Виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки;
- проанализировать типы современных политических режимов;

Работа содержит 1 файл

виды политических режимов.docx

— 69.72 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Политический режим - одна из определяющих категорий политической жизни государства. Опыт того или иного государства  в развитии и правовом регулировании  политического режима уникален, его  невозможно просто слепо скопировать, пытаясь приспособить к политическим отношениям другого общества. На формирование политического режима влияют такие  факторы как психология населяющего  его народа, география государства (протяженность, климат, плотность населения  и т.п.), экономическое развитие. Без  исследования этих особенностей невозможно раскрыть и понять особенности формирования политического режима - несмотря на то, что эта категория формируется  в ходе осуществления публичной  власти, перечисленные факторы обуславливают  неповторимость политического режима каждого конкретного государства.

Актуальность темы исследования заключается  в существующей на сегодняшний день необходимости исследования факторов, влияющих на политический режим России и построении на основании полученных знаний модели развития и правового  регулирования политического режима Российской Федерации. Настоящее исследование формулирует научно обоснованную модель политического режима, построенную  на основании исследования особенностей развития нашей страны.

Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной  России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Все вышесказанное указывает на актуальность и особую значимость данного исследования, на необходимость разобраться в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти, политического режима и государственности, в целом.

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- исследовать происхождение понятия  «политический режим», основные  исследовательские подходы, тенденции  современных взглядов;

- рассмотреть структуру и особенности  функционирования политического  режима, его признаки;

- проанализировать типы современных  политических режимов; 

Объектом исследования выступает  политический режим как категория политической жизни государства.

Предметом курсовой работы является типология политических режимов.

Методологическую основу составляют категории диалектики познания, труды отечественных и зарубежных ученых (философов, юристов, социологов, политологов), специальная литература, нормативно-правовой материал. Сложность и многоплановость темы определили комплексную методологию работы, использование как общенаучных, так и частных методов: функционального, сравнительного, исторического, логического, системного, социологического, структурного, институционального и др.

При написании работы  изучен ряд  работ таких авторов, как Бутенко А.П., Венгеров А.Б., Смолин О.Н., Кудрявцев Ю.А., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Малько А.В., Морозова Л.А. и другие.

На защиту выносятся следующие  теоретические положения, выводы, предложения  и рекомендации, которые содержат элемент новизны и представляют теоретический и практический интерес:

1.Государственный режим — это совокупность методов, приемов, способов осуществления государственной власти, выражаемая посредством реальных политико-правовых инструментов, часть политического режима, отражающая непосредственные управляющие, регулирующие действия государства.

Политический режим — это элемент и одновременно динамическая характеристика политической системы государства, заключающаяся в системе приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в государстве, а также степень адекватности восприятия существующей системы управления обществом и взаимодействия с ней.

2. Характеристика политического режима современного Российского 
государства в качестве демократического рассматривается как 
односторонняя, поскольку в данном случае политический режим 
отождествляется с режимом государственным, что не позволяет выйти за 
рамки отношений, очерченных понятием «государственный режим», и 
проанализировать отношения, характеризующие режим политический.

3. Политический режим России формально, юридически, 
законодательно закреплен как демократический. Фактически имеют место 
антидемократические проявления и элементы авторитарного характера. На 
основе данных автором определений, а также соотношения политического и 
государственного режима он предлагает государственный режим 
современного Российского государства трактовать как демократический, а политический режим современного Российского государства — как режим, обладающий как элементами демократизма, так и элементами авторитаризма.

4. На современное состояние политического режима влияют различные 
факторы экономического, социального, политического и иного характера. 
Нестабильность переходного периода, повлиявшая на качество правового 
сознания и правовой культуры общества, привела к определенным 
рассогласованиям в соотношении различных уровней органов 
государственной власти.

 

 

Глава 1. Форма политического (государственного) режима

1.1. Понятие и значение государственно-политических режимов

 

В науке сложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении политических режимов1. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным подходом, другая — с социологическим. Различия, имеющиеся в рамках данных традиций, весьма существенны, хотя и отнюдь не непреодолимы. В первом случае преимущественное внимание уделяется формально-юридическим, процедурным характеристикам осуществления власти, во втором — ее социальным основаниям и происхождению. Рассмотрим данные определения более подробно.

Нас же конечно интересует определение  политического режима как формы  государства, поэтому обратимся  за поиском такового в труды исследователей теории государства и права.

Так Л.И. Спиридонов отмечает: «Политический  режим - характеристика не только (и  даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения  между людьми по поводу государственной  власти и отношения людей с  государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются  именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним  из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические  и культурные основы этого общества обусловливают характер государства  не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы».

Корельский В.М. подчеркивает, «политический  режим — это методы осуществления  политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое  складывается в результате взаимодействия и 

противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом».

Марченко М.Н. определяет политический (государственный) режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере  применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные.

В литературе зачастую происходит отождествление понятий «политический режим» и  «государственный режим» (государственно-правовой режим). А отдельные исследователи  говорят о «замене» терминов «государственный»  на «политический» режим.

Так, применительно к Конституционному праву понятие «политический  режим» постепенно заменяется на «государственный режим». Чиркин В.Е. так это объясняет: в последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит  за пределы формы государства, относится  не только к такой форме, но и к  политической системе общества в  целом. Он не может быть сведен к  методам деятельности государственных  органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного  социализма невозможно понять существо политического режима без учета  руководящей роли коммунистической партии), массовых общественных объединений, политическую, в том числе неорганизованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном  праве все чаще говорится не о политическом режиме (это скорее категория политологии), а о режиме государственном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

При этом государственный режим  определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления  государственной власти в той или иной стране». Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

В теории права и государства государственный и политический режим – это тождественные понятия2. Такой вывод можно сделать основываясь на следующие обстоятельства:

1) как политический, так и государственный режим – это характеристики именно формы государства.

2) обе категории характеризуют набор способ и методов осуществления власти (государственной власти).

Истории известны самые различные  политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд  других.

Тем не менее в научном  обороте категория «политический  режим» появилась сравнительно недавно - в 60-е гг. прошлого столетия. В настоящее время в политологии данная категория используется в трех значениях.

В первом значении политический режим полностью отождествляется  с формой государства, является ее синонимом  и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму  государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление  во многом предопределяющее особенности  функционирования политической системы  общества в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики различных способов, приемов и  методов осуществления государственной  власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она  используется, прежде всего, в юриспруденции  в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.

Особенность данной формы  государства состоит в том, что  она имеет определенную самостоятельность  и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской  формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных  ограниченных монархий существует значительно  более демократический режим, чем  в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или  иной формой государственного устройства.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве  мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые  обусловливаются влиянием огромного  количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной  стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или  иным модификациям рассматриваемой  формы государства.

Появившись в научном обороте  в 60-е гг. XX века, категория «политический  режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера  должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы  государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.

Информация о работе Виды политических режимов