Использование статистических методов в управлении торговлей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 02:13, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение статистических методов в управлении торговлей, а также основных составляющих статистики торговли.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить предмет, задачи и систему показателей статистики торговли;
- рассмотреть статистику товарооборота;
- изучить статистику издержек обращения и рентабельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Предмет, задачи и система показателей статистики торговли…………………………………………………………………....5
Глава 2. Статистика товарооборота.………………………………….10
Глава 3. Статистика издержек обращения и рентабельности предприятия…………………………………………………………...…18
Заключение………………………………………………………….……21
Список используемой литературы…………………………………....22

Работа содержит 1 файл

оригинал -реферат по статистике.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

  Центральный раздел статистики торговли - статистика товарооборота. Товарооборот представляет собой движение материальных благ в  форме купли-продажи товаров из сферы производства в сферу обращения. Для правильного определения  сущности товарооборота необходимо учитывать следующие два важных фактора: во-первых, объектом товарооборота являются материальные блага, предметы народного потребления; во-вторых, единственной формой движения этих предметов является процесс купли-продажи. Поэтому реализация всякого рода услуг, не имеющих вещную форму материальных благ (выручка бань, прачечных, парикмахерских, зрелищных предприятий и т. д.), к товарообороту не относится. Кроме того, не относится к товарообороту безвозмездная передача материальных благ либо их простое перемещение из склада на склад. В зависимости от роли и значения отдельных актов купли-продажи товаров различают несколько категорий товарооборота:

  оптовый товарооборот — продажа товаров  предприятиями торговым организациям или одними торгующими организациями другим для их последующей продажи. Таким образом, одна партия товаров может быть продана дважды, трижды и т. д., так как она проходит несколько торговых звеньев. Следовательно, оптовый товарооборот содержит повторный или многократный счет продажи товаров;

  розничный товарооборот — продажа товаров  непосредственно потребителю, в  основном населению, а также продажа предприятиям, учреждениям, колхозам товаров, предназначенных для хозяйственных нужд и общественного питания. Известно, что из общего объема розничного товарооборота доля товаров, продаваемых населению, составляет значительную часть;

  валовой товарооборот — сумма всех продаж товаров в сфере товарного  обращения. Применительно к отдельному торговому предприятию валовой  товарооборот исчисляется как сумма всех продаж товаров, произведенных предприятием, или как сумма продаж товаров отдельной торгующей системой; для всего народного хозяйства валовой товарооборот образуется как сводный итог всех продаж товаров, включая и внутренний оборот между торгующими организациями. Таким образом, валовой товарооборот содержит в себе повторный или многократный счет продаж;

  чистый  товарооборот — однократная сумма  продаж товаров, исключающая повторный  счет оборотов или, другими словами, чистый товарооборот — это конечная продажа товаров, т. е. товар продан и больше продаваться не будет. В целом по народному хозяйству чистый товарооборот равен розничному. Показатель чистого товарооборота широко применяется в статистике торговли во всех тех случаях, когда необходимо определить реальную массу проданных товаров.

  На  пути своего движения к потребителю  товары проходят ряд звеньев, например, из производства поступают на базу, с базы — на другую базу, расположенную  в другом районе, затем — в  магазин, откуда он будет продан населению. Таким образом, товар может быть продан несколько раз и каждая такая продажа отражается в учете. Следовательно, чем меньше звеньев проходит товарная масса, тем быстрее удовлетворяются потребности населения, тем меньше издержки обращения, т. е. все виды затрат по обслуживанию процесса товарооборота. В этом и заключается экономический смысл показателя звенности товаропродвижения — оптимальная величина которого равна 1, если между производством и торговлей существует прямая связь и товар, минуя различные торгово-складские звенья, поступает к потребителю.

  Коэффициент звенности может быть выражен  целым или дробным числом, так  как он отражает среднее число  звеньев, которое проходят различные  товары, и исчисляется по формуле:

  

   (коэффициент звенности без учета изменения товарных запасов);

  

   ( коэффициент звенности с учетом  изменения товарных запасов),

      где ВО — валовой товарооборот; ЧО —  чистый товарооборот   и  —  запасы товаров в оптовой сети на начало и конец периода;   и  — запасы товаров в розничной сети на начало и конец периода. Статистика опто¬вого товарооборота призвана изучать важный этап движения товаров, начиная от производства и кончая оптовым покупателем. Она характеризует и анализирует образование и распределение товарных ресурсов торговли, товарные связи производства и торговли, внутриторговые товарные связи, степень выполнения государственных планов распределения ресурсов и поставки товаров.

         Для бесперебойного снабжения населения предметами потребления необходимо, чтобы оптовая  торговля своевременно и регулярно доводила товары до розничных торговых звеньев, чтобы отгрузка и реализация были ритмичными. Несвоевременный завоз товаров неизбежно вызывает нарушения ассортимента, снижение или завышение товарных запасов, резкие колебания нагрузки торговых работников, невыполнение плана розничного товарооборота, а следовательно, и финансовые затруднения. Отгрузка и оптовая реализация должны быть равномерными.

         Поставки товаров  народного потребления осуществляются в плановом порядке. От выполнения поставщиками своих обязательств по своевременной и полной поставке товаров зависит в конечном счете снабжение населения и других потребителей. Основная цель анализа заключается в том, чтобы охарактеризовать уровень выполнения плана поставок товаров поставщиками. Однако относительный уровень (процент) выполнения плана поставки не является достаточным основанием для вывода о выполнении обязательств поставщика перед покупателем. Дело в том, что и недопоставка (недовыполнение плана) и несогласованная с поставщиком сверхплановая поставка одинаково могут внести диспропорцию в соотношение спроса и предложения, нарушить нормальный процесс продажи товаров. Если товаров поступит меньше, чем это было обусловлено планом, спрос населения не будет удовлетворен, план розничного товарооборота не будет выполнен. Если товары будут поступать в большем количестве, чем их можно реализовать, произойдет затоваривание, товары останутся на полках магазинов. Для нормального функционирования розничной торговли крайне важно точное выполнение условий хозяйственного договора и плана поставки в части объема и ассортиментной структуры поступления товаров. Торгующим организациям предоставлено право отказываться от излишних товаров или применять другие санкции к поставщикам.

         Наряду с характеристикой выполнения плана поставки целесообразно производить сопоставление фактического поступления товаров с заказами торгующих организаций, выявляя на этой основе необеспеченность заказа или товарные излишки.

         Строгое соблюдение запланированного ассортимента поставки является непременным условием договорных отношений торговли и промышленности. От его выполнения зависит обеспечение народного хозяйства и населения отдельными видами товаров.

         В выполнение плана  поставок по ассортиментным группам  засчитывается: по товарам, план поставки которых выполнен и перевыполнен, — поставка по плану; по товарам, план поставки которых не выполнен, — фактический размер поставки.

         Если план поставки хотя бы по одной ассортиментной позиции  не выполнен, общий план поставки товара не будет выполненным.

         Материальная база торговли характеризуется числом торговых предприятий, их размерами и площадью, уровнем оснащения различным технологическим, измерительным и другими видами торгового оборудования.

         Для характеристики степени специализации торговли применяется показатель, определяемый как отношение количества специализированных магазинов к общему числу магазинов данного района, города, области, республики. Анализ показателей специализации магазинов показывает, что более высокими темпами идет специализация непродовольственных магазинов, отвечающих растущим запросам населения.

         Одним из показателей, косвенно характеризующих подъем народного  благосостояния, является рост обеспеченности населения розничной торговой сетью. Этот показатель исчисляется в двух вариантах:

         по числу торговых предприятий — как отношение  количества торговых предприятий на 10 тыс. жителей;

         по размеру торговой площади — как отношение размера  торговой  площади  предприятий  торговли  или    торговых    залов  на 1 тыс. чел. либо обратный показатель — сколько приходится человек на 1 м.кв. торговой площади.

         Товары, находящиеся  в торговле и обеспечивающие непрерывность  товарного обращения, называются товарными  запасами. Объем товарных запасов  зависит от условий производства и транспортировки товаров, от размера и структуры покупательского спроса, от скорости товарного обращения.

         Для осуществления  своей деятельности торговые предприятия  должны располагать запасами товаров, который бы постепенно расходовался и столь же постоянно возобновлялся. Следовательно, на каждый момент времени торговля должна располагать постоянным товарным запасом, обеспечивающим нормальную реализацию товаров в течение определенного периода. Наличие определенных товарных запасов в оптовых и розничных торгующих организациях необходимо для организации бесперебойной торговли и наилучшего обслуживания населения.

