Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг 4
1. 1. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне 4
1.2. Фонд потребления населением основных продуктов питания 6
1.3. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств 8
1.4. Прожиточный минимум и потребительский бюджет 19
2. Расчетная часть 22
Задание 1 22
Задание 2 29
Задание 3 31
Задание 4 32
3. Аналитическая часть 35
Заключение 38
Список литературы 39
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

курсовая статистика в. 6.doc

— 548.50 Кб (Скачать)
Группы  домохозяйств по валовому доходу Среднее значение по группе, х Частота, f xifi xi-xcp (xi-xcp)2 fi (xi-xcp)2
22,1 –  76,1 49,1 4 196,4 -100,8 10160,6 40642,6
76,1 –  130,1 103,1 7 721,7 -46,8 2190,24 15331,7
130,1 – 184,1 157,1 11 1728,1 7,2 51,84 570,24
184,1 –  238,1 211,1 5 1055,5 61,2 3745,44 18727,2
238,1 –  292,1 265,1 3 795,3 115,2 13271 39813,1
Итого:   30 4497,0     115084,8
 

 

Средняя арифметическая величина, вычисленная по исходным данным равна 143,2  тыс. руб., т.е. имеется небольшое расхождение с вычисленным значением. Это связано с тем, что произведенные вычисления после группировки менее точны.

 

  

Коэффициент вариации:

     Т.к. коэффициент вариации больше 30%, то среднюю величину нельзя считать надежной, следовательно, имеет место значительная колеблемость признака.

Задание 2

 

     По  исходным данным задания 1 установить наличие и характер связи между валовым доходом и расходами на продукты питания методом корреляционной таблицы.

     Решение

     Таблица 5

     Определение корреляционной зависимости

№ предприятия, п/п Валовой доход, х Расходы на продукты питания, у Х2 У2 ХУ
1. 35,8 14,9 1281,64 222,01 533,42
2. 65,1 22,2 4238,01 492,84 1445,22
3. 22,1 10,2 488,41 104,04 225,42
4. 26,3 12,4 691,69 153,76 326,12
5. 78,0 32,2 6084,00 1036,84 2511,60
6. 80,0 33,2 6400,00 1102,24 2656,00
7. 92,4 36,8 8537,76 1354,24 3400,32
8. 84,0 34,8 7056,00 1211,04 2923,20
9. 164,2 50,4 26961,64 2540,16 8275,68
10. 150,0 48,6 22500,00 2361,96 7290,00
11. 137,6 44,4 18933,76 1971,36 6109,44
12. 134,0 46,0 17956,00 2116,00 6164,00
13. 82,0 34,2 6724,00 1169,64 2804,40
14. 171,0 61,5 29241,00 3782,25 10516,50
15. 140,1 55,8 19628,01 3113,64 7817,58
16. 161,4 61,5 26049,96 3782,25 9926,10
17. 203,4 69,6 41371,56 4844,16 14156,64
18. 163,5 59,7 26732,25 3564,09 9760,95
19. 113,6 53,1 12904,96 2819,61 6032,16
20. 145,5 57,9 21170,25 3352,41 8424,45
21. 89,7 40,2 8046,09 1616,04 3605,94
22. 224,0 80,0 50176,00 6400,00 17920,00
23. 202,4 81,2 40965,76 6593,44 16434,88
24. 192,0 74,4 36864,00 5535,36 14284,80
25. 138,0 59,2 19044,00 3504,64 8169,60
26. 225,0 90,0 50625,00 8100,00 20250,00
27. 292,1 105,0 85322,41 11025,00 30670,50
28. 243,0 89,0 59049,00 7921,00 21627,00
29. 280,8 110,2 78848,64 12144,04 30944,16
30. 159,0 69,6 25281,00 4844,16 11066,40
Итого 4296,00 1638,20 759172,80 108778,22 286272,48
Ср. значение 143,20 54,61 25305,76 3625,94 9542,42
 

Коэффициент корреляции: r = (XY – X Y) / (sx * sy)

sx = √ X2 – X 2 = Ö 25305,76 – 143,202 = 69,28

sy = √ Y2 – Y 2 = Ö 3625,94 – 54,612 = 25,37

r = (9542,42 – 143,20*54,61) / (69,28 * 25,37) = 0,98

     Т.к. коэффициент корреляции равен 0,98, т.е. Î (0,9; 0,99) то между величинами существует высокая линейная зависимость, близкая к функциональной. Т.к. r > 0, то связь между величинами прямая.

     Коэффициент детерминации R2 = 0,982 = 0,96

     Т.е. около 96% точек находятся рядом с линией регрессии.

     Уравнение прямой регрессии имеет вид:  

     y = a + bx, где a = y – bx,

     b = (xy – x y) / (x2 – x 2)

b = (9542,42 – 143,20*54,61) / (25305,76 – 143,202) = 0,3589

a = 54,61 – 0,3589*143,20 = 3,2064

Уравнение прямой регрессии: y = 0,3589x + 3,2064

     При помощи программы Microsoft  Excel построим поле корреляции и уравнение прямой регрессии. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3

 

   По  результатам выполнения задания 1 с  вероятностью 0,683 определить ошибку выборки среднего размера валового дохода и границы, в которых он будет находится в генеральной совокупности. 

Решение

Предельная ошибка бесповторной выборки:

Для р = 0,683 t = 1. s2 = 3836,16 (задание 1) 

Т.к. выборка 2%-ная, то N = (30*100) / 2 = 1500 домохозяйств.  

Тогда  

Границы, в которых будет находиться средний размер валового дохода:

149,90 – 11,19 £ Х £ 149,90 + 11,19

138,71 тыс. руб. £ Х £ 161,09 тыс. руб.

Задание 4

 

Потребление товаров  и услуг населением района характеризуется  следующими данными:

Таблица 6

Исходные  данные

Предприятия Стоимость товаров и услуг в 3 квартале в текущих ценах, млн. руб. Средний индекс 3 квартала ко 2 кварталу, %
Цен Объема  продаж в сопоставимых ценах
Продовольственные товары 432 110 95
Непродовольственные товары 690 115 80
Платные услуги 252 130 70
 

Определить:

  1. Общий индекс цен на товары и услуги
  2. Индекс покупательной способности рубля
  3. Общий индекс физического объема потребления товаров и услуг в сопоставимых ценах
  4. общий индекс потребления товаров и услуг в фактических ценах.
  5. Абсолютный прирост (снижение) стоимости товаров и услуг вследствие:
    • Изменения цен
    • Объема продажи по каждому виду товаров и услуг

     Дать  анализ исчисленных показателей  и сделать выводы. 
 

     Решение

Виды  товаров и услуг Объем продаж в текущих ценах в 3 квартале,  q1р1 Объем продаж в текущих ценах во 2 квартале,  q0р0 Индекс цен, %,  ip Индекс  объема продаж, %, iQ q1р1/ ip
Продовольственные товары 432 454,7 110 95 392,7 392,7
Непродовольственные товары 690 862,5 115 80 600,0 600,0
Платные услуги 252 360,0 130 70 193,8 193,8
Итого 1374 1677,2     1186,6 1186,5
 

     Общий индекс цен:

       

     Общий индекс физического объема:

     

     Общий индекс потребления товаров и  услуг:

     

     Абсолютное изменение стоимости товаров и услуг вследствие изменения цен:

     

     Абсолютное  изменение стоимости товаров  и услуг вследствие изменения объема продаж:

     Выводы:  Т.о., в 3 квартале в общем по всем видам товаров и услуг  цены возросли на 15,8%, а объем поставляемых товаров и услуг сократился на 29,3%. Это привело к тому, что общий объем продаж в 3 квартале сократился на 18,1%.

 

3. Аналитическая часть

 

      Рассмотрим  потребление населением России хлебобулочных  изделий за период с 2000 – 2004 г. (см. Приложение 2)

      Таблица 1.

      Потребление хлебобулочных изделий (на душу населения, кг/год, в среднем за год) 

Наименование 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г
 
Хлебобулочные изделия 97 101 101 104 107
 

     Проведем  анализ изменения потребления, используя показатели рядов динамики, используя средства электронных таблиц Microsoft Excel.

     Графически  изменение потребления можно  изобразить при помощи круговой диаграммы: 

 

 

      Таблица 2.

Показатели  ряда динамики. 

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Потребление х/б изделий 97 101 101 104 107
Абсолютный  прирост, тыс. Цепной: yiц = yi – yi-1; базисный: yiб = yi – y0
Цепной - 4 0 3 3
Базисный  - 4 4 7 10
Темп  роста Цепной: Тiц = yi / yi-1; базисный: Тiб = yi / y0
Цепной - 104,1% 100,0% 103,0% 102,9%
Базисный  - 104,1% 104,1% 107,2% 110,3%
Темп  прироста Цепной: Тпр = Т – 1 (-100%)
Цепной - 4,1% 0,0% 3,0% 2,9%
Базисный  - 4,1% 4,1% 7,2% 10,3%
Абсолютное  значение 1% прироста (базисное) - 0,97

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг