Виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки;
- проанализировать типы современных политических режимов;

Работа содержит 1 файл

виды политических режимов.docx

— 69.72 Кб (Скачать)

- монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;

- террористический полицейский контроль. В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ. До 1941 г. в нее входило 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Во всем многообразии причин и условий  появления тоталитарных политических режимов главную роль играет глубокая кризисная ситуация. В числе основных условий возникновения тоталитаризма  многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию развития, когда резко возрастают возможности  СМИ, способствующих всеобщей идеологизации  общества и установлению контроля над  личностью. Индустриальная стадия развития способствовала появлению мировоззренческой  предпосылки тоталитаризма, например, формированию коллективистского сознания, основанного на превосходстве коллективного  над индивидуальным. Важную роль играли и политические условия, к которым  относятся: появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Например, после смерти Сталина СССР изменился. Правление Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева – это так называемый посттоталитаризм – система, при которой тоталитаризм теряет часть своих элементов  и как бы размывается, ослабляется. Итак, тоталитарный режим следует  разделять на чисто тоталитарный и посттоталитарный9.

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, ему стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности. К тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм стремился к возрождению величия Римской империи, к установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 1930-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма  – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

И все же тоталитаризм – исторически  обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления  для большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

При всем разнообразии тоталитарных режимов для них, как правило, характерны следующие общие черты:

1. Наличие развернутой идеологической  доктрины, которая охватывает все  жизненно важные стороны человеческого  бытия, которая стремится ответить  на все потенциально возникающие  у членов общества вопросы  и которой предположительно придерживаются  все, живущие л данном обществе. Эта идеология ориентирует общество  на некое конечное совершенное  состояние («коммунизм», «расово чистое» общество, «исламское государство»). Иначе говоря, она содержит в себе хилиастический призыв, основанный на категорическом неприятии существующего общества и стремлении завоевать мир ради построения нового общества. «Образ врага» всегда выступает важнейшим компонентом тоталитарной идеологии, позволяющим режиму сплотить общество перед угрозой как со стороны вредителей и диверсантов внутри общества, так и со стороны враждебного внешнего окружения.

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним  человеком, лидером харизматического  склада и вбирающая в себя  относительно небольшую часть населения (до 10 %); партия, чье ядро страстно и непоколебимо предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому, олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

3. Система террористического полицейского  контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего  надзор над ней самой в интересах  ее вождей. Такая система может  быть направлена не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых классов населения, причем террор тайной полиции систематически использует современную науку, в особенности, психологию.

4. Технологически обусловленный  и почти всеобъемлющий контроль  партии и се преданных кадров  над всеми средствами массовой  коммуникации и информации —  прессой, радио, кино.

5. Аналогичный, технологически  обусловленный и почти полный  контроль над всеми вооруженными  силами.

6. Централизованный контроль над  всей экономикой и руководство  ею посредством бюрократической  координации се ранее независимых  составных частей; этот контроль, как правило, распространяется  также на большинство других  общественных организаций и групп. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Авторитарный политический  режим

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между  тоталитаризмом и демократией. С  тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной  жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарный режим – это  система правления, при которой  власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии  народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает  индивидуальный политический деятель  из элитарной среды или правящая элитарная группа10.

Авторитарной политической системе  присущи следующие черты:

  1. автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
  2. неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;
  3. опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;
  4. монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности 
    властям;
  5. отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы, и прежде всего в экономику. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
  6. рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного авторитаризм – политический режим, при котором  неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц. Такая власть не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию  личности и общества во всех неполитических сферах.

Сохраняются авторитарные режимы с  помощью аппарата принуждения и  насилия – армии. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие народа в политической жизни. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены платить налоги, повиноваться законам без личного  участия в их обсуждении. Слабые стороны авторитаризма – полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращать  политические авантюры или произвол, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим; исключается деятельность других политических партий и организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии. Представительные органы на всех уровнях превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального или коллективного  диктата любыми средствами, в том  числе прямым насилием. Вместе с  тем авторитарная власть не вмешивается  в те области жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура, межличностные отношения, т.е. в ограниченных рамках функционируют  институты гражданского общества.

Достоинство авторитарного режима – высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы  на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные  задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, авторитаризм был желаемым режимом в ряде стран после  Второй мировой войны, на фоне существовавших в мире острых экономических и  социальных противоречий.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические  институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

За последние годы очень много  недемократических (тоталитарных и  авторитарных) режимов распалось  или трансформировалось в демократические  республики или государства на демократической  основе. Общий недостаток недемократических  политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависит прежде всего  от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны  авторитарных правителей существенно  сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем  на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой  народных восстаний. В современную  эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может  только демократическая форма правления.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, сформулируем основные выводы, сделанные в курсовой работе.

Политический режим - это особое состояние общественных отношений, которое складывается в результате применения определенных способов осуществления  публичной власти и характеризуется  уровнем развитости и гарантированности  прав и свобод человека.

Характеризуя политический режим  необходимо исследовать всю имеющуюся  в обществе совокупность публично-властных отношений, а не только государственно-властные отношения. Универсальной характеристикой  политического режима является гарантированность  прав и свобод человека и гражданина, поскольку обеспечение прав и  свобод является первой и главной  задачей государства.

Правовое регулирование политического  режима - это воздействие с помощью  правовых средств на общественные отношения  с целью закрепления или развития того состояния, в котором они  находятся в результате применения тех или иных способов осуществления  публичной власти.

Политический режим закрепляется на высшем уровне правового регулирования  и в нормативных правовых актах, имеющих высшую юридическую силу. Это дает возможность правомерно закрепленным основам режима выступать  в качестве принципов права и  воздействовать на всю систему законодательства, регулируя ее тем или иным образом. Кроме того, закрепленный с помощью  правовых средств политический режим  определяет взаимоотношение индивида и публичной власти, с одной  стороны легализуя публичную  власть, а с другой - охраняя права  и свободы индивида. Среди принципов  правового регулирования политического  режима следует отметить такие как  гарантированность прав и свобод человека как цель правового регулирования; соблюдение пределов правового регулирования; формирование высокого правосознания и высокой правовой культуры.

Информация о работе Виды политических режимов