Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава I Метод опроса как основной метод получения социологической информации …………………………………………………5
1.1 Анкетирование в социологическом исследовании…………………5
1.2 Интервью как один из видов сбора социологической информации………………………………………………………………………14
1.3 Правила составления вопросов…………………………………….17
Глава II Социологическое исследование граждан, призванных на военную службу………… ………………………...……………………………20
2.1 Отношение призывников осеннего призыва 2010 года к службе в Вооруженных Силах РФ………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы…….………………………………………………..33
анкетирование опрос вопрос интервью

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИСЭИПП.docx

— 130.80 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ 

ЯКУТСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  

Факультет менеджмента 

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Исследование  социально-экономических  и политических процессов» 

на тему: Анкетные опросы и интервью. Разновидности  опросов и их специфика. 
 
 
 
 
 
 

                                        Выполнила:

                                        Студентка группы ГМУ-09-2б

                                        Оконешникова  Марфа Ивановна

                                        Преподаватель: Больницкая А.Н. 
 

Якутск

2012 

     Оглавление 

     Введение………………………………………………………………….....3

     Глава I Метод опроса как основной метод получения социологической информации …………………………………………………5

     1.1 Анкетирование в социологическом исследовании…………………5

     1.2 Интервью как один из видов сбора социологической информации………………………………………………………………………14

     1.3 Правила составления вопросов…………………………………….17

     Глава II Социологическое исследование граждан, призванных на военную службу………… ………………………...……………………………20

     2.1   Отношение призывников осеннего призыва 2010 года к службе в Вооруженных Силах РФ………………………………………………………...20

     Заключение……………………………………………………………….29

     Список  литературы…….………………………………………………..33

     анкетирование опрос вопрос интервью 
 

       

  
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Социология  не может существовать, не добывая  эмпирическую информацию самого разного  плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую  в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую  информацию он добирает в социологическом  опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования. Методы основополагаются на теории и методологии.

     Объектом  исследования являются методы социологических  исследований.

     Предметом исследования в данной курсовой работе являются анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика.

     Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.

     Цель  работы обусловила постановку следующих  задач:

     1. Проанализировать методы социологических  исследований.

     2. Выявить разновидности опросов  и их специфику.

     3. Провести анализ опроса как  метода изучения общественного  мнения  граждан, призванных на военную службу.

     Теоретической и методологической основой данного  исследования являются труды Мирошниченко И.В., Петровой З.А.

     Методология данного исследования состоит в  системном и функциональном подходах.

     В работе использованы методы анализ и  синтез.

     Информационную  базу составили теоретические исследования ведущих политологов и социологов, материалы социологического исследования, использована научная литература по теме исследования.

     Практическая  значимость данной курсовой работы заключается  в том, что полученные знания из исследования, может использовать в своей деятельности современное поколение. В процессе дальнейшего освоения профессии  это даст возможность понять, как  действовать при опросах, как  вести себя в тех случаях, когда  респондент не хочет отвечать или  просто не находит на это времени, как нужно представляться и насколько  правильно доносить информацию до общества, чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования.

     Структура исследования обусловлена целью  и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и  списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I Метод опроса как основной метод получения социологической информации

     1.1 Анкетирование в  социологическом  исследовании 

     Социологический опрос – это метод получения  первичной социологической информации, основанный на непосредственной или  опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в  форме ответов на поставленные вопросы.

     Суть  метода сводится к общению исследователя  прямо или косвенно через его  представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит  в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям  научной процедуры, а с другой – исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники  изучаемых процессов, осознающие эти  процессы в рамках повседневного  житейского опыта. 1

     Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости  от того, какие условия и формы  общения опосредуют связь исследователя  с совокупностью опрашиваемых, различаются  две основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование.

     Социологический опрос в отличие от других методов  сбора социологической информации позволяет «уловить» через систему  формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.

     К основным условиям опроса (что проверено  практикой социологических исследований) относятся:

     1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

     2) создание благоприятной, психологически  комфортной обстановки опроса, что  далеко не всегда зависит только  от подготовки и опыта лиц,  его проводящих;

     3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким  интеллектуальным быстродействием,  тактом, умением объективно оценивать  свои недостатки и привычки, что  прямо сказывается на качестве  опроса; знать типологию возможных  ситуаций, тормозящих проведение  опроса или провоцирующих респондентов  на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления  анкет по социологически корректным  методикам, позволяющим перепроверять  достоверность ответов, и т.д.

Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получение  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет  дело с различными модификациями  этого метода. Например, врачи, выясняя  течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя  у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

     Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетёров или  интервьюеров, позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и  получать различную по своей природе  информацию. Всегда следует учитывать  возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное  с особенностями процесса отражения  различных сторон социальной практики в сознании людей.

     Соблюдение  указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать  опросы письменные (анкетирование) и  устные (интервьюирование), очные и  заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и  др.

     В социологии чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.2

     Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого  и непосредственного контакта интервьюера  с респондентом. Оно целесообразно  в двух случаях: а) когда нужно  спросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты  должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования  для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. 3

     Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо  чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

     Основным (но не единственным) инструментом этого  метода является анкета, состоящая  не только из опросного листа и  «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

     Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается  не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и  нужно ставить:

     1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие  из исследовательской программы  вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода  опроса;

     2. как прямые, предлагающие респонденту  выразить свою собственную позицию,  так и косвенные (согласие или  несогласие с позиций других  людей) вопросы;

     3. вопросы – «крючки», ставящиеся  для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса  к заполнению анкеты;

     4. вопросы – «фильтры», позволяющие  выделить часть респондентов  по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение  которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

Информация о работе Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика