Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава I Метод опроса как основной метод получения социологической информации …………………………………………………5
1.1 Анкетирование в социологическом исследовании…………………5
1.2 Интервью как один из видов сбора социологической информации………………………………………………………………………14
1.3 Правила составления вопросов…………………………………….17
Глава II Социологическое исследование граждан, призванных на военную службу………… ………………………...……………………………20
2.1 Отношение призывников осеннего призыва 2010 года к службе в Вооруженных Силах РФ………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы…….………………………………………………..33
анкетирование опрос вопрос интервью

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИСЭИПП.docx

— 130.80 Кб (Скачать)

     С другой стороны, и это главное, - морально-психологический  ущерб, причиненный призывникам. Призывники осознают, что принцип всеобщей воинской обязанности применим не для всех, а нарушение социальной справедливости в армии начинается уже с момента  их призыва на военную службу.

     Но  еще большую обеспокоенность  вызывает то, что большинство (64%) призывников  безразлично относятся к тем, кто получил отсрочку незаконным путем. Демонстрируя тем самым, что  они тоже потенциально (по возможности) могли бы стать «уклонистами» (рис. 1)

       

     Факты незаконного уклонения молодых  людей от службы в армии выглядят вопиющими нарушениями принципов  правового и социального государства  и наносят серьезный вред морально-психологическому состоянию призывников, в том  числе их убежденности в необходимости  защиты Отечества.

     Абсолютное  большинство родителей (родственников  и друзей) призывников оказывают  им значительную моральную поддержку. Например, в большинстве случаев (75%) родители призывников одобряют решение своих сыновей пойти  на военную службу.

     Важно заметить, что именно друзья и знакомые, уже прошедшие военную службу по призыву, формируют основные представления  призывников об ее особенностях и  довольно часто дают негативные оценки. К сожалению, эта категория молодежи, как правило, остается без внимания военных комиссариатов, ДОСААФ, ветеранских  и молодежно-патриотических организаций  (рис.2).

     

         Вместе с тем роль средств массовой информации среди источников информирования молодежи страны об особенностях прохождения военной службы по призыву, по оценкам призывников, очень незначительна (4%).

     Неслучайно  большая часть (55%) пополнения слабо  представляет специфику прохождения  военной службы. Вот почему важно  организовывать проведение широкомасштабной информационно-пропагандистской работы по сопровождению призывных кампаний, что в конечном итоге будет  способствовать привлечению молодежи к службе в Вооруженных Силах, а также воспитанию у них гражданственности. Доминирующими ожиданиями призывников от военной службы являются: возможности физического самосовершенствования (49%), ознакомления с жизнью в различных регионах нашей страны и испытания себя в сложных условиях (по 47%) (табл. 2).

     Таблица 2

       Основные ожидания  призывников от  военной службы (в  %)*

Ожидания  от службы Количество  респондентов
     Возможность физического совершенствования  49
     Возможность увидеть жизнь в разных краях  47
     Возможность испытать себя в сложных условиях  47
     Выработка способности стойко переносить тяготы и лишения  39
     Рост  самоуважения  29
     Получение специальности, которая пригодится на «гражданке» 23
     Хороший коллектив и новые товарищи  19

 

     Стремление  пополнения к физическому развитию в период прохождения военной  службы отчасти обусловлено физиологией  развития юношеского организма, чем  пониманием необходимости здорового  образа жизни для своего будущего. Но основа для этого есть: 73% призывников до призыва на военную службу регулярно (не менее 4 часов в неделю) занимались спортом.

     Нередко призывники отождествляют военную  службу со школой жизни, формирующей  способность стойко переносить ее тяготы и лишения (39%). Роста самоуважения в связи со службой в Российской армии ожидают 29% опрошенных призывников. Оказаться в хорошем коллективе и найти новых товарищей рассчитывают еще 19% опрошенных.

     Очень интересно то, что практически  четверть призывников (23%) видят в  военной службе прагматическую ценность – получение специальности, которая  пригодится в будущей гражданской  жизни.

     Но  проявление дедовщины (32%), несправедливое отношение командиров (22%), грубость и оскорбления со стороны сослуживцев (19%) являются главными опасениями пополнения, призванного осенью 2010 года (табл. 3).

     Таблица 3

     Основные  опасения призывников  в ходе прохождения  военной службы (в %)*

 
Опасения  в ходе службы
 
Количество  респондентов
     Проявления  дедовщины  32
     Несправедливое  отношение командиров  22
     Грубость, оскорбления со стороны сослуживцев  19
     Бытовые неудобства  18
     Оторванность  от дома  16
     Трудности в освоении техники  10
     Недостаток  времени для отдыха  10

*сумма  ответов превышает 100%, т.к. респонденты  могли выбрать несколько вариантов  ответа

     Тревогу призывников вызывают также предстоящие  бытовые неудобства на военной службе (18%) и оторванность от дома (16%). Меньше пугают их трудности по освоению военной техники и недостаток времени для отдыха и досуга (по 10%).

