Статистический анализ деятельности транспорта в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

стат анализ деятельности транспорта в РФ.doc

— 863.50 Кб (Скачать)


План

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14

2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14

2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17

2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...30

Приложения………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт (от лат. transport - перемещаю) – хозяйственный комплекс, отрасль производства, обеспечивающая жизненную необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров, сигналов и информации из одного места в другое.

Статистика транспорта – отрасль социально-экономической статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте. Одна из особенностей статистики транспорта – многоплановость структуры. Основной задачей этой отрасли статистики состоит в наблюдении за всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным, газопроводным, нефтепроводным, нефтепродуктопроводным, трамвайным, троллейбусным, метрополитеном и др.

Транспорт неоспоримо играет очень большую роль во всем обществе. Роль транспорта заключается в своевременной доставке продукции от производителей в сферу потребления, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, улучшении транспортного обслуживания населения. Благодаря транспорту различные отрасли производства и экономические районы могут развиваться комплексно как единый народнохозяйственный механизм.

Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли. Задачи, стоящие перед данной курсовой работой:

- рассмотреть отраслевые особенности транспорта, его классификацию по категориям и видам;

-рассмотреть систему показателей, характеризующую транспортную систему страны в целом;

- привести статистические данные по деятельности транспортной системы России;

-привести необходимые расчеты по показателям;

-дать оценку современному состоянию транспортной системы России, указать перспективы развития данной отрасли.

 

1.Теоретические основы статистического изучения транспорта
1.1 Понятие и сущность транспорта

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают технические устройства и сооружения. Средства сообщения – это подвижной состав (автомобили, прицепы, полуприцепы на автомобильном транспорте, локомотивные вагоны на железнодорожном транспорте, суда, баржи на водных видах транспорта и т.п.).

Пути сообщения – это специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.)

        Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д. Все эти элементы, составляющие транспорт, взаимодействуют между собой для выполнения определенных работ, поэтому транспорт рассматривают как систему.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:

• Транспорт не производит новой продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства заканчивается тогда, когда продукция доставляется к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве.

• Продукцию транспорта – перевозку грузов и пассажиров нельзя накопить, создать запасы, поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании резервов пропускной и проводной способности.

• Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое больше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

• Сокращая стоимость и время доставки грузов и пассажиров, транспорт существенно влияет на экономический подъем государства, расширение торговли, повышение уровня жизни населения. Уровень развития транспорта в стране определяет уровень развития ее цивилизации.

• Транспорт отрицательно влияет на окружающую среду. Транспорт – один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу достигает 40% по России, что больше, чем доля любой из отраслей промышленности. Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса РФ составляет 3,4 млрд долларов США, или примерно 1,5 % валового национального продукта[1].

 

1.2.           Классификация транспорта: категории, виды

Структурно транспорт  можно разделить на три категории: транспорт общего пользования, транспорт необщего пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения грузов и населения общественной организацией, частным предприятием, предпринимателем или физическим лицом и в соответствии  с действующим законодательством, обязан осуществлять перевозку грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: государственным предприятием или учреждением. Общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования. Транспорт необщего пользования – ведомственный, обеспечивает внутрипроизводственное (технологическое) перемещение грузов, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Ведомственный транспорт предприятий называют промышленным транспортом. Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.

              Транспорт общего и необщего пользования представлен железнодорожным, морским, внутренним водным, автомобильным, воздушным и трубопроводными видами транспорта. Транспорт необщего пользования также может быть представлен специальными видами транспорта: конвейерами, подвесными дорогами, пневмо-, гидротранспортом и др.              Каждый вид транспорта с технологической точки зрения представляет собой совокупность путей сообщения, транспортных средств, органов и систем управления. Совокупность всех видов транспорта определяет транспортную систему страны.

Железнодорожный транспорт

Доля железнодорожного транспорта в перевозках всеми видами транспорта в мире сегодня составляет около 10% (второе место после автомобильного), в грузообороте - около 15% (второе место после мор­ского).

Протяженность железнодорожных путей в России равна 1 млн 250 тыс. км. Большую протяженность имеют только автомобильные дороги и воздушные трассы. Эксплуатационная длина железных дорог России равна 87, 6 тыс.км. Густота жележнодорожной сети России – 0,51 км на 100 кв.км. [2]

К преимуществам железнодорожного транспорта относятся:

• возможность сооружения железных дорог на любой сухопутной территории;

• массовость перевозок и высокая провозная и пропускная способность (до 80-90 млн тонн грузов по двухпутной и 20-30 млн тонн по однопутной линии);

•универсальность использования железнодорожного транспорта перевозок различных грузов;

доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования;

• регулярность перевозок независимо от времени года, времени су­ток и состояния погоды;

•высокая производительность и низкая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

• относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

К недостаткам железнодорожного транспорта относят:

• капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленная отдача авансируемого капитала(6-8 лет, а иногда и более);

• железнодорожный транспорт – весьма трудоемкая отрасль, производительность труда в которой ниже, чем на других видах транспорта.

• невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

Железнодорожный транспорт является основным звеном транспортной системы России. В основном данный вид транспорта используется для грузовых перевозок, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщении (около 90% пассажирооборота).

Морской транспорт играет очень важную роль в развитии и укреплении экономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Рассмотрим основные преимущества морского транспорта:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России;

• сравнительно небольшие капиталовложения;

•практически не ограниченная пропускная способность;

•сравнительно малый расход топлива и электроэнергии;

•при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.

Недостатки морского транспорта:

• зависимость от естественно-географических и навигационных условий;

• значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот;

• ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые перевозки могут быть организованы только между отдельными предприятиями, расположенными в этих районах.

Речной транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям. Доля речного транспорта в грузообороте России составляет около 3%. Речной транспорт – наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов. Его основные преимущества:

• большая провозная способность на глубоководных реках. Пропускная способность реки Волги может быть доведена до 100 млн т в год.

• сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% ниже, чем железной дороге.

• относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн тонн в год в 3-4 раза ниже, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

Недостатки речного транспорта:

- ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;

- удлинение маршрутов следования грузов;

-небольшая скорость перевозки грузов и пассажиров.

Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Он лидирует среди других видов транспорта по объему перевозок. На его долю приходится более 8% всех перевезенных пассажиров и грузов. На долю автомобильного транспорта приходится 10% ВВП. Вместе с тем автомобильный транспорт является и наиболее ресурсоемкой отраслью. На автомобильном транспорте трудится около 40% всех занятых на транспорте людей.

Преимущества этого вида транспорта: большая маневренность и подвижность, увеличение скорости доставки пассажиров и грузов, более короткий путь.

Недостатки:

- высокая себестоимость, относительно большая стоимость материально- технической базы обслуживания автомобилей, недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.

Также одним из существенных недостатков автомобильного транспорта является огромный вред, который этот вид транспорта наносит окружающей среде.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт является самым скоростным и дорогостоящим. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Его доля в пассажирообороте превышает 10%, а в грузообороте – 1%.Его значение возрастает для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные районы (например, отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока). В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.

Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