Учение Аристотеля о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:58, доклад

Описание работы

Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.

Содержание

1. Аристотель. Биография…………………………………………..…….......3
1.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………...…3
2. Введение……………………………………………..………………….…..5
3. Происхождение государства……………………………………………....6
4. Элементы (признаки) государства…………………………………….…..7
5. Формы правления государством ……………………………….………....8
6. Человек в государстве ……………………………………..…......….…...12
7. Гражданин в государстве ………………………………………...….…..14
8. Рабовладельческий универсализм Аристотеля ………………………...16
9. Частная собственность …………………………….…..…………………20
10. Критика идеального государства Платона ………………………….…21
11. «Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля…….…22
11.1 Социальный идеал Аристотеля……………………………….….....23
11.2 Аристотель против имущественного неравенства……………...…23
11.3 Главная задача правителей…………………………………………24
12. Представление Аристотеля о праве…………………………….…...…...25
13. Экономические взгляды……………………………...……………….….27
13.1 Обмен…………………………………….………………………......27
13.2 Две формы стоимости…………………………………………..…..27
13.3 Деньги………………………………………………...……………...28
13.4 Стоимость……………………………………...…………………....29
13.5 Распределение…………………………..……….……………...…..30
13.6 Хрематистика и экономика ………………………………………..31
14. Заключение……………………………………………….…………….....32
15.Список литературы………………….………………………………...…..33
16. Приложение……………………………………….………………….…...34

Работа содержит 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.docx

— 146.47 Кб (Скачать)
    1. Элементы (признаки) государства
 

     Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства. 

         Элементы государства
     
    1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру). 
    2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот, кто участвует в законодательной и судебной власти). 
    3. Единый культ. 
    4. Армия. 
    5. Общий запас. 
    6. Единые представления о справедливости.
     

     И государство, как на это неоднократно указывалось, имеет не одну, а многие составные части. Одна  из них  — народная масса, производящая продукты питания; это так называемые земледельцы.

     Вторая  — так называемые ремесленники, занимающиеся искусствами, без которых  невозможно самое существование  государства; из этих искусств одни должны существовать в силу необходимости, другие служат для роскоши или  для того, чтобы украсить жизнь.

     Третья  часть — торговцы, а именно те, кто занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей.

     Четвертая часть — поденщики,

     пятая — военные.

     Существование последних не менее необходимо, чем  существование упомянутых выше, если государство не желает оказаться  под властью тех, кто па него нападает. Мы допустили бы невозможное, если бы считали, что государство, по природе  рабское, достойно называться государством, ведь государство есть нечто самодовлеющее, рабство же несовместимо с самодовлением.3 

     В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы общения и выделяет из них три вида:

     1) общение в границах отдельной семьи, или «дома»;

     2) общение в смысле ведения хозяйственных дел;

     3) общение для обмена благами. 

    1. Формы правления государством

     В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

     Правильный  строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. Монархия — древнейшая, «первая н самая божественная», форма политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек «как бог между людьми», «попытаться подчинить их… закону… смешно», «они сами закон». Обычно против таких людей употребляли остракизм. Аристотель против остракизма, ибо «такие люди в государствах суть вечные цари их», и «остается только повиноваться такому человеку»
  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство пенится народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.
  • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
 

     Аристотель  выделяет такие признаки политии, как: умеренный имущественный ценз на правящие должности; правит большинство; избрание путём голосования; торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав; преобладание среднего класса.

     Полития как лучшая форма государства  соединяет в себе лучшие стороны  олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей.

     Неправильный  строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
  • Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. власть меньшинства, но не достойных, а богатых (основной элемент олигархии — богатство, аристократии — достоинство).

     Говоря об олигархии, Аристотель подчиняет количественный критерий имущественному: здесь важнее, кто правит, чем сколько правят: «Где граждане пользуются властью в силу своего богатства, там — несмотря на то, будет ли таковых меньшинство или большинство, — политический быт необходимо представляет собою олигархию». Впрочем, Аристотель путается: то он подчеркивает различие олигархии и аристократии, то говорит, что «олигархия… там, где верховная власти принадлежит меньшинству богатых и благородных», что естественно, ибо «олигос» — это  «немногие», а не богатые. Аристотелю следовало бы называть власть богатых плутократией, тогда бы он не путал ее с аристократией. Аристотель разбирает и виды олигархии.

     Отличительный признак первого вида олигархии  состоит в следующем: занятие  должностей обусловлено необходимостью иметь столь значительный имущественный  ценз, что неимущие, хотя они представляют большинство, не допускаются к должностям; последние доступны только тем, кто  приобрел имущественный ценз.

     Другой  вид олигархии — тот, когда  доступ к должностям также обусловлен высоким имущественным цензом и  когда люди, имеющие его, пополняют  недостающих должностных лиц  путем кооптации; если это производится из всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократический  оттенок; если же только из ограниченного  числа, то олигархический.

     При третьем виде олигархии сын вступает в должность вместо отца.

     Четвертый вид — когда имеется налицо только что указанное условие  и когда властвует не закон, а  должностные лица; этот вид в олигархическом строе — то же, что в монархическом  тирания, а в демократическом  — то, что мы назвали крайним  его видом. Такого рода олигархию называют династией. 

     
  • Демократия - выгоды неимущих, среди неправильных форм государства.

     Стагирит отмечает, что «есть несколько видов демократии», а именно пять, которые распадаются на два рода: на демократию, основанную на законе, и демократию, где верховная власть находится в руках толпы, а не закона, фактически же — в руках народных льстецов — демагогов: «Льстецы у тиранов, а демагоги у народа», здесь «все власти рушатся». Это охлократия, она уже выходит за рамки политического устройства. Остается демократия, основанная на законе. Это «самая… сносная из всех худших форм политического устройства». Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: «Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время недостаточных». 4

     Характерным отличием, так называемого, первого  вида демократии служит равенство. Равенство  же, гласит основной закон этой демократии, состоит в том, что ни неимущие, ни состоятельные не имеют, ни в чем  каких-либо преимуществ; верховная  власть не сосредоточена в руках  тех или других, но те и другие равны. Если, как полагают некоторые, свобода и равенство являются важнейшими признаками демократии, то это нашло бы свое осуществление  главным образом в том, чтобы  все непременно принимали участие  в государственном управлении. А  так как народ представляет в  демократии большинство, постановления  же большинства имеют решающее значение, то такого рода государственный строй  и является демократическим.

     Итак, вот один вид демократии.

     Другой  ее вид — тот, при котором занятие  должностей обусловлено, хотя бы и невысоким, имущественным цензом. Обладающий им должен получить доступ к занятию  должностей, потерявший ценз лишается этого права.

     Третий  вид демократии — тот, при котором  все граждане, являющиеся бесспорно  таковыми по своему происхождению, имеют  право на занятие должностей, властвует  же закон. Четвертый вид демократии — тот, при котором всякий, лишь бы он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять-таки закон.

     При пятом виде демократии  все остальные  условия те же, но верховная власть принадлежит не закону, а простому народу. Это бывает в том случае, когда решающее значение будут иметь  постановления народного собрания, а не закон. Достигается это через  посредство демагогов. В тех демократических  государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги.

     Народ становится тогда единодержавным, как  единица, составленная из многих: верховная  власть принадлежит многим, не каждому  в отдельности, но всем вместе. А какой вид многовластия имеет в виду Гомер, говоря, что многовластие — не благо, тот ли, который нами только что указан, или тот, когда власть сосредоточена в руках нескольких людей, причем каждый из них лично пользуется ею, остается неясным.

     Таким образом, если демократия есть один из видов государственного устройства, то, очевидно, такое состояние, при  котором все управляется постановлениями  народного собрания, не может быть признано демократией в собственном смысле, ибо никакое постановление не может иметь общего характера.

     Вот так должны быть разграничены отдельные  виды демократии.5 

      Отклонение от монархии даёт тиранию,

отклонение от аристократии — олигархию, 
отклонение от политии — демократию, 
отклонение от демократии — охлократию. [1](см. прил.)

     
 

     В основе всех общественных потрясений лежит  имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

     При любом государственном строе  общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать  за правящими лицами, чтобы они  не превращали государственную должность  в источник личного обогащения.

     Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в  средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

     Аристотель  предпринял гигантское по масштабам  исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Человек в государстве
 

     Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек, нашедший свое завершение,- совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права,- наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие - умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону.

Информация о работе Учение Аристотеля о государстве и праве