Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг 4
1. 1. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне 4
1.2. Фонд потребления населением основных продуктов питания 6
1.3. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств 8
1.4. Прожиточный минимум и потребительский бюджет 19
2. Расчетная часть 22
Задание 1 22
Задание 2 29
Задание 3 31
Задание 4 32
3. Аналитическая часть 35
Заключение 38
Список литературы 39
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

курсовая статистика в. 6.doc

— 548.50 Кб (Скачать)
 

 

      Важным  показателем является уровень индивидуального  потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям). В частности, по полу и возрасту рекомендуется выделять следующие группы населения: от 0 до 6 лет; от 7 до 12 лет; от 13 до 16 лет; от 17 до 29 лет; от 30 до 39 лет; от 40 до 49 лет; от 50 до 54 лет; от 55 до 59 лет; от 60 до 64 лет; от 65 лет и старше.

      Помимо  потребления товаров и услуг  на душу населения применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей: до 1 года - 0,2; от 1 до 3 лет-0,5; от 5 до Улет-0,6; от 7 до 11 лет-0,8; от 11 до 14 лет-0,95; от 14 до 18 лет-0,98 потребительской единицы, а также 4 коэффициента в зависимости от пола, возраста и рода занятий для взрослых: первый - 0.9; второй - 1,0; третий - 1,1; четвертый - 1,2 условной единицы. Так, семья из четырех человек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы (первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий - за 0,7, каждый ребенок - за 0,5).

      Шкала переводных коэффициентов потребления  имеет большую историю, ее зарождение относится к прошлому столетию. В частности, шкала переводных коэффициентов потребления детей и подростков в адекватные потребительские единицы была разработана Э. Энгелем и опубликована в 1895 г. При подготовке шкалы он учитывал идеи А. Кетле. За единицу брался новорожденный до 1 года, и эта единица была названа "кета" в честь А. Кетле. За каждый год жизни к коэффициенту прибавляется одна десятая "кеты" (до 25 лет - у мужчин и до 20 лет - у женщин). Таким образом, для возраста 20 лет и мужчины, и женщины имеют коэффициент 3,0; мужчины в возрасте 25 лет - 3.5 (для женщин он остается равным 3,0). Если перейти к другой шкале, где за единицу принимается мужчина в возрасте 25 лет, то для новорожденных коэффициент составит 0,29, для женщин в возрасте 20 лет и старше - 0,86.

      К этой шкале близка шкала переводных коэффициентов С. Прэ иX, Хаутеккера, предложенная ими в 1955 г. По ней переводные коэффициенты следующие: для возрастало 1 года - 0,50; от 1 до 4 лет - 0,60; от 5 до 9 лет - 0,70; от 10 до 13 лет - 1,40; от 14 до 17 лет - 1.30 (для мужчины) и 1,40 (для женщины); для взрослого человека - 1,00 (для мужчины) и 1,30 (для женщины). Характерно, что для женщин принят более высокий коэффициент потребления, чем для мужчин. Это связано с тем, что здесь имеются в виду все потребительские расходы, а не только на продовольствие, которому уделялось внимание при разработке других шкал3.

      Изучение  потребления непродовольственных  товаров по программе выборки  бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.

      К товарам недлительного пользования  относятся, например, одежда, обувь, ткани, чулочно-носочные изделия - нормативный срок их службы установлен до трех лет. К товарам однократного пользования относятся продукты питания.

      Товарами  длительного пользования считаются  предметы сроком службы в три и  более лет. Для ряда товаров длительного  пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10 000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.

      За  рубежом обеспеченность населения  предметами длительного пользования  чаще определяется долей домохозяйств, владеющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу. Такой показатель точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования, поскольку в нем не фигурируют дополнительные (вторые, третьи и т. д.) экземпляры данного товара, находящиеся в пользовании одного домохозяйства.

      При наличии дифференцированных показателей обеспеченности тем или иным предметом по группам населения средняя обеспеченность находится как средняя взвешенная величина, где весами выступает доля групп населения в общей его численности (в численности домохозяйств). Произведение показателя средней обеспеченности и коэффициента распространенности (доли домохозяйств, имеющих данный предмет) покажет размер средней обеспеченности предметом на одного человека (на одно домохозяйство). При этом с цепью соизмеримости показателей по предметам индивидуального и обще домашнего пользования последние нужно скорректировать (разделить)на средний размер хозяйства. Если умножить натуральные показатели обеспеченности на общую численность населения, то получим общее количество (парк) предметов, имеющихся у населения.

      Наличие конкретного предмета на момент расчета (обычно на конец года) определяется по балансовой формуле

      

      где - наличие предмета на конец и начало года:

       - его поступление (покупка и  все другие источники) в течение  года;

       - выбытие.

      Выбытие оценивается методом непрерывной  инвентаризации исходя из принятого  срока службы данного предмета. Сроки службы предметов длительного пользования вычисляются исходя из технико-эксплуатационных данных с учетом их морального износа. Так, если срок службы предмета установлен в 5 лет, то после его истечения с момента продажи данный предмет считается выбывшим из физического объема общего фонда обеспеченности этим предметом.

      Годовое потребление предметов длительного и недлительного пользования представляет собой стоимостное выражение годового износа предметов. Эта величина исчисляется на основе норм годового износа, представляющих собой величину, обратную нормативному сроку службы предметов. Если, допустим, нормативный срок службы телевизоров установлен в 10 лет, то годовой их износ равен 10% общей стоимости находящегося в пользовании населения парка телевизоров. Годовой износ исчисляется также путем деления стоимости наличного парка предметов у населения на срок их службы. В расчете на душу или домохозяйство износ этих предметов (их потребление) определяется отношением среднедушевой или средней на хозяйство обеспеченности данным предметом в стоимостной форме к нормативному сроку службы.

      Потребляемые населением товары удовлетворяют различные потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

      Возрастающую  роль в потреблении населения  играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги - особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).

      В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

      Не  входят в объем производства (и  соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья: приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому,

      В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

      Различаются услуги материальные (производственные), воплощающиеся в материально-вещественной форме (ремонт одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения), и услуги нематериальные, которые проявляются в форме деятельности, удовлетворяющей бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности человека.

      Услуги  подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).

      Программой  выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви, на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведение и ремонт домов и других построек, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе образования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера и прочие виды личных услуг. К показателям потребления платных услуг относятся размер оплаты в среднем на 100 лиц и структура расходов по видам услуг.

      Текущая статистика не располагает данными  об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает статью "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у частных лиц". Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства,

      Сравнение фактического потребления отдельных  товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

      

      где - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения:

       - нормативный уровень потребления/-го  товара в среднем надушу населения, здесь ( - объем потребления i-го товара за определенный период; - средняя численность населения за тот же период); если имеются нормативы потребления по группам населения, то

      

      где - нормативный уровень потребления i-го товара в m-й группе;

       - средняя численность населения  m-й потребительской группы.

      Динамика  общего и среднедушевого потребления  изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

      общего  объема потребления i-го товара

      

      где и - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

      среднедушевого  потребления i-го товара

      

      где и средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах. Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:

      

      Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

      Обеспеченность  населения услугами измеряется так же, как и товарам и: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

      

      

      В случае необходимости берется среднее  нормативное потребление

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг