Эластичность предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1.Эластичность спроса……………………………………………………….5

1.1. Измерение эластичности спроса…………………………………….8

1.2. Ценовая эластичность спроса………………………………………10

1.3. Факторы ценовой эластичности спроса…………………………...13

1.4. Эластичность спроса по цене……………………………………...15

1.5. Эластичность спроса по доходам………………………………….17

Глава 2. Эластичность предложения……………………………………………..20

2.1. Факторы ценовой эластичности предложения…………………….21

2.2. Факторы времени и эластичности предложения…………………..23

Глава 3. Применение теории эластичности……………………………………...24

Заключение………………………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………………………...29

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 315.88 Кб (Скачать)
tify">1.4. Эластичность спроса по цене 

        Для принятия ценовых решений необходимо рассчитать перекрестные коэффициенты эластичности спроса от цен. Спрос на какой-либо товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары (в первую очередь заменяющие его). Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными. 

 

где KЭy/x – коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар у при изменении цены товара х;

p1x – начальный уровень цены товара х;

p2x – конечный уровень цены товара х;

q1y – начальный уровень объема спроса на товар у;

q2y – конечный уровень объема спроса на товар у. 

Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.

Взаимозаменяющие  товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.

Независимые товары – коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

       Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке

Спрос на данный товар зависит не только от его собственной цены, но и  от цен других товаров. Например, спрос  на «Жигули» зависит не только от цены «Жигулей», но и от цен на иномарки сходного класса, запчасти, бензин и  т.д. . [2,]

        Перекрестная эластичность спроса по цене ( ) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар A (da) при изменении цены товара B (Pb) на 1%.

Формула расчета коэффициента эластичности:

        Возможны три случая:

1. Если  при росте (снижении) цены товара B спрос на товар A растет (снижается)  то такие товары называются  взаимозаменяемыми.

В этом случае: >0

Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%.

Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна:

=15%   = 1,5 >0

        10%

        Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.

2. Если  при росте (снижении) цены товара B спрос на товар A снижается  (растет) то такие товары называются  взаимодополняющими.

В этом случае: <0

Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:

=-5% = -0,5 <0

        10%

В свою очередь при удешевлении запчастей  спрос на машины возрастет, но эластичность спроса на автомобили по цене запчастей  останется отрицательной.

3. Если  при росте (снижении) цены товара B спрос на товар A не изменяется, то такие товары называются  независимыми.

В этом случае:

Пусть подорожал (подешевел) цемент. Скорее всего, это не окажет никакого влияния на спрос на хлеб. Поэтому эластичность спроса на хлеб по цене цемента будет  нулевой. . [7,с.96] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Эластичность спроса по доходам 

     Эластичность спроса от дохода характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении дохода потребителя. Принимая решение о цене товара, следует учитывать, что изменение доходов потребителей может по-разному сказаться на динамике спроса. Возможные ситуации:

  • коэффициент эластичности меньше нуля – с ростом дохода потребление снижается (при насыщении спроса на товары первой и не первой необходимости, при возможности переключения спроса на более дорогие товары);
  • коэффициент эластичности равен нулю – с увеличением доходов спрос остается стабильным;
  • коэффициент эластичности от нуля до единицы – по мере изменения дохода происходит незначительное однонаправленное изменение спроса (товары первой необходимости);

коэффициент эластичности больше единицы – темпы  изменения спроса выше темпов изменения дохода. . [2,]

         Эластичность спроса по доходу ( ) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар (d) при изменении дохода потребителя (I) на 1%.

      Формула расчета коэффициента эластичности:

        

      Возможны  два случая:

      1. Если при росте (снижении) дохода  спрос на товар растет (снижается), то такие товары называются  нормальными.

      В этом случае:

      Термин  «нормальный товар» употребляется  постольку, поскольку естественна (нормальна) ситуация, при которой чем богаче (беднее) потребитель, тем больше (меньше) разнообразных товаров он покупает.

      Пусть доход потребителя вырос (упал) на 10%. При этом его спрос на некий  товар увеличился (снизился), например, на 20%. Тогда:

       =20%  = 2 >0.  или = -20% = 2 >0. 

             10%                                  -10% 

      2. Если при росте (снижении) дохода  спрос на товар снижается (растет), то такие товары называются  малоценными.

      В этом случае: <0

      Здесь надо иметь в виду, что существует ряд товаров, потребление которых  не растет, но снижается с ростом дохода. Например, бедный потребитель  вынужден носить войлочные ботинки  по прозвищу «прощай молодость». Если же он богатеет, то, скорее всего, не начинает покупать две пары таких ботинок  вместо одной, но вообще отказывается от «прощай молодости», переходя на фирменную кожаную обувь. Когда  же удача отворачивается от него, все  происходит наоборот.

      Так предположим, что при падении  дохода на 10% спрос на данный товар  возрастает на 8%. Тогда:

       =8% = -0,8 <0

            10%

      Первый  случай (когда товар нормальный) допускает два варианта:

      1a. Если при росте (снижении) дохода  спрос на товар растет (снижается), но в меньшей степени, чем доход, то такие товары называются предметами первой необходимости.

      В этом случае: 0< <1

      Предположим, доход потребителя вырос (упал) на 10%. При этом его спрос на некий  товар увеличился (снизился), например, на 5%. Тогда:

       =5% = 0,5  0< <1. или = -5%  = 0,5  0< <1.

            10%                                         -10% 

            1b. Если при росте (снижении) дохода спрос на товар растет (снижается), но в большей степени, чем доход, то такие товары называются предметами роскоши.

      В этом случае: >1

      Приведенный выше пример (доход вырос или снизился на 10%, а спрос – на 20%) как раз  и относится к тому случаю, когда  нормальный товар одновременно является и предметом роскоши.

      Из  вышесказанного вытекает, что было бы неправильно заранее навешивать на какой-то товар ярлык «малоценный», «предмет первой необходимости», «предмет роскоши». Сначала надо посмотреть, как меняется его потребление  в связи с изменением дохода. При  этом один и тот же товар для  небогатого потребителя может быть предметом роскоши, а для богатого – малоценным благом.

      Например, человек, питающийся в основном перловкой, чуть разбогатеет резко увеличивает потребление гречки – она для него предмет роскоши. Напротив его состоятельный товарищ при росте своего дохода окончательно отказывается от гречки в пользу черной икры – гречка для него малоценный товар.

      В то же время существуют товары, являющиеся для большинства людей предметами первой необходимости (продукты питания, обычная одежда), предметами роскоши (автомобили, мобильные телефоны, заграничные  поездки), малоценным благом (низкокачественные  товары).

      Так еще в прошлом веке немецкий статистик  Э. Энгель, изучавший семейные бюджеты, эмпирически вывел ряд закономерностей. Одна из них такова: по мере роста  дохода семьи доля ее расходов на продукты питания падает. Это подтверждает тезис о том, что продукты питания  – предмет первой необходимости, поскольку означает отставание увеличения расходов на питание от роста доходов.

      Данную  закономерность можно использовать для сравнения жизненных уровней  в разных странах: чем богаче страна, тем меньше процентная доля расходов на питание в бюджете средней  семьи. Разумеется, в богатых странах  люди тратят на питание в абсолютных цифрах заметно больше, нежели в  бедных, но в самых бедных странах  население вынуждено проедать до 70% своих доходов, чтобы не умереть  с голоду. В то же время в США  и Западной Европе доля расходов на питание колеблется вокруг 10%.

И последнее. Чтобы практическое деление благ на предметы первой необходимости, предметы роскоши и т. д. было обоснованным, надо не учитывать воздействие на потребление прочих факторов, не связанных  с доходом. Стало, например, известно, что в июле доходы жителей нашего города оказались выше, чем в январе, а покупки шуб снизились. Вряд ли можно, однако, утверждать на этом основании, что шуба – малоценное благо, поскольку в данном случае на ее потребление оказали влияние климатические условия. . [7,с.98] 
 
 
 
 

    2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

      Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению. Если производители чувствительны к изменениям цен, предложение эластично. И наоборот.

  Формула эластичности подходит и для определения степени эластичности или неэластичности предложения. Единственное необходимое изменение заключается в замене "процентного изменения количества спрашиваемой продукции" на "процентное изменение количества предлагаемой продукции".

  Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, для того чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Да потому, что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов. Следовательно, больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Факторы ценовой  эластичности предложения 

        Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 

Информация о работе Эластичность предложения