Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:27, курсовая работа
Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.
Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования Парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего правотворчества.
Введение………………………………………………………………… 4
1. Право законодательной инициативы……………………………….. 6
2. Рассмотрение законопроектов………………………………………. 13
3. Отлагательное вето Президента…………………………………….. 20
4. Опубликование законопроекта……………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………….. 33
По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.
Право законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь принадлежит не менее чем 150 тысячам граждан.
Правовую основу реализации права законодательной инициативы граждан составляют Конституция Республики Беларусь, Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами совместно. Право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей проектов законов Республики Беларусь.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства Республики Беларусь.
Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм могут вноситься в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия [ 2, стр.155 ].
Право законодательной инициативы реализуется гражданами посредством внесения в Палату представителей проектов законов:
- о внесении изменений и
- о внесении изменений или
дополнений в законы
- о толковании законов
- иных проектов законов
Проект закона, предлагаемый гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы для последующего внесения в Палату представителей, должен соответствовать Конституции Республики Беларусь, требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также иным законодательным актам Республики Беларусь.
Гражданами, выступающими с предложением о внесении проекта закона в Палату представителей, образуется инициативная группа граждан по реализации права законодательной инициативы в количестве не менее 100 человек.
Инициативная группа создается в целях сбора подписей за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей, представления интересов граждан при подготовке, внесении проекта закона в Палату представителей, его рассмотрении в Палате представителей, а также отзыве проекта закона из Палаты представителей [ 3].
Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента Республики Беларусь, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь [ 5 ].
Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам, а также вправе внести в Палату представителей проекты законов
о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь,
о толковании Конституции Республики Беларусь.
Президент дает согласие либо поручает Совету Министров Республики Беларусь дать согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов: имеет право вносить или дать поручение Совету Министров Республики Беларусь внести в Палату представителей и Совет Республики предложение об объявлении законопроекта срочным.
Проекты законов, предложения, внесенные Президентом в порядке
законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в
соответствии с регламентами палат Национального собрания Республики
Беларусь, а при объявлении рассмотрения проектов законов срочными -
в течение десяти дней со дня их внесения на рассмотрение.
Президент может потребовать, чтобы Палата представителей, Совет
Республики на своих заседаниях принимали решения, голосуя в целом за
весь внесенный Президентом проект или его часть, сохранив лишь те
поправки, которые предложены или приняты Президентом. Президент дает
согласие Совету Министров Республики Беларусь на внесение такого
требования в Палату представителей и Совет Республики в отношении
проектов и поправок к ним, представляемых Правительством.
Президент или по его поручению Совет Министров Республики
Беларусь могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла
окончательное решение в случае, если после отклонения Советом
Республики принятого Палатой представителей законопроекта
согласительная комиссия палат Национального собрания Республики
Беларусь не приняла согласованный текст законопроекта [ 6 ].
Право законодательной инициативы реализуется Советом Республики в форме внесения в Палату представителей проектов законов, за исключением проектов законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь и о толковании Конституции Республики Беларусь.
Мотивированное предложение о внесении в Палату представителей проекта закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы могут внести в письменной форме Президиум Совета Республики, постоянные комиссии и члены Совета Республики. Предложение вносится на имя Председателя Совета Республики.
Председатель Совета
Предложение с прилагаемыми
к нему документами и
Постоянная комиссия, которой
поручено подготовить
Постоянная комиссия вправе
принимать решение о
По результатам проведенной работы на заседании указанной постоянной комиссии открытым голосованием большинством от ее полного состава может быть принято одно из следующих решений:
- рекомендовать Совету Республики внести в Палату представителей проект закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы и назначить представителя Совета Республики при рассмотрении этого проекта закона в Палате представителей;
- рекомендовать Совету Республики в целом одобрить проект закона (концепцию проекта закона) и поручить соответствующей постоянной комиссии организацию подготовки проекта закона для последующего решения Советом Республики вопроса о внесении в Палату представителей проекта закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы;
- рекомендовать Совету Республики отклонить предложение о внесении в Палату представителей проекта закона в порядке реализации Советом Республики права законодательной инициативы.
На основании соответствующего решения постоянной комиссией подготавливается заключение по проекту закона. Заключение постоянной комиссии должно содержать указание на причины содержащейся в нем рекомендации.
Постоянной комиссией также
готовится проект
Рассмотрение на заседании
Совета Республики предложения
о внесении в Палату
Решение по результатам
рассмотрения предложения о
Постановление о внесении проекта закона в Палату представителей и назначении представителя Совета Республики при рассмотрении его в Палате представителей считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики [ 4 ].
Таким образом, законодательная инициатива предусматривает внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты Представителей, которая принадлежит Президенту, депутатам Палаты Представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, которые обладают избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек. Любой законопроект вначале рассматривается в Палате Представителей, а затем в Совете Республики. Проекты законов, которые вносятся на рассмотрение в Палату Представителей: о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, в законы Республики Беларусь, об их толковании и т.д. Палата Представителей принимает предложение проекта закона либо отклоняет его. Принятые Палатой Представителей законопроекты передаются на рассмотрение в Совет Республики.
2. Рассмотрение законопроектов
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Законопроект, за исключением случаев, которые предусмотрены Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней.
Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики.
В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.
Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, который указан выше, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней.
Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.
Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь