Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.
Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования Парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего правотворчества.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 4
1. Право законодательной инициативы……………………………….. 6
2. Рассмотрение законопроектов………………………………………. 13
3. Отлагательное вето Президента…………………………………….. 20
4. Опубликование законопроекта……………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 1 КУРС.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

   Датой официального опубликования правового акта считается дата выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

   В случае разновременного опубликования правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования правового акта определяется по дате первоначального опубликования.

   Официальное опубликование правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев:

- опубликования правовых актов, отдельные положения которых содержат государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения;

- принятия нормотворческим органом (должностным лицом) решения о том, что отдельные положения нормативного правового акта не подлежат рассылке (с использованием соответствующего подстрочного примечания). При этом такой нормативный правовой акт подлежит включению в полном изложении в единый эталонный банк данных правовой информации, формируемый Национальным центром правовой информации.

   Опубликование правовых актов в изданиях, не названных выше, осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации.

   Правовые акты могут быть опубликованы в неполном изложении с пометкой «Извлечение», а также доведены до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

   Опубликование, которое было описано выше, является неофициальным и осуществляется только после официального опубликования соответствующих правовых актов и в соответствии с официально опубликованными текстами этих актов.

   Правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты принятия (издания), порядкового номера и названия правового акта.

   При опубликовании правовых актов в изданиях, обязательно указываются также источник официального опубликования каждого правового акта, номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по распространению правовой информации, если в соответствии с законодательством наличие этой лицензии необходимо.

   Правовые акты, направленные уполномоченными государственными органами (должностными лицами) в соответствующие газеты для официального опубликования, должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения, за исключением декретов Президента Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, которые подлежат немедленному опубликованию [ 10 ].

   Итак, опубликование закона означает помещение его текста в установленном официальном печатном издании, которое воспроизводит полный аутентичный текст закона. Целью данной стадии законодательного процесса является официальное доведение до сведения исполнителей содержания принятого акта, широкое ознакомление с законом общественности, граждан и государственных органов, издание разного рода официальных дубликатов.

   Различается неофициальное и официальное опубликование закона.

При неофициальном опубликовании  сообщение об издании закона или  изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, организациями. Неофициальное опубликование имеет только информационное значение и не порождает правовых последствий. В его процессе могут быть представлены не только вновь принятые законы, но и законы, утратившие силу, а также проекты законов.

   Официальное опубликование закона необходимо для создания дубликатов официального текста принятого закона и определения вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени уполномоченного субъекта законодательного процесса для всеобщего сведения полного и точного текста принятого закона путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно ссылаться в сводах и собраниях законодательства, актах применения права, печатных работах, судебных заседаниях и т.д.

   Дата опубликования имеет важное значение, поскольку от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу. Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу. Это является одним из основополагающих конституционных принципов современных государств. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации — соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать законы, то их опубликование есть необходимое условие получения гражданами такого знания.

   На практике может иметь место такая ситуация, когда закон опубликован, но не вступил в силу, поскольку существуют разные правила вступления в силу:

l) с момента опубликования;

2) в срок, указанный непосредственно в самом законе или в нормативном акте, устанавливающем особенности его вступления в силу;

3) в срок, предусмотренный законодательством страны для вступления законов в силу (во Франции - 1 день, в Италии - 15 дней, в Японии - 20 дней).

   Кроме того, для отдельных норм, статей, частей статей, глав, разделов закона могут быть установлены разные сроки вступления в силу.

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Рассмотренные стадии законодательного процесса позволяют сделать некоторые выводы:

1. Законопроект становится законом по прошествии не всех стадий законодательного процесса, а уже на парламентском этапе. Подчеркнем, что законопроект становится законом с момента его одобрения Советом Республики;

2. Превращение законопроекта в закон не означает завершение законодательного процесса. Необходимо осуществить еще целый ряд процедур (стадий) для вступления закона в силу.

   В среднем прохождение законодательного процесса занимает 2,5 года: самой длинной стадией является стадия рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей, второй по длине – планирование законопроекта – 0, 5 лет.

   На мой взгляд, столь долгое «путешествие» проекта по стадиям является не отрицательной чертой, а скорее положительной. Ведь принятые законы начинают действовать, они касаются всех граждан нашего государства (и не граждан тоже). Поэтому важно, чтобы закон был своевременным, обдуманным и правильным. А добиться того, чтобы закон стал таким, невозможно за короткий промежуток времени. Конечно, идеальных законов не существует, но столь упорное и длительное «копание» в проекте закона, безусловно, позволяет не принимать скоропалительных решений и те проекты, которые стали законами, действительно являются ответом на наши потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

2. Конституционное право Республики  Беларусь: ответы на экзаменационные  вопросы./ Т. С. Масловская, - 3е  изд., перераб. – Минск, 2009 г. –  224 стр.

3. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. №248-З "О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь" [Электронный ресурс] // Текст документа по состоянию на 1 ноября 2007 года (архив). – Минск. -

URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb0376.htm

4. Регламент Совета Республики  Национального Собрания Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 57 [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. –

URL: http://www.sovrep.gov.by/index.php/reglament_sr.html

5. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете министров Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. – URL:                http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10800424&p2=%7BNRPA%7D

6. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. – URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19503602&p2=%7BNRPA%7D

7. Закон Республики Беларусь  от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном Собрании Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. – URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H10800370

8. Регламент Палаты представителей  Национального Собрания Республики  Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1033-П3/IX [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. –

URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H20801033

9. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. –URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10000361&p2=%7BNRPA%7D

10. Положение «Об официальном  опубликовании и вступлении в  силу правовых актов Республики  Беларусь» от 10 декабря 1998 г. № 22 [Электронный ресурс] // с изменениями и дополнениями. - Минск. –

URL: http://laws.newsby.org/documents/dekretp/dek00136.htm

 

 

 

 


Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь