципов имеет  самостоятельное значение и в  то же время находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими принципами, которые в своей совокупности образуют целостную систему принципов, т.е. основополагающих идей, исходных начал, в соответствии с которыми строятся организация и функционирование местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть в нашей стране.

       С принципами тесно связаны задачи и функции местного самоуправления.

       Среди задач, стоящих перед местным  самоуправлением, можно выделить следующие: укрепление основ конституционного строя; обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на местное самоуправление; создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения; проведение необходимых мер по социальной защите населения; подготовка и воспитание кадров для муниципальных органов.

       Исходя  из задач строятся функции местного самоуправления, под которыми понимаются основные направления муниципальной  деятельности. В их числе: обеспечение  участия населения в решении  вопросов местного значения; управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами; обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; обеспечение жизненно важных потребностей населения; охрана общественного порядка; защита прав и законных интересов местного самоуправления.

       Правовое  выражение функций местного самоуправления осуществляется в предметах его  ведения, которые включают в себя вопросы местного значения и отдельные  государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Речь идет о следующих основных направлениях муниципальной деятельности: правовое обеспечение местного самоуправления; финансово-экономическое обеспечение; социальное развитие; землепользование и использование других природных ресурсов; социально-бытовое обслуживание населения; территориальное развитие; обеспечение общественного порядка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении

       Формами непосредственного осуществления  населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении являются: местный референдум; выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; голосование по отзыву депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования; иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации.

       Конституция Российской Федерации наряду со свободными выборами называет высшим непосредственным выражением власти народа и референдум.

       Местный референдум - это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного муниципального образования, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения. Местный референдум должен проводиться на всей территории муниципального образования. В пользу данного тезиса можно привести следующие аргументы: во-первых, местный референдум проводится по вопросам, затрагивающим интересы всего населения муниципального образования. Во-вторых, местный референдум является формой непосредственной демократии обязательного характера, т.е. его решение не требует утверждения, а результаты являются обязательными для всех граждан, проживающих или просто находящихся на территории муниципального образования. Соответственно в местном референдуме должны принимать участие жители всего муниципального образования, а не отдельной его части.

       Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить  законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Федерации.

         В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:

       1) подготовка референдума. Данная  стадия включает в себя выдвижение  инициативы о проведении местного  референдума, информирование граждан, агитацию, обсуждение;

       2) проведение референдума. Данная  стадия включает в себя назначение, организацию местного референдума,  голосование и подведение итогов;

       3) реализация решения, принятого  на референдуме, включающая исполнение его решений и установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.

       Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования. Представительный орган обязан назначить  местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в данный орган документов, на основании которых назначается местный референдум.

       В случае если местный референдум не назначен представительным органом  в установленные сроки, референдум назначается судом на основании  обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, региональных органов государственной власти, избирательной комиссии субъекта Федерации или прокурора. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу нормативно-правовых актов.

       Принятое  на местном референдуме решение  подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования  и не нуждается в утверждении  какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

       Органы  местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном  референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенным уставом муниципального образования.

       Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме  решение может быть обжаловано в  судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом  органами государственной власти.

       Гарантии  прав граждан на участие в местном  референдуме, а также порядок  подготовки и проведения местного референдума  устанавливаются федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с  ним законами субъектов Федерации.

       Муниципальные выборы - это наиболее массовая форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, посредством которой образуется представительный орган местного самоуправления и получают свои полномочия главы муниципальных образований. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления является конституционным правом граждан Российской Федерации, а также общим принципом организации и деятельности местного самоуправления. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

       Выборы  организуют и проводят избирательные  комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

       Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

       Граждане  Российской Федерации участвуют  в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет  равное число голосов.

       Выборы  органов местного самоуправления и  депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

       Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются  виды избирательных систем, которые  могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок  их применения. В соответствии с  установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

       Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

       Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого  волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

       Голосование по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

       Основаниями для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

       Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования.

       Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных  средствах массовой информации не позднее  чем через пять дней со дня его  принятия.

       Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

       В случаях, предусмотренных Федеральным  законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", в целях получения согласия населения  при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Информация о работе Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы и способы активизации