Виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки;
- проанализировать типы современных политических режимов;

Работа содержит 1 файл

виды политических режимов.docx

— 69.72 Кб (Скачать)

большую цену. В результате реформ в стране образовался огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлено  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой  перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на его политику у других ветвей власти нет.

Усилению авторитарных тенденций  способствуют и такие факторы, как  перманентный рост преступности; природные  катаклизмы; этнорегиональные конфликты; военные столкновения; нестабильность ситуации внутри правящих элит.

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных 
ресурсов.

Гарантией роста демократизации политического режима современной России являются свобода слова и печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

Итак,   говоря о политическом  режиме современной  России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью  еще   не  состоялось, а старое – еще не кануло в Лету. Но идеал политического развития заявлен; 
это – демократизм и правовое государство.

В современной России переход к  демократическому политическому режиму происходит в сложных условиях, которые  создают основу для усиления тенденций  к формированию авторитарной модели построения политической системы. Этому  способствует кризис в экономике, радикализация оппозиции, которая дестабилизирует политическую обстановку. Проблема демократизации в нашем обществе затруднена в связи с многонациональным характером государства, движениями за установление суверенных национальных единиц. Значительная опасность для демократии в России представлена людьми, находящимися в оппозиции к прошлому тоталитарному режиму, но не являющимися сторонниками демократии. Идеалом этих людей является авторитаризм. Поэтому, анализируя современную обстановку в России, отечественные политологи отмечают, что в России возможен переход к иной, чем на Западе, форме демократии – нелиберальной.

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии. Аналитики  характеризуют эту систему терминами  «авторитарная демократия», «режимная  система», связывая ее возникновение  со слабостью государства и незрелостью  гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на данном этапе не имеет эффективной политической структуры. 
Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Россия получила в наследство правление  коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась  ситуация, когда в государственных  структурах выражаются интересы не партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к  политической власти.

 

 

 

Глава 2. Типология политических режимов

2.1. Демократический политический режим

 

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу6.

Демократический режим характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как  правило, довольно узка, но она опирается  на широкую социальную базу.

Перечислим характерные черты  демократического режима.

Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во

время выборов. Используя монополию  на средства массовой информации, стоящая  у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать  честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится  на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.

Важным каналом участия граждан  в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического  участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократический политический режим  может предусматривать прямое участие  населения в решении государственных  вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью  выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим  означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Демократический режим – это совокупность целого ряда институтов7.

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы уберечь  демократию от эволюции в диктатуру, гарантируя права меньшинств. Исходя из этого, наряду со всеобщим, равным и  тайным избирательным правом принято  выделять и целый ряд иных демократических  институтов. Среди них традиционно  принято обращать внимание на следующие:

1) наличие конституции, закрепляющей  приоритет прав личности над  государством и обеспечивающей  одобренный гражданами механизм  разрешения споров между личностью  и государством;

2) реально существующее и функционально  работоспособное разделение властей  по вертикали (законодательная,  исполнительная, судебная) и по горизонтали  (власть центра и регионов);

3) свобода выражения политических  суждений и согласующееся с  этим наличие разнообразных источников  информации;

4) свобода артикуляции политических  интересов и согласующееся с  этим наличие развитой многопартийной  системы. 

Таковы основные институты демократии, конституирование и консолидация этих институтов составляет существо перехода к стабильной демократической системе.

Однако, важно отметить, что демократия и демократические институты  отнюдь не связаны неразрывными нитями с экономикой, материальным благосостоянием  и социальной справедливостью.

Демократизация — необыкновенно  сложный по своей природе процесс, не обязательно ведущий к благосостоянию и справедливости. В то же время  существуют определенные условия, наличие  которых способно помочь укоренению и слаженному функционированию демократических  институтов. Рассмотрим эти условия.

Важнейшее условие стабильности демократического режима — наличие в его распоряжении достаточных материальных и духовно-психологических  ресурсов. В этом отношении демократия ничем не отличается от любого иного  режима. В то же время специфика  демократии заключается в том, что  ее ресурсы обладают способностью к  самовозобновлению в рамках сложившейся  системы институтов. Демократия не избавлена от опасностей, но, достигнув  состояния стабильности, ей оказывается  по силам задача проведения экономических  и социальных реформ без существенного  потрясения имеющихся норм и институтов.

Среди условий стабильности демократии правомерно выделить внутренние (экономические  и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние.

К внешним условиям демократической  стабильности вполне правомерно отнести  наличие такого окружения, которое  исключало бы или сводило к  минимуму возможности вмешательства  в целях разрушения существующей политической системы. В зависимости  от размеров и ресурсов страны, не связанных  с характером политической системы  и позволяющих ей противостоять  потенциальному агрессору, как относительно благоприятные могут рассматриваться  самые различные условия.

2.2. Тоталитарный политический режим

 

Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии8. Понятие «тоталитаризм» было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале ХХ в. В 1925 г. это слово впервые прозвучало в итальянском парламенте в выступлении лидера итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного режима в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.).

В каждой из стран, где возникал и  развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для  всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся  следующие:

- однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

- недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – 
от масс;

- идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;

Информация о работе Виды политических режимов