Статистические методы изучения развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются статистические методы изучения малого бизнеса. Структура данного курсового проекта выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы малого бизнеса. Во втором разделе рассмотренны обобщающие статистические показатели малого бизнеса, виды и значение обобщающих статистических показателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России……………………………….
1.1. Способности малого бизнеса…………………………………………..
1.2. Значение малого бизнеса в экономике………………………………...
1.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………….
Глава 2. Обобщающие статистические показатели малого бизнеса……..
2.1. Виды и значения обобщающих статистических показателей……………………………………………………………………
2.2. Место малого бизнеса в экономике…………………………………….
2.3. Становление малого бизнеса…………………………………………….
Глава 3. Определение масштабов деятельности…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малый бизнес_0.docx

— 58.88 Кб (Скачать)

      Ежегодно возникает огромное число малого бизнеса, столь же велико и число ликвидируемых. Но лишь малая часть их разоряется, подавляющее число выходят из дела без крупных финансовых потерь и готовы к формированию нового бизнеса, число, как правило, не только не сокращает, но даже возрастает. 

    1. Значение  малого бизнеса в экономике.
 

       Социальная значимость малого  бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любого региона с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса);  Малый бизнес способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малый бизнес наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями МБ являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств- Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

      Что касается жизнеспособности  малого бизнеса , то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%. через 3 года — 7 - 8 %, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.Опыт подтверждает: малый бизнес — важный элемент рыночной экономики, без которого ока не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях –этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. 

    1. Государственная поддержка малого бизнеса.
 

      Опыт подавляющего большинства других регионов показывает, что государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным направление социально-экономической политики в целом в соответствии с основными интересами. Концепция поддержки малого предпринимательства включает в себя понимание национальных и региональных интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на региональных уровнях. Исследование организационных структур и механизмов поддержки малого бизнеса в других регионах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития малого бизнеса. К их числу относятся:

1) наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;

  2)разработка и реализация системы государственных программ финансового,  технологического, информационного, кадрового содействия.

3)выделение ассигнований на реализацию программ поддержки малого бизнеса из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;

  4)наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства.

   5)взаимодействие органов власти различных уровне с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений. 
 

Глава 2. ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАЛОГО  

                                     БИЗНЕСА. 

   2.1.Виды и значение обобщающих статистических показателей. 

       Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Эти статистические величины характеризуют объемы изучаемых процессов (численность работников, объем товарооборота), их уровни (например, уровень производительности труда работника торговли), соотношение (например, между продавцами и другими категориями работников магазина) и т, д. В практике исчисляются разнообразные статистические показатели, относящиеся ко многим сторонам жизни общества.

  Статистические показатели, отображая экономические категории, имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Качественная сторона показателя отражается в его содержания безотносительно к конкретному размеру признака, например в раскрытии того, что представляют собой согласно экономической теории розничный товарооборот, издержки обращения и т, д. Количественная сторона статистического показателя — это его числовое значение. Например, объем розничного товарооборота магазина в изучаемом году составил 10,5 млн. руб.

    Статистические показатели выполняют ряд функций и прежде всего познавательную и управленческую (контрольно-организаторскую), Однако некоторые из них (экономические), кроме того. Познавательная функция статистических показателей заключается в том, что они характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов, происходящих в обществе. Обобщающие показатели служат базой анализа и прогнозирования социально-экономического развития отдельных районов, областей, регионов и страны в целом, Изучая количественную сторону явлений, познавая ее, экономист анализирует качественную сторону объекта, проникает в его сущность.

  Статистический показатель выполняет также важную управленческую функцию, суть которой состоит в том, что он является важнейшим элементом процесса управления на всех его уровнях, В связи с переходом на рыночные отношения эта роль статистических показателей возрастает. Усиливается контроль за ходом выполнения договоров и другими сторонами деятельности предприятий, связанными с качеством обслуживания покупателей и экономическими результатами работы коллективов магазинов.

    Многообразие функций и целей, которые выполняют статистические показатели, определяет их виды. Показатели, исчисляемые в статистической практике, можно подразделить на группы по следующим признакам:

   1)по сущности изучаемых явлений. Статистические показатели бывают объемные, характеризующие размеры процессов (объем товарооборота), и качественные, выражающие собой количественные соотношения, типичные свойства изучаемых совокупностей (например, уровень производительности труда);

    2)по степени агрегирования явлений. Статистические показатели подразделяются на индивидуальные, характеризующие единичные, процессы, и обобщающие, отображающие совокупность в целом или ее части;

  3)в зависимости от характера изучаемых явлений. Среди статистических показателей выделяют интервальные и моментные. Данные, выражающие развитие явлений за отдельные периоды времени, являются интервальными показателями, например товарооборот за месяц, квартал, год, Они характеризуют процесс изменения признаков. К моментным показателям относят те из них, которые отражают состояние явления на определенную дату (момент), Это может быть величина товарных запасов, число предприятий на начало или конец периода. Если показатели процесса (интервальные) можно суммировать, то данные, приведенные, на конкретную дату, складывать чаще всего нецелесообразно.

   Чтобы статистические показатели правильно отражали изучаемые явления, необходимо выполнять следующие требования:

  1) опираться при их построении на положения экономической теории, а также на статистическую методологию и опыт статистических работ управления торговлей; стремиться к тому, чтобы показатели выражали сущность изучаемых явлений и давали им 1 точную количественную оценку;

   2) добиваться полноты информации как по охвату единиц изучаемого объекта, так и по комплексному отображению всех сторон протекаемого процесса;

   3) обеспечивать сравнимость статистических показателей посредством единообразия исходных данных в пространственном и временном отношениях, а также применяя одинаковые единицы измерения;

   4) повышать степень точности исходной информации, на основе которой исчисляются показатели, так как данные достоверны только в том случае, если они полностью совпадают с действительными размерами процессов, правильно характеризуют их содержание.

    Системы статистических показателей имеют разный масштаб, например, они характеризуют деятельность магазина, ассоциации, торговли района, области и т, д. Кроме того, выделяются подсистемы показателей, с помощью которых изучаются отдельные сферы деятельности предприятий отрасли, например подсистема показателей по труду, материальным ресурсам, финансовым средствам и др.

  Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.

   Особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля ''теневого" сектора, По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях» повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений были обусловлены сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импорта замещения, восстановлением спроса населения. 

      2.2. Место малого бизнеса в экономике. 

   Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни (см. таблица 1)

    Большинство владельцев небольших фирм хотят обеспечить своему предприятию стабильное существование и не стремятся к росту, за исключением разве что фирм, являющихся частью крупных корпораций. В качестве главных препятствий созданию собственного бизнеса считаются финансовые трудности, на втором месте – проблемы законодательства, налогообложения, бухучета. Малые и средние фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. На малый бизнес приходится значительная часть открытий и инноваций.

     Во  всех промышленно развитых регионах очень велика роль сферы услуг, которой  занято около 60% рабочей силы. Предполагается, что доля занятых услуг достигнет  и даже превысит 80%. За последнее  время только в секторе бытового обслуживания населения было создано  более 50% всех новых рабочих мест. Следует отметить, что к сфере  услуг относят не только сервис и  торговлю, но также образование, информационное обеспечение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер производства и обслуживания оказываются на столько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда. Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано прежде всего с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринимателю решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч рублей и не потребуется особой профессиональной подготовки. Кроме того, создание малых предприятий в сфере услуг нередко связано с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.) Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы.

     Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных корпораций, получают сведения (разумеется, под обязательство не разглашать производственные секреты) о планах на ближайшие 5-6 лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ находится в непрерывном движении и обновлении. Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса

Информация о работе Статистические методы изучения развития малого бизнеса