         Если товарные запасы ниже нормативов, то могут возникнуть перебои в продаже товаров  населению, если они выше нормативов, то образуется затоваривание в торговой сети. Это происходит в том случае, если поступающие товары не удовлетворяют требованиям покупателей (по качеству, свойствам, цене и т. д.).

  Задачами  статистики товарных запасов являются: учет товарных запасов; определение обеспеченности товарооборота товарными запасами и ее соответствия нормативам; анализ структуры и динамики товарных запасов; анализ оборачиваемости товаров; изучение взаимосвязей товарных запасов. Объем товарных запасов в торговой сети учитывается на определенную дату. Существует несколько способов учета товарных запасов в розничной сети: инвентаризация, оперативный учет и балансовый метод.

  Инвентаризация  заключается в сплошном количественном подсчете всех запасов товаров. Производится своеобразная перепись товаров, которые по мере необходимости заново взвешиваются и пересчитываются. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в соответствии с утвержденной номенклатурой. Инвентаризации проводятся, как правило, несколько раз в год, и даты их проведения в различных торговых предприятиях не совпадают. Поэтому для постоянного учета то¬варных запасов используют другой, менее сложный способ — снятие остатков или оперативный учет, который отличается от инвентаризации тем, что подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, мешки, рулоны и т. д.). Естественно, этот учет менее точен, но зато он значительно проще, его можно проводить регулярно на общую для всех магазинов дату (конец квартала).

  Третий  способ называется книжным или балансовым, так как он основан на использовании балансовой формулы

  Зн+П-Р = Зк ,

  где Зн — остатки товарных запасов на начало периода; П — поступление товаров за период; Р — реализация товаров за период; Зк— остатки товарных запасов на конец периода.

  Этот  способ проще предыдущих, он позволяет  обеспечить оперативный учет товаров (раз в месяц, в 15 дней и т. п.), но имеет и существенные недостатки. Во-первых, не ведется оперативный учет продажи отдельных товаров, в балансовой формуле можно использовать лишь данные о сумме товарооборота. Поэтому могут быть получены данные только об общей сумме товарных запасов, без распределения по товарным группам. Во-вторых, нельзя исключить из расчета всякого рода неустановленные потери, и это несколько искажает сумму запасов. Чтобы устранить этот недостаток, данные балансового учета товарных запасов систематически сопоставляют с данными инвентаризации, а данные оперативного учета корректируют по данным балансового учета.

  Товарные  запасы относятся к числу основных показателей торговли, которые используются для характеристики скорости оборота товаров (оборачиваемости). Скорость оборота товаров измеряется количеством оборотов товаров или продолжительностью одного оборота.

  Показатель  среднего количества оборотов характеризует, сколько раз товарный остаток сменился новым товарным остатком, и определяется по формуле:

  Коб=О/3,

  где Коб — количество оборотов товаров   (раз);  О — товарооборот за отчетный период; 3 — средний запас товаров за этот период.

  Чем быстрее процесс обращения товаров, тем больше в среднем будет оборотов в данном периоде.

  Показатель  средней продолжительности одного оборота исчисляется в днях. Этот показатель характеризует число дней, приходящихся в среднем с момента поступления товаров до их реализации. Определяется двумя способами:

  1) продолжительность одного оборота  (Т) исчисляется в днях путем  деления числа дней (Д) в отчетном  периоде на найденное число  оборотов (Коб) в этом периоде.

  2) для определения числа дней  продолжительности одного оборота  находим сначала средний однодневный оборот (Д), а затем определяем отношение среднего товарного запаса (3) к среднему однодневному обороту; такое отношение и выражает среднюю продолжительность одного оборота в днях.

  Можно применить также объединенное действие для получения показателя средней  продолжительности одного оборота. Такой способ исчисления скорости оборота  товаров применяется наиболее часто: для исчисления средней скорости оборота товаров необходимо среднюю сумму товарных запасов умножить на число дней в отчетном периоде и полученное произведение разделить на товарооборот.

Информация о работе Использование статистических методов в управлении торговлей