Унитаризм, федрация, коннфедерация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....с.3
Глава 1. Форма государственного устройства: понятие, виды и
значение …………………………………………………………………….…..с.6
Глава 2. Унитарное государство……………………………………………..с.10
2.1. Понятие и признаки………………………………………………….....с.10
2.2. Виды унитарных государств……………………………………………с.12
Глава 3. Федеративная форма государства…………………………………..с.14
Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации.…..с.14
Виды федераций………………………………………………………...с.18
Современные проблемы российского федерализма………………….с.20
Глава 4.Конфедеративная форма государственного устройства…………...с.27
Понятие, признаки и особенности конфедерации…………………....с.27
Межгосударственные и союзные образования……………………….с.31
Заключение…………………………………………………………………….с.36

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 609.97 Кб (Скачать)

К сожалению, объем  работы не позволяет в полной мере рассмотреть все проблемы российского  федерализма и, завершая данный вопрос, я хотела бы сказать о том, какие  направления скорее будет включать реформирование федеративных отношений (а оно неизбежно): 

1. Укрепление  целостности РФ как единого  федеративного государства, укрепление  единого правового пространства, координация правотворчества в  регионах.

2. Последовательная  реализация конституционного равенства  субъектов Федерации во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти, что должно способствовать  преодолению фактического политического  и социально-экономического неравенства  субъектов Федерации.

3. Оптимальное разграничение полномочий  Федерации и ее субъектов. Чтобы  достичь этого, необходимо более  четко определить границы компетенции  Федерации и ее субъектов по  предметам совместного ведения.  Имеются предложения о необходимости  проведения такого разграничения  в федеральном отраслевом законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Конфедеративная форма  государственного устройства

4.1. Понятие, признаки и особенности  конфедерации

 

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие  конфедерацию, полностью  сохраняют свою независимость, имеют  собственные органы государственной  власти и управления, они создают  специальные объединенные органы для  координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). [12, c.368].

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, а разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), аконфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе). [11, c.419].

США: С момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства. [17, c.312].

Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным. [10, c.191].

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили  выделить следующие признаки, характерные  для этой формы государственного устройства:

1. Договорная  форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была  образованна на основе соответствующих  договоров;

2. Свобода выхода из  конфедерации (сецессии). В отличие  от федерации, где попытка сецессии  рассматривалась как мятеж, выход  же из состава конфедерации  означает расторжение договорной  связи с союзом;

3. Конфедерация  не обладает суверенитетом, суверенитет  принадлежит государствам, входящим  в нее. То есть никакие решения  союзной власти не имеют силы  на территории государства, входящего  в состав конфедерации, без их  согласия;

4. Предметы ведения конфедерации  ограниченны перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это - вопросы  войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей  системы коммуникаций, разрешение  споров между субъектами конфедераций;

5. В конфедерации образуются  не все государственные органы, а только те, которые необходимы  для осуществления задач, выделенным  по договорным актам;

6. В представительных  органах конфедерации делегаты  представляют не территориальные  части или население одного  государства, а суверенитет государства; 

7. Постоянно действующие  государственные органы конфедерации  не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти  не содержат норм прямого действия  и адресованы к органам власти  субъектов конфедерации;

8. Субъектам конфедерации  принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании,  либо отказа в применении актов  союзной власти;

9. Бюджет  конфедерации формируется за  счет добровольных взносов субъектов  конфедерации. Правом непосредственного  налогообложения конфедерация не  обладает;

10. Субъекты конфедерации  имеют право устанавливать таможенные  и иные ограничения, препятствующие  передвижению лиц, товаров, услуг  и капиталов;

11. Как  правило, в конфедерациях отсутствует  единая система денежного обращения;

12. Воинские  формирования комплектуются субъектами  конфедерации, причем нередко сохранялось  их двойное подчинение государственным  органам конфедерации и ее  субъектам. 

13. В  конфедерации нет союзного гражданства. [10, c.186].

Конфедеративная форма  государственного устройства может  служить основой для образования  суверенных унитарных или федеративных государств.

Существует мнение, что  конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С.С. пишет: "Не исключено, однако, что  конфедерация (и даже конфедеративное  государство) окажется в будущем  конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства  имперского характера, имевшие внешние  атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия". [16, c.228].

 

4.2. Межгосударственные и союзные  образования

 

Межгосударственные образования  я хотела бы разобрать и показать особенности этого вида конфедеративных  государств на примере Содружества  Независимых Государств (далее СНГ) и роли в нем России.

Распад в 1991 году СССР не выстроил каменных стен на границах бывших союзных республик. Объективные  законы исторического развития оказались  сильнее амбиций политиков. Россия с ее огромными материальными  и людскими ресурсами стала центром  экономической интеграции, желанным потребителем неконкурентоспособной  на мировом рынке продукции стран  «ближнего зарубежья». Политический авторитет России позволяет ей с  большими или меньшим успехом осуществлять миротворческие операции в горячих точках бывшего союза, выступать посредником в мирных переговорах между воюющими государствами.

Взаимоотношения с «ближним зарубежьем» подвержены влиянию  как внутренних, так и внешних  факторов. Сиюминутные политические выгоды от предвыборных обещаний вернуть  прежнюю спокойную жизнь в  рамках СССР, решить одним махом  проблему соотечественников в других республиках оборачивается недоверием со стороны соседей, желанием заручиться поддержкой более сильных стран  на случай непредсказуемого развития событий. При этом не остаются в стороне  и другие страны. Включение ими  в сферу своих интересов государств-участников СНГ становится причиной острых дипломатических  конфликтов. Тем не менее, Россия продолжает сохранять свое главенствующее положение  в СНГ и дальнейшее развитие событий  в этой области во многом зависит  от мудрости, терпения и гибкости политики нашего государства.

За время существования  Содружества был подписан ряд  соглашений, касающихся вопросов обороны  и охраны границ, денежно-финансовой политики, промышленности, транспорта, охраны окружающей среды. [18, c.149].

Итак, Содружество Независимых Государств – это межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Украиной и  Россией. В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого  кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других, Армения, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, областях. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан  Туркмения, Узбекистан, подписавшие  совместно с Белоруссией, Украиной и Россией в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает  сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

 Созданы органы СНГ:  Совет глав государств, Совет  глав правительств, Совет министров  иностранных дел, Межгосударственный  экономический совет, Межпарламентская  ассамблея с центром в Санкт-Петербурге  и другие. Постоянно действующий  орган СНГ – Координационно-консультативный  комитет в Минске. Структуру межгосударственных  органов см. в схеме 2.

Примером более тесного  взаимодействия и примером союзного государства можно считать Союзное  государство Белоруссии и России, договор о создании которого был  подписан 8 декабря 1999 года. Он стал завершающим  в серии документов, являющихся правовой основой этого образования (2 апреля 1996 года был подписан договор об образовании Сообщества России и  Белоруссии, а через год – Договор  о Союзе Белоруссии и России).  [ 9, c.15].

Союз создан в целях  обеспечения мирного и демократического развития, укрепления дружбы, повышения  благосостояния народов Белоруссии и России, обеспечения социально-экономического развития обоих государств, проведение согласованной политики в области  внешних отношений и обороны, формирования единой правовой системы  демократического государства.

В основу деятельности Союзного государства положены принципы суверенного  равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения своих  обязательств. Союз не является закрытым образованием, поэтому любое государство, являющееся субъектом международного права, разделяющее цели и принципы Союзного государства и готовое  принять на себя обязательства, обусловленные  членством в нем, может с согласия других государств-участников присоединиться к нему. Договор устанавливает  и процедуру выхода: для этого  проводится референдум и на основании  его результатов государство-участник может принять решение о выходе с уведомлением об этом высшие органы Союзного государства и других участников. Через 18 месяцев после референдума, на котором было поддержано решение о выходе, договор о создании Союзного государства прекращает свое действие в от ношении выходящего государства. [18, c.147].

К исключительному ведению  Союзного государства относятся:

  • создание единого экономического пространства;
  • единая валютная, налоговая и ценовая политика;
  • объединенные транспортная и энергетическая системы;
  • система технического обеспечения вооруженных сил;
  • бюджет и управление собственностью Союзного государства и др.

Информация о работе Унитаризм, федрация, коннфедерация