Экономико-статистический анализ прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление факторов влияющих на прибыль с помощью статистических методов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность прибыли;
провести анализ статистических группировок условных предприятий по уровню прибыли;
определить средние характеристики в разрезе групп и выявить их колеблемость;
проанализировать динамику прибыли за 9 лет и выявить тенденции;
провести корреляционный анализ зависимости прибыли от факторных признаков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Экономическая сущность прибыли 5
2 Группировка условных предприятий по уровню прибыли и характеристика выделенных интервалов 9
3 Определение средних характеристик в разрезе групп и выявление их колеблемости 16
4 Анализ динамики активов совокупности условных предприятий за 9 лет и прогнозирование 26
5 Корреляционный анализ зависимости прибыли от факторных признаков 34
Выводы и предложения 40
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая статистика.docx

— 191.60 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Экономическая  сущность прибыли 5

2 Группировка  условных предприятий по уровню  прибыли и характеристика выделенных  интервалов 9

3 Определение  средних характеристик в разрезе  групп и выявление их колеблемости 16

4 Анализ  динамики активов совокупности условных  предприятий за 9 лет и прогнозирование 26

5 Корреляционный  анализ зависимости прибыли от  факторных признаков 34

Выводы  и предложения 40

Список  литературы 42

 

 

 

Введение

Рыночная  экономика определяет конкретные требования к системе  управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъектуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Прибыль является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Являясь источником производственного и  социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении  самофинансирования предприятий и  объединений, возможности которых  во многом определяются тем, насколько  доходы превышают затраты.

Прибыль – объективная  экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого  рынка  товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей  экономической характеристики деятельности предприятий.

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. А анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет получить наибольшее число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обыкновению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.

Целью курсовой работы является выявление факторов влияющих на прибыль  с помощью статистических методов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность прибыли;
  • провести анализ статистических группировок условных предприятий по уровню прибыли;
  • определить средние характеристики в разрезе групп и выявить их колеблемость;
  • проанализировать динамику прибыли за 9 лет и  выявить тенденции;
  • провести корреляционный анализ зависимости прибыли от факторных признаков.

Объектом исследования является совокупность условных предприятий. Единицей наблюдения является прибыль. В работе используются следующие приемы и  методы: 

    1. метод группировок;
    2. метод расчета средних и вариаций;
    3. анализ рядов динамики;
    4. корреляционный и другие.

Методологической основой  является учебно-справочная литература, методические указания, постановления  Правительства РФ, интернет-ресурсы.

1 Экономическая  сущность прибыли

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За  счет отчислений от прибыли  в бюджет формируется основная часть  финансовых ресурсов государства, региональных и  местных органов власти, и  от их увеличения в значительной мере зависят  темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Являясь важнейшей  экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует  экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших  источников формирования бюджетов разных уровней.

На  предприятии  прибыль образуется в результате реализации продукции. От прибыли зависит  нормальная деятельность любого предприятия, так как:

  • прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
  • прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие научно-технический прогресс,
  • за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,
  • прибыль необходима для выплаты дивидендов, а, следовательно, от нее зависят инвестиции.

Кроме того, прибыль предприятия  имеет  более широкое значение, т.к. из нее  выплачивается налог  на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Прибыль от реализации –  это разность между валовым  доходом  и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль  является результирующим показателем  хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Прибыль до налогообложения  – сумма прибыли предприятия  от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Прибыль до налогообложения, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

Таким образом, прибыль до налогообложения может быть определена по формуле:

                                        Пб = Пр + Пи + Ппр,                                  (1.1)

 

где     Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Ппр – прочие доходы (убытки).

Как правило, основной элемент прибыли  до налогообложения  составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Формирование  финансовых результатов в соответствии с  формой №2 «Отчет о прибылях и убытках» происходит следующим образом:

1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (-) Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг = Валовая прибыль.

2. Валовая прибыль (-) Коммерческие расходы (-) Управленческие расходы = Прибыль (убыток) от продаж.

3. Прибыль (убыток) от продаж + Проценты  к получению (-) Проценты к уплате + Доходы  от участия в других организациях + Прочие  доходы (-) Прочие расходы = Прибыль (убыток) до налогообложения.

4. Прибыль (убыток) до налогообложения + Отложенные  налоговые активы + Отложенные  налоговые обязательства (-) Текущий налог на прибыль = Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода.

Для оценки эффективности  финансово-хозяйственной деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели, такие как  прибыль, которая не позволяет соизмерить финансовый результат с издержками на его достижение. Для более объективной картины должны быть задействованы относительные характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Таким показателем является рентабельность.

Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют  окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько  групп:

  1. показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельности является ключевой численной характеристикой  эффективности использования ресурсов при экономическом анализе деятельности организации. 

Рентабельности математически  рассчитывается по следующей формуле: отношение прибыли компании за определенный период к стоимости активов, финансовых потоков или ресурсов, которые формируют полученную прибыль. Рентабельности может также рассчитываться как отношение прибыли на единицу вложенных средств.

Рассмотрим формулы расчета рентабельности:

                         (1.2)

 
                         (1.3)

 

                              (1.4)

 

                    (1 .5)

 

Повышение уровня рентабельности  - важная задача каждого предприятия. 

2 группировка условных  предприятий по уровню прибыли  и характеристика выделенных  интервалов

Первой ступенью систематизации и обобщения материалов статистического наблюдения является статистическая сводка. Центральным и ответственным звеном статистической сводки является группировка, что объясняется сложностью и многообразием форм развития изучаемых социально-экономических явлений.

Группировка - центральное  звено статистической сводки, заключающееся в разделении единиц изучаемого общественного явления на группы и подгруппы по существенным признакам. При выборе признаков учитываются общие теоретические положения, и особенности развития явления в конкретных условиях времени и места.

Статистические  группировки применяются для  решения трех задач:

  • разделения всей совокупности на качественно однородные группы - выделения социально-экономических типов; эти группировки называются типологическими;
  • изучения взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления, т.е. используются аналитические группировки;
  • характеристики структуры явления и структурных сдвигов; такие группировки называются структурными.

Разграничение трех видов группировки является в  известной мере условной. Во многих случаях одна и та же группировка дает возможность выявить типы явлений, охарактеризовать их структуру и установить наличие взаимосвязей между признаками.

Группировка является аналитико-синтетическим процессом. Выделенные при группировке однородные части, отличающиеся друг от друга качеством или условиями своего развития, должны быть затем детально изучены, это составляет сущность анализа. После этого возможно решение синтетической задачи - отразить процесс в целом, т.е. показать соотношения между выделенными группами.

Информация о работе Экономико-статистический анализ прибыли