     В этой связи основные проблемы в первый период своей службы (около двух месяцев) большая часть призывников  связывает с налаживанием здоровых и конструктивных взаимоотношений  в воинском коллективе, в большей  степени основанных на требованиях  общевоинских уставов Вооруженных  Сил. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Социологический опрос – это метод получения  первичной социологической информации, основанный на непосредственной или  опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в  форме ответов на поставленные вопросы. Суть метода сводится к общению исследователя  прямо или косвенно через его  представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.

     Метод анкетирования – психологический вербально – коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль.

     В социологии чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный. По способу  распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается  по почте), прессовую анкеты (публикуется  в газете или журнале). Анкета имеет  строгую структуру и состоит  из нескольких частей. Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все  население страны. Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее  надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и  техники проведения. Каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как что, как, когда, где, сколько или с фраз в каких случаях, в каком месте, с кем  и т.д., и заканчиваться знаком вопроса. Задавая вопрос в виде вопроса, разработчик вынужден составлять его максимально корректно. Вопросы могут быть легкие или трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Каждый вопрос должен иметь ссылку на первоисточник, но не в самом тексте вопроса, а за вопросом. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.

     Свободное интервью, как правило, не имеет плана  и заранее сформулированных вопросов. Цель фокусированного интервью –  изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему  собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Стандартизованное интервью – наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения. Классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и  время, стратегия и тактика его  проведения, состав участников.

     Как объект социологического исследования, готовность российской молодежи к военной  службе по призыву является достаточно самостоятельным, специфическим, в  познавательном плане, важным и интересным явлением в силу того, что общественная значимость и функциональное наполнение   выражается в наиважнейших основных характеристиках, таких как:

  1. Созидательной, гражданской активности молодежи.
  1. Мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, обороноспособности всего государства, при котором  обеспечиваются его устойчивое, стабильное существование.

 

     Проведенное социологическое исследование в  целом подтвердило выводы некоторых  предшествующих работ в данной области. 

     В целом, социально-психологический настрой  всех категорий военнослужащих в  настоящее время оценивается  как удовлетворительный. Он отличается достаточной устойчивостью и  управляемостью по сравнению с прошлыми годами, что позволяет Вооруженным  Силам в основном качественно  выполнять стоящие перед ними задачи.

     Однако  результат проведенного социологического исследования также выявил ряд факторов, образующих сопротивление процессу формирования в первую очередь, таких  компонентов готовности молодежи к  военной службе по призыву, как начальная  военная и физическая подготовленность. Низкий уровень развития этих компонентов  существенно влияет на готовности российской молодежи к военной службе по призыву  и подтверждает гипотезу о сравнительно невысоком уровне современной гражданской  молодежи.

     Также важное практическое значение имеет  факт подтверждения частной гипотезы о том, что на формирование гражданской  молодежи  недостаточно эффективно влияет группа таких внешних факторов, как социально-политические, социально-экономические, социально-организационные, СМИ.

     Причины слабого влияния этой группы факторов особенно явно выражаются в актуализации следующих проблем:

     1. Отсутствие необходимого системного, комплексного подхода к процессу  формирования всех компонентов  гражданской молодежи, в первую очередь к деятельности по сохранению здоровья и развитию физической культуры молодых людей, востребованной при прохождении военной службы по призыву и повышению начальной военной подготовленности молодежи.

     2. Недостаточная информационно-пропагандистская  поддержка деятельности по формированию  и развитию гражданской молодежи; отсутствие систематизированной работы по борьбе с пацифистскими, антиармейскими и антигосударственными течениями в информационной деятельности СМИ.

     3. Длительный период отсутствия  начальной военной подготовки  в школьных учебных программах, недостаточно уверенная деятельность  по восстановлению НВП как  обязательного предмета обучения.

     4. Наличие факта неуставных взаимоотношений  в Вооруженных Силах РФ, недостаточно  эффективная борьба с его проявлениями, а также проблема его гипертрофированного  резонанса в общественной и,  в частности, в молодежной среде. 

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     анкетирование опрос вопрос интервью

1. Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология: уч. пособие для вузов / В.Ф. Анурин. – М.: Наука, 2005. – 225 с.

2. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурье. – М.:Социо-Логос, 2005. – 253 с.

3. Волков, Ю.Г. Социология учебник для вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2005. – 432 с.

4. Девятко,  И.Ф. Методы социологического исследования: Учебник / И.Ф. Девятко. – М.: Урал. ун-та, 2006. – 176 с.

5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. – М.: Наука, 2004. – 231 с.

6. Кравченко,  А.И. Социология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравчеко. – М.: Логос, 2005. – 560 с.

7. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. – М.: Наука, 2007. – 324 с.

8. Мирошниченко, И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. – М.: А-Приор, 2009. – 128 с.

9. Маслова,  О.М. Познавательные возможности метода опроса / О.М. Маслова. – М.: Наука, 2006. – 187 с.

Информация о работе Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика