Эластичность предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1.Эластичность спроса……………………………………………………….5

1.1. Измерение эластичности спроса…………………………………….8

1.2. Ценовая эластичность спроса………………………………………10

1.3. Факторы ценовой эластичности спроса…………………………...13

1.4. Эластичность спроса по цене……………………………………...15

1.5. Эластичность спроса по доходам………………………………….17

Глава 2. Эластичность предложения……………………………………………..20

2.1. Факторы ценовой эластичности предложения…………………….21

2.2. Факторы времени и эластичности предложения…………………..23

Глава 3. Применение теории эластичности……………………………………...24

Заключение………………………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………………………...29

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 315.88 Кб (Скачать)

    Eс П10      :    Ц10

           (П10)/2     (Ц10)/2 

    где  П0 и П1 — прежняя и новая величины предложения

     Ц0 и Ц1 — прежний и новый уровни цен

    «с» в индексе означает эластичность предложения.

      Поскольку кривая предложения обычно имеет  положительный наклон (величина предложения  растет по мере роста цены и снижается  вместе с ее падением), эластичность предложения по цене положительна.

          Подобно эластичности спроса, эластичность предложения по цене бывает не только прямой, но и перекрестной. Последняя показывает, на сколько процентов изменяется предложение одного товара при изменении цены другого товара на 1%. Например, на сколько процентов вырастет предложение природного газа (добываемого попутно с нефтью) при возрастании цены нефти на 1%.

      В отношении прямой эластичности предложения  по цене возможны три случая:

      1. Если при некотором процентном  изменении цены величина предложения  товара изменяется в большей  степени, чем цена, то предложение  эластично по цене. В этом случае: .

      2. Если при некотором процентном  изменении цены величина предложения  товара изменяется в меньшей  степени, чем цена, то предложение  неэластично по цене. В этом  случае: .

      3. Если при некотором процентном  изменении цены величина предложения  товара изменяется в той же  степени, что и цена, то предложение  характеризуется единичной эластичностью  по цене. В этом случае: Ерs =1

    Ценовая эластичность предложения выступает  как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цен и объема предлагаемых к продаже  товаров. Эти зависимости обусловливают  положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (приложение 5).

    При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен  единице.

       В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

    При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

    Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии.

    Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Фактор времени  и эластичность  предложения 

    Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

    Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

    Кратчайший  период, слишком короткий для производителя не хватит времени для того, чтобы изменить объем производства. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

    Караткосрочный  период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае более эластичное.

    Долгосрочный  период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ  ЭЛАСТИЧНОСТИ 

    Теория  эластичности спроса и предложения  имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно  или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

    Чтобы ответить на эти вопросы и правильно  выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и  предложения на данный товар.

    Для фирмы важно иметь в виду, что  эластичность спроса на ее продукцию  и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением  абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать  во внимание и реакцию конкурентов  на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование  математических моделей или опыт руководителей фирмы.

    Если  фирма при принятии решения о  цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат»  будет иметь то же значение. Конкуренция  повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [9, с. 76].

    Эластичность  спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила  стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство  и эксплуатацию фактически не зависят  от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

    Если  фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может  определить, по какой цене следует  сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир  останется пустовать. Проиллюстрируем  это графически. Допустим, что фирма  столкнулась с линейной кривой спроса (приложение 6). При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. По этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится  [1, с. 197].

    Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

    Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения  принимается постоянной).

    В приложении 7 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

    График  спроса D на рис.а, показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога. 

    Что произошло, когда государство ввело  налог? Кривые предложения переместились  влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.

    Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель  в условиях рыночной экономики может  увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике  это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в  условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

    В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя  налога ляжет в основном на него. На рис. а,  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

    В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно  на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при  неэластичном спросе. Именно поэтому  государство облагает акцизными  и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

    Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники (приложение 7). Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

    Теперь  рассмотрим зависимость распределения  налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Приложение 8 ситуация  до и после введения налога.

      При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

    При неэластичном спросе, продавцам выгодно  повышение цен, а при эластичном, наоборот, выгодно снижать цены (доход  растет). При единичной эластичности продавцы получают максимальный доход. Покупателям выгодны изменения  цен в другую сторону, чем продавца: при неэластичном спросе - снижение цен, при эластичном повышение цен (тогда их расходы сокращаются). 
 
 
 
 
 

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Рассмотрев  тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей  фирмы в условиях рынка. Одной  из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам  покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и  предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения  и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения  факторов, влияющих на спрос и предложение.

    Ценовая эластичность спроса измеряет степень  чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители  относительно нечувствительны к  изменениям цен, спрос неэластичен. 

    Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

    Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете покупателя, его  принадлежность к предметам необходимости  или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени  — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Информация о работе Эластичность предложения