Статистические методы изучения развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются статистические методы изучения малого бизнеса. Структура данного курсового проекта выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы малого бизнеса. Во втором разделе рассмотренны обобщающие статистические показатели малого бизнеса, виды и значение обобщающих статистических показателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие малого бизнеса в России……………………………….
1.1. Способности малого бизнеса…………………………………………..
1.2. Значение малого бизнеса в экономике………………………………...
1.3. Государственная поддержка малого бизнеса………………………….
Глава 2. Обобщающие статистические показатели малого бизнеса……..
2.1. Виды и значения обобщающих статистических показателей……………………………………………………………………
2.2. Место малого бизнеса в экономике…………………………………….
2.3. Становление малого бизнеса…………………………………………….
Глава 3. Определение масштабов деятельности…………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая Малый бизнес_0.docx

— 58.88 Кб (Скачать)

  Рынок ссудных капиталов, т. е. банки и кредитные учреждения, обычно ориентированы на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам существования компании (3-5 лет), величине активов, размерам минимальной эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой деятельности — венчурного бизнеса.

   Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.

   Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально новые технические или технологические решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.

     Под выделенные деньги разработчики должны в кратчайшие сроки довести изделие  до промышленного образца. Обычно при  рисковом финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24.

     Но  бывает и по-другому: на первом этапе  инвестируется идея, на втором —  организация производства, на третьем  компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества  на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.

     Малое предпринимательство несет в себе огромный потенциал для развития экономики и общества в целом. 

              2.3.Становление малого бизнеса. 

   После нескольких лет реформ, малый бизнес, становиться самостоятельным сектором национального хозяйства. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования экономики необходимо 2,5-3,5 тыс. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы, малый бизнес будет надежно и ограниченно встроен в формирующийся рыночный механизм экономики.

  Данные статистики свидетельствуют (см. таблица 2), что в развитии малого бизнеса наметился переход от стартового этапа к этапу стабилизации. На смену стремительному подъему малого предпринимательства, пришло снижение темпов следствии финансовых потрясений, политической нестабильности.

  Наиболее привлекательными сферами приложения капиталов и сил для предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука и научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). На долю первых трех отраслей в общей сложности приходилось 74% малых предприятий. Наиболее стремительный рост числа малых предприятий на первых порах отмечался в науке и научном обслуживании (в 3,4 раза), сельском хозяйстве (в 3,1 раза, главным образом за счет фермерских хозяйств), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (в 2,6 раза), торговле (в 2,2 раза). Следует, однако, отметить, что в крупных городах с развитой торговой сетью данный вид малого предпринимательства не получил столь широкого распространения, как «в глубинке». В Москве, например, доля торговых предприятий составляла лишь около 1/4, а в Санкт-Петербурге — около 1/3 всех малых фирм. Значительное замедление темпов роста малого бизнеса в сфере торговли посреднических услуг было связано, очевидно, с приближением числа к оптимальному. Эта экономическая ниша заполнилась быстрей других, а кроме того, возникли иные, более многообещающие и притягательные сферы вложения капитала. Рост малых строительных предприятий, отмечавшийся на фоне продолжающегося спада промышленного и жилищного строительства, происходил за счет резкого увеличения объемов индивидуальной застройки, реконструкции и сооружения офисных и складских помещений. Наибольшая доля малых промышленных предприятий была концентрирована в машиностроении и металлообработке (33,5%), лесной, дерево - обрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (11,9%) и четкой индустрии (16,8%). Подавляющая доля малых предприятий функционировала вне государственных форм собственности (см. таблица 3).

   Наиболее привлекательными для частной инициативы являлись коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (99,2% всех предприятий), торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт (97,6%). Наиболее же огосударствленным, оставался малый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства (9,7%) и промышленности (7,1%). Впрочем, и здесь доля госсобственности, как явствует из приведенных цифр, была незначительной. Малые предприятия по существу всецело опирались на частные капиталы. Малый бизнес дал работу тысячам людей. (см. таблица 4)

    Наибольшая доля, приходилась на строительство (31% работавших на малых предприятиях), промышленность (28%), торговлю и общественное питание (26%). Подавляющее большинство занятых в этом секторе трудится на негосударственных предприятиях (88%), особенно в торговле (94%) и рыночной инфраструктуре (96%). С учетом временно занятых и членов семей почти 18% населения так или иначе связаны с малым бизнесом. Активное привлечение граждан на условиях совместительства, договора подряда и других договоров гражданско-правового характера вообще является характерной чертой малого предпринимательства. В ряде отраслей подобная форма сотрудничества стала преобладающей или, по крайней мере, паритетной. В науке и научном обслуживании, например, число вторично занятых в 3,5 раза превышает среднесписочную численность работников, в строительстве эта категория составляла более половины всех занятых на малых предприятиях данного профиля. Использование труда на началах вторичной занятости являет собой новую тенденцию в становлении рынка. Создавая новые рабочие места, малые предприятия сглаживают остроту социальных конфликтов, вызванных скрытой безработицей, переходом на неполный рабочий день и высвобождением работников в государственном секторе. В сфере малого бизнеса зарегистрировано предприятий, у которых отсутствует постоянный штат.

     Малое предпринимательство создает ныне 10-12% валового выпуска на его долю приходится 4% всей промышленной продукции и 23% подрядных строительных работ. Малыми предприятиями оказано услуг и произведено продукции по основному виду деятельности 7% от всего объема оказанных услуг и произведенной продукции.

   Что касается доходности малых предприятий, то при сравнительно небольшом производственном и трудовом ресурсном обеспечении ими получено — треть прибыли, полученной во всех сферах экономики. В промышленности малые фирмы дают 7% всей прибыли, используя немногим более 3% основных фондов.

   Кроме того, малые предприятия, не в пример крупным, располагают лучшими возможностями для проведения высокодоходных посреднических и спекулятивных операций на рынке. Сказывается, по-видимому, и то, что через малый бизнес легализуется «теневой», а в ряде случаев и криминальный капитал. Так или иначе, доходы малого бизнеса формируют устойчивую базу налоговых поступлений. В некоторых субъектах Федерации налоги с малых предприятий формируют половину доходов бюджета.         

    В среднем по всем отраслям малого предпринимательства доля прибыли в полученном валовом доходе составила 16,9%, в том числе (%):

- в банковской деятельности  ……………35,2

- в науке и научном обслуживании …………….26,7

- в сфере финансов, кредитования, страхования и пенсионного обеспече-

ния ………………………………………………………………………30,8                                                                                                               

- в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка.. …………………………………………………………………..27,1

- в геологии и разведке недр ……………...21,1

- в материально-техническом обеспечении и сбыте ……………...20,1

- в строительстве ……………...20,5

- в сфере торговли и посреднических услуг ……………...15,0

- в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения ……………..13,0

- в промышленности …………….. 10,4

      Таким образом, самой доходной в сфере малого бизнеса является банковская деятельность.

      Из общего числа малых предприятий с численностью работающих до 50 чел. работали в убыток. В промышленности число убыточных малых предприятий достигло почти четверти, при этом в цветной металлургии, шинной, лесной, цементной, легкой, текстильной, рыбной отраслях в убыток работало почти каждое третье предприятие. Аналогичная ситуация имела место в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения.

       Меньше всего убыточных предприятий в полиграфической и медицинской промышленности, на железнодорожном транспорте, в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, где убыточным оказалось лишь каждое седьмое или восьмое предприятие. Единственной отраслью, не имеющей убыточных предприятий в сфере малого бизнеса, является сахарная промышленность.

      Важное место в деятельности малых предприятий занимает решение проблемы инвестиций, наращивания производственного потенциала. Инвестиционная активность малых предприятий уступает, следовательно, активности других секторов экономики.

 В целом текущие финансовые затруднения малый бизнес так или иначе преодолевает, причем часто — путем выхода в сферу неконтролируемого финансового и нефинансового оборота, за счет взаимной поддержки и неформальных связей, но вот на развитие средств хронически не хватает.

  Субъективная статистика (оценки бизнесменов) показывают доля вложений на развитие не достигла 60%. Наиболее активно малые предприятия приобретают оборудование. На втором-третьем местах — затраты на ремонт помещений и рекламу, на четвертом — расходы на приобретение транспорта. А вот такое стратегически важное направление, как строительство или приобретение помещений, оказалось на последнем месте. На эти цели потратилось менее 22% малых предприятий.

      Малое предпринимательство крайне неравномерно развивается в региональном аспекте. По данным Госкомстата России, наибольшая доля малых предприятий сосредоточена в Москве (22% от общего числа), Санкт-Петербурге (11%), Московской, Тюменской областях и Краснодарском крае (по 4%), Свердловской области (3%), Новосибирской, Ростовской и Самарской областях (по 2%). В то же время в Ингушетии и Туве число малых предприятий не превышает 1 тыс.

   Максимального значения приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса достиг в Центральном районе, что объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. В пределах Центрального района главными точками притяжения рабочей силы в малый бизнес стали Москва (62% среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8%), Владимирская, Тульская и Ярославская области (по 4%).

  Значительно различаются по отдельным регионам уровни рентабельности малых предприятий. Различна и отраслевая структура малого бизнеса, темпы спада общей экономической активности и активности в сфере малого предпринимательства. Итак, создано большое число мелких предприятий, но будущность их омрачается тем, что сложившаяся ныне политическая и экономическая ситуация во многом неблагоприятна для развития предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСШТАБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

     Масштабы  деятельности начинающего предпринимателя  в регионе определяются прежде всего размерами стартового капитала, как правило, весьма скромными. В регионе, где кредитная система пребывает не в лучшем состоянии, изыскать средства на то, чтобы начать собственное дело, не так-то просто.

     Развитие  малого бизнеса в современный  период перехода от плановой экономики  к рыночному хозяйству приобретает  особое значение. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка  потребительских товаров в условиях дестабилизации российской, экономики  и ограниченности финансовых ресурсов.

     Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны мгновенно отзываться на изменение  потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое  равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносят существенный вклад  в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

     Развитие  малого бизнеса отвечает общемировым  тенденциям к формированию гибкой смешанной  экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной  экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства  — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Развитие малого бизнеса  несет в себе множество важных аспектов: 

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

     - разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на. риск и осуществлять новые проекты);

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие);

Информация о работе Статистические методы изучения развития малого бизнеса