Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава I Метод опроса как основной метод получения социологической информации …………………………………………………5
1.1 Анкетирование в социологическом исследовании…………………5
1.2 Интервью как один из видов сбора социологической информации………………………………………………………………………14
1.3 Правила составления вопросов…………………………………….17
Глава II Социологическое исследование граждан, призванных на военную службу………… ………………………...……………………………20
2.1 Отношение призывников осеннего призыва 2010 года к службе в Вооруженных Силах РФ………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы…….………………………………………………..33
анкетирование опрос вопрос интервью

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИСЭИПП.docx

— 130.80 Кб (Скачать)

     5. контрольные вопросы, проверяющие  устойчивость и непротиворечивость  мнений респондентов;

     6. вопросы – «ловушки», являющиеся  разновидностью контрольных, предназначенные  для выяснения степени искренности  ответов;

     7. наводящие вопросы, помогающие  точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

     8. дихотомические вопросы, предполагающие  два взаимоисключающих друг друга  варианта ответа (типа «да-нет»);

     9. вопросы – «меню», т.е. с поливариантными  ответами, когда респондент может  выбрать любое сочетание вариантов  ответов;

     10. вопросы – «диалоги», ответы  на которые составляются из  ответов воображаемых лиц;

     11. шкальные вопросы, т.е. такие,  ответ на которые заключен  в шкалировании чего-либо;

     12. табличные вопросы, предполагающие  ответ в форме заполнения таблицы;

     13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые  всеми теоретически возможными  вариантами ответа, из которых  респонденту предстоит выбрать  тот, который соответствует его  мнению;

     14. открытые вопросы, не содержащие  ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что  хочет, в специально отведенном  месте анкеты;

     15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы,  на которые заранее дана лишь  часть вариантов ответа, которая  может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать  свой вариант.

     Разрабатывая  текст анкеты, следует избегать однообразия  используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет  свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о  последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все  нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет  формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные  для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок. 4

     Метод анкетирования – психологический вербально – коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно  назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются  лишь его ответы). Анкетирование  проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей  по каким-то вопросам и охватить большое  число людей за короткий срок.

     Пионером  использования анкеты в психологическом  исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

     Виды  анкетирования:

     По  числу респондентов:

     – индивидуальное анкетирование (один респондент);

     – групповое анкетирование (несколько респондентов);

     – массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

     По  полноте охвата:

     – сплошное (опрос всех представителей выборки);

     – выборочное (опрос части выборки);

     По  типу контактов с респондентом:

     – очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

     – заочное (анкетёр отсутствует);

     С ростом популярности Интернета всё  более востребованным способом сбора  данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

     Необходимо  отметить, что искусство анкетного  опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ  Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в  тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо социологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя.

     Первая  отличительная особенность социологического опроса – количество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Когда опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину социальной реальности.

     Вторая  отличительная особенность социологического опроса – достоверность и объективность  получаемой информации. Эта особенность  фактически связана с первой: опрашивая  сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблюдены  все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

     Третья  особенность социологического опроса заключается в самой цели опроса. Врач, журналист или следователь  не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они  добиваются правдивой информации от опрашиваемого: следователь – в  большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, –  в меньшей. Но ни один из них не нацелен  на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Интервьюирование – сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога  наивысшего профессионализма. Кроме  того, возможно искажение результатов  за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

     Анализ  публикаций, содержащих результаты социологических  исследований, показывает, что почти 90% имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

     Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой – проводившиеся  издавна статистические, психологические  и тестовые исследования, что позволило  накопить огромный и уникальный опыт.

     Во-вторых, метод опроса отличается относительной  простотой. Поэтому именно ему нередко  отдается предпочтение в сравнении  с другими методами получения  эмпирической информации. В этой связи  метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют  с социологической наукой вообще.

     В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет  получать информацию, как об объективных  фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных  планах, интересах и т.д.

     В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять  при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах.

     В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке  полученной с его помощью социологической  информации. 
 
 
 
 

     1.2 Интервью как один из видов сбора социологической информации. 

     Достаточно  распространенной формой социологических  опросов является интервью, которое  представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Интервью – целенаправленная, заранее  запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого  во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или  ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного  опроса (анкетирования).

     Различают несколько видов интервью: «от  полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры  опроса».

     Свободное интервью, как правило, не имеет плана  и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное  интервью применяется при опросах  экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.

     Цель  фокусированного интервью – изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях, знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.5

     При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.

     Интервью  с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему  собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или  стенографии. При интервью с закрытыми  вопросами, которое обычно называют стандартизованным, исследователь  обращается к респондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в  которой содержатся в основном вопросы  закрытого типа. Респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Стандартизованное  интервью – наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения.

     Классифицирующим  признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и  время, стратегия и тактика его  проведения, состав участников. Опрос  на рабочем месте для многих категорий  респондентов чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает  излишнюю напряженность во время  интервью. Достоинство опроса по месту  жительства респондента состоит  в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник  длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек  подумал над вопросом и ответил  более полно и точно. Специальное  место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно  перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, так как оно лишено перечисленных  выше недостатков. Это может быть комната отдыха, класс технической  учебы и т.д.

     Существенное  влияние на качество ответов может  оказать присутствие третьих  лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования  респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его  в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и  т.д. Иногда они создают ироническую  атмосферу во время беседы, побуждают  респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить.

     При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу  для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности  гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для  того чтобы внести в контакт с  респондентом что-то личностное, интервьюеру  рекомендуется начать беседу с разговора  на какие-либо отвлеченные темы: о  погоде, семье, детях, спорте.

     При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила: не допускать своей интерпретации  формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте  следует ставить в известность  научных руководителей опроса; не допускать своего толкования ответа на вопрос; задавать вопросы строго в той же последовательности, которая  предусмотрена анкетой; исключить  сознательный пропуск каких-либо вопросов, зафиксированных в анкете, кроме  специально оговоренных. Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру  рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность  подумать респонденту.

Информация о работе Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика