Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:20, курсовая работа
Сущность производственной деятельности состоит в создании материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Промышленное производство призвано обеспечить экономику и население средствами производства и предметами потребления. Выпуск продукции для удовлетворения определенной общественной потребности – основное назначение предприятия. Однако предприятие должно производить только те виды продукции и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ выпуска продукции (услуг) имеет важное значение.
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)	5
1.1. Выпуск продукции (услуг)
предприятия как объект статистического исследования	5
1.2. Методы статистического анализа продукции (услуг) предприятия	10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ	16
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия	16
2.2. Анализ динамики и структуры товарной продукции предприятия	17
2.3. Индексный анализ производства продукции предприятия	25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	31
Базисный темп роста в 2010 году:
Темп прироста определяется как отношение соответствующего абсолютного прироста к уровню предыдущего года (цепной темп прироста) или к уровню базисного года (базисный темп прироста).
Цепной темп прироста товарной продукции в 2010 г. равен:
Базисный темп прироста товарной продукции в 2010 г. равен:
Динамика объема товарной продукции предприятия представлена на рис. 2.2.
Из рисунка видно, что объем товарной продукции предприятия имеет тенденцию к увеличению. Исключение составляет 2010 год, в котором отмечено резкое снижение объемов производства и реализации продукции.
Рис. 2.2. Динамика товарной продукции ОАО «Москворечье»
Для характеристики ряда динамики необходимо также рассчитать средние показатели временного ряда. Средний уровень ряда определяется по формуле средней арифметической простой:
| (2.1) | 
где: yi – уровень показателя в i-том году; 
n – число уровней 
динамического ряда.
Средний уровень ряда равен:
Средний абсолютный прирост также определяется как средняя арифметическая цепных абсолютных приростов:
Средний темп роста определяется по формуле:
| (2.2) | 
где: – базисный темп роста в последнем году динамического ряда.
Средний темп роста товарной продукции равен:
Средний темп прироста рассчитывается как средний темп роста минус 100%:
Таким образом, средний объем товарной продукции ОАО «Москворечье» в 2008-2012 гг. составил 445939,2 тыс. руб. В среднем объем товарной продукции хлебокомбината ежегодного увеличивается на 12559,8 тыс. руб. или 2,5% по сравнению с прошлым периодом.
В таблице 2.2 рассчитаны показатели структуры товарной продукции предприятия.
Удельный вес отдельных наименований продукции в общем объеме товарной продукции определяется по формуле:
| (2.3) | 
где: Qi – объем 
производства i-того наименования 
продукции; 
ТП – объем товарной продукции предприятия.
Удельный вес хлеба белого в общем объеме товарной продукции в 2011 году равно:
В 2012 году:
Структура товарной продукции ОАО «Москворечье»
| № | Наименование продукции | Объем производства, тыс. руб. | Удельный вес, % | Изменения в удельном весе, % | ||
| 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||
| 1 | Хлеб белый | 38794,6 | 51866,1 | 9,7% | 9,8% | 0,1% | 
| 2 | Хлеб крестьянский | 40232,8 | 53012,7 | 10,1% | 10,0% | 0,0% | 
| 3 | Хлеб столичный | 26689,0 | 36581,8 | 6,7% | 6,9% | 0,2% | 
| 4 | Батон нарезной | 26285,3 | 35466,0 | 6,6% | 6,7% | 0,1% | 
| 5 | Батон подмосковный | 23313,7 | 30771,7 | 5,8% | 5,8% | 0,0% | 
| 6 | Хлеб дарницкий | 27316,6 | 35760,6 | 6,8% | 6,8% | -0,1% | 
| 7 | Хлеб украинский новый | 26036,8 | 33733,0 | 6,5% | 6,4% | -0,1% | 
| 8 | Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой | 14318,9 | 20090,0 | 3,6% | 3,8% | 0,2% | 
| 9 | Сдоба "Лакомка" с повидлом | 7640,6 | 10866,9 | 1,9% | 2,1% | 0,1% | 
| 10 | Плюшка московская | 14237,0 | 18125,5 | 3,6% | 3,4% | -0,1% | 
| 11 | Рогалик "Нежный" | 8323,1 | 11051,0 | 2,1% | 2,1% | 0,0% | 
| 12 | Сдоба с корицей | 12484,9 | 16650,6 | 3,1% | 3,1% | 0,0% | 
| 13 | Сдоба с маком | 12987,3 | 16975,8 | 3,2% | 3,2% | 0,0% | 
| 14 | Слойка аппетитная с сыром | 9388,1 | 13179,4 | 2,3% | 2,5% | 0,1% | 
| 15 | Слойка аппетитная с повидлом | 8362,4 | 10228,3 | 2,1% | 1,9% | -0,2% | 
| 16 | Кулич майский | 23551,7 | 29560,1 | 5,9% | 5,6% | -0,3% | 
| 17 | Кекс столичный | 47628,0 | 62440,0 | 11,9% | 11,8% | -0,1% | 
| 18 | Кекс весенний | 32030,5 | 42399,4 | 8,0% | 8,0% | 0,0% | 
| Всего: | 399621 | 528759 | 100,0% | 100,0% | ||
Удельные веса 
по остальным наименованиям 
Значительных изменений в структуре товарной продукции за период 2011-2012 гг. не произошло. Структура товарной продукции графически изображена на рис. 2.3. Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в товарной продукции предприятия составляет хлеб различных наименований.
Второй по значимости товарной группой являются слойки, кексы и куличи, занимающие 30,4% от общего объема товарной продукции.
Также можно проанализировать структуру товарной продукции в физическом объеме. Для этого необходимо привести всю продукцию к одинаковым единицам измерения (тоннам), так как хлебобулочные изделия имеют различную массу (табл. 2.3).
Объем производства изделия в тоннах равен произведению объема производства в штуках на массу изделия. В 2011 году объем производства хлеба белого в тоннах составил:
Рис. 2.3. Структура товарной продукции ОАО «Москворечье» в 2011-2012 гг.
Объем производства хлеба белого в тоннах в 2012 году:
Удельный вес хлеба белого в физическом объеме продукции:
Удельный вес остальных наименований продукции в физическом объеме рассчитан в табл. 2.3.
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в физическом объеме продукции занимают следующие наименования: хлеб белый (17,3%), хлеб крестьянский (14,7%), хлеб столичный (11,8%), хлеб дарницкий (12,1%) и хлеб украинский новый (11,7%).
Структура физического объема произведенной продукции представлена на рис. 2.4.
Структура товарной продукции ОАО «Москворечье» в физическом объеме
| № | Наименование продукции | Объем производства, тыс. шт. | Масса изделия, кг | Объем производства, т | Удельный вес, % | |||
| 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||
| 1 | Хлеб белый | 3463,8 | 4630,9 | 0,75 | 2597,9 | 3473,2 | 17,1% | 17,3% | 
| 2 | Хлеб крестьянский | 3438,7 | 4531 | 0,65 | 2235,2 | 2945,2 | 14,8% | 14,7% | 
| 3 | Хлеб столичный | 2471,2 | 3387,2 | 0,7 | 1729,8 | 2371,0 | 11,4% | 11,8% | 
| 4 | Батон нарезной | 2857,1 | 3855 | 0,43 | 1228,6 | 1657,7 | 8,1% | 8,3% | 
| 5 | Батон подмосковный | 2710,9 | 3578,1 | 0,4 | 1084,4 | 1431,2 | 7,2% | 7,1% | 
| 6 | Хлеб дарницкий | 2652,1 | 3471,9 | 0,7 | 1856,5 | 2430,3 | 12,3% | 12,1% | 
| 7 | Хлеб украинский новый | 2577,9 | 3339,9 | 0,7 | 1804,5 | 2337,9 | 11,9% | 11,7% | 
| 8 | Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой | 2202,9 | 2998,5 | 0,1 | 220,3 | 299,9 | 1,5% | 1,5% | 
| 9 | Сдоба "Лакомка" с повидлом | 1389,2 | 1873,6 | 0,1 | 138,9 | 187,4 | 0,9% | 0,9% | 
| 10 | Плюшка московская | 1715,3 | 2183,8 | 0,15 | 257,3 | 327,6 | 1,7% | 1,6% | 
| 11 | Рогалик "Нежный" | 1570,4 | 2085,1 | 0,08 | 125,6 | 166,8 | 0,8% | 0,8% | 
| 12 | Сдоба с корицей | 2046,7 | 2729,6 | 0,1 | 204,7 | 273,0 | 1,4% | 1,4% | 
| 13 | Сдоба с маком | 1938,4 | 2533,7 | 0,1 | 193,8 | 253,4 | 1,3% | 1,3% | 
| 14 | Слойка аппетитная с сыром | 1380,6 | 1781 | 0,08 | 110,4 | 142,5 | 0,7% | 0,7% | 
| 15 | Слойка аппетитная с повидлом | 1441,8 | 1763,5 | 0,08 | 115,3 | 141,1 | 0,8% | 0,7% | 
| 16 | Кулич майский | 895,5 | 1119,7 | 0,45 | 403,0 | 503,9 | 2,7% | 2,5% | 
| 17 | Кекс столичный | 1701,0 | 2230 | 0,3 | 510,3 | 669,0 | 3,4% | 3,3% | 
| 18 | Кекс весенний | 1104,5 | 1422,8 | 0,3 | 331,4 | 426,8 | 2,2% | 2,1% | 
| Всего: | - | 15147,8 | 20037,7 | 100,0% | 100,0% | |||
Рисунок 2.4 показывает, что основную долю товарной продукции в физическом объеме составляет хлеб (83,1%). Слойки, кексы и куличи, стоимость которых составляет около 30% товарной продукции, в физическом объеме составляют лишь 9,7% общего выпуска продукции.
Рис. 2.4. Структура 
физического объема товарной продукции 
ОАО «Москворечье» в 2011-2012 гг.
Исходные данные для индексного анализа товарной продукции хлебокомбината приведены в табл. 2.4. Прежде всего, рассчитаем индивидуальные индексы физического объема продукции и цен по отдельным наименованиям продукции.
Индивидуальный индекс физического объема производства хлеба белого равен:
Это означает, что объем производства белого хлеба увеличился на 33,7% по сравнению с 2011 годом.
Индивидуальный индекс цен по хлебу белому:
Это означает, что цена на белый хлеб не изменилась по сравнению с 2011 годом.
Расчет индексов 
физического объема и цен на продукцию 
ОАО «Москворечье»
| № | Наименование продукции | Оптовая цена, руб. | Объем производства, тыс. шт. | Индивидуальные индексы | |||
| 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | физического объема | цен | ||
| 1 | Хлеб белый | 11,20 | 11,20 | 3463,8 | 4630,9 | 1,337 | 1,000 | 
| 2 | Хлеб крестьянский | 11,70 | 11,70 | 3438,7 | 4531,0 | 1,318 | 1,000 | 
| 3 | Хлеб столичный | 10,80 | 10,80 | 2471,2 | 3387,2 | 1,371 | 1,000 | 
| 4 | Батон нарезной | 9,20 | 9,20 | 2857,1 | 3855,0 | 1,349 | 1,000 | 
| 5 | Батон подмосковный | 8,60 | 8,60 | 2710,9 | 3578,1 | 1,320 | 1,000 | 
| 6 | Хлеб дарницкий | 10,30 | 10,30 | 2652,1 | 3471,9 | 1,309 | 1,000 | 
| 7 | Хлеб украинский новый | 10,10 | 10,10 | 2577,9 | 3339,9 | 1,296 | 1,000 | 
| 8 | Сдоба "Каприз" с фруктовой начинкой | 6,50 | 6,70 | 2202,9 | 2998,5 | 1,361 | 1,031 | 
| 9 | Сдоба "Лакомка" с повидлом | 5,50 | 5,80 | 1389,2 | 1873,6 | 1,349 | 1,055 | 
| 10 | Плюшка московская | 8,30 | 8,30 | 1715,3 | 2183,8 | 1,273 | 1,000 | 
| 11 | Рогалик "Нежный" | 5,30 | 5,30 | 1570,4 | 2085,1 | 1,328 | 1,000 | 
| 12 | Сдоба с корицей | 6,10 | 6,10 | 2046,7 | 2729,6 | 1,334 | 1,000 | 
| 13 | Сдоба с маком | 6,70 | 6,70 | 1938,4 | 2533,7 | 1,307 | 1,000 | 
| 14 | Слойка аппетитная с сыром | 6,80 | 7,40 | 1380,6 | 1781,0 | 1,290 | 1,088 | 
| 15 | Слойка аппетитная с повидлом | 5,80 | 5,80 | 1441,8 | 1763,5 | 1,223 | 1,000 | 
| 16 | Кулич майский | 26,30 | 26,40 | 895,5 | 1119,7 | 1,250 | 1,004 | 
| 17 | Кекс столичный | 28,00 | 28,00 | 1701,0 | 2230,0 | 1,311 | 1,000 | 
| 18 | Кекс весенний | 29,00 | 29,80 | 1104,5 | 1422,8 | 1,288 | 1,028 | 
| Всего: | 37558,0 | 49515,3 | |||||
Из таблицы видно, что цены на продукцию хлебокомбината в отчетном периоде практически не изменились – большинство индивидуальных индексов цен равно 1. Несколько повысились цены на следующие изделия: сдоба «Каприз» (на 3,1%), сдоба «Лакомка» (на 5,5%), слойка с сыром (на 8,8%), кулич майский (0,4%) и кекс весенний (2,8%).
Объем производства практически по всем видам изделий увеличился примерно на 30%.
Рассчитаем агрегатный индекс товарной продукции:
Это означает, что объем товарной продукции предприятия увеличился на 32,3% по сравнению с прошлым годом.
Агрегатный индекс физического объема продукции равен:
Полученное значение индекса говорит о том, что за счет увеличения физического объема продукции стоимость товарной продукции возросла на 31,4% по сравнению с 2011 годом.
Агрегатный индекс цен равен:
Полученное значение индекса говорит о том, что за счет изменения цен на продукцию стоимость товарной продукции предприятия увеличилась на 0,7%.
Проверим правильность расчетов:
Поскольку в обоих случаях было получено одно и то же значение индекса товарной продукции, то расчеты проведены правильно.
Абсолютное изменение объема товарной продукции равно:
Изменение объема товарной продукции за счет изменения физического объема рассчитывается по формуле:
| (2.4) | 
где: 
 – отчетный объем товарной 
продукции в ценах базисного периода; 
 – базисный объем товарной 
продукции.
Рассчитаем отдельно отчетный объем товарной продукции в ценах базисного периода:
Изменение товарной продукции за счет физического объема:
Изменение объема товарной продукции за счет изменения цен на продукцию рассчитывается по формуле:
| (2.5) | 
где: – отчетный объем товарной продукции в фактических ценах.
Изменение объема товарной продукции за счет изменения цен равно:
Общее изменение товарной продукции: