Статистический анализ деятельности транспорта в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

стат анализ деятельности транспорта в РФ.doc

— 863.50 Кб (Скачать)

Преимущества воздушного транспорта:

- высокая скорость доставки пассажиров;

- маневренность в организации пассажирских перевозок;

-большая беспосадочная дальность полета;

-кратчайшие расстояния перевозок;

- экономия времени;

- достаточно высокая культура обслуживания.

Минус воздушного транспорта заключается в его дороговизне. Этот вид транспорта используется в основном для пассажирских транспортировок, поэтому его доля в общем грузообороте достаточно небольшая. 

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт – один из видов транспорта, предназначенный для транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа с мест добычи в районы их потребления и переработки. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного.

К преимуществам этого вида транспорта по сравнению  с доставкой нефти, нефтепродуктов и газа другими видами транспорта относятся: сравнительно небольшие расстояния, обеспечение сохранности нефти и нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки, полная автоматизация операций, меньшие капиталовложения и расход металла, высокий уровень производительности труда, непрерывность процесса и др.

Недостатки данного вида транспорта в том, что существует узкая специализация трубопроводов и необходимость наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов.

 

1.3.           Источники статистической информации о транспорте

      Основной источник данных статистики транспорта - сплошной текущий учёт и основанная на нём периодическая отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и несплошного характера (например, ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки грузов)[3].

При изучении наиболее массового вида транспорта - автомобильного, а также других видов транспорта, где получает развитие малое предпринимательство, в целях снижения отчетной нагрузки на хозяйствующие субъекты, используется один из видов несплошного наблюдения - метод основного массива (цензовый). Статистическая информация предоставляется компаниями, занятыми исследованиями и разработками, консалтинговыми фирмами.

              В последнее время проблема распределения по регионам объемов выполненных работ (услуг) межрегиональными компаниями транспорта и связи приобрела особую остроту ввиду использования данных об этих объемах при расчетах валового регионального продукта. Поэтому планируется разработать методологию
статистического наблюдения за деятельностью межрегиональных компаний и проведение пилотных обследований на железнодорожном, воздушном и трубопроводном транспорте, а также в области связи.

1.4.           Система показателей деятельности транспорта

 

Каждый вид транспорта характеризуется собственной системой показателей, однако, многие из них являются общими для всех видов. Условно показатели можно разделить на следующие группы:[4]

 

 

*показатели перевозочной работы:

- грузооборот. Исчисляется как сумма произведений веса перевезенного за отдельные ездки груза в тоннах на путь в километрах. Единицей измерения является тонно-киллометр.

-пассажирооборот транспорта общего пользования. Исчисляется суммированием произведений числа пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах. Единицей измерения является пассажирокилометр (перемещение пассажиров на 1 км).  

-объем перевозок грузов, т. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.

-объем перевозок пассажиров, чел. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиропосадка.

٭показатели материально-технической базы:

- протяженность сетей путей сообщения, км;

-густота сетей путей сообщения, т.е. протяженность сети путей сообщения, отнесенная к единице площади территории;

-суммарная грузоподъемность, или тоннаж, транспортных единиц, т;

-пропускная способность элементов транспортной сети, транспортных единиц в час или сутки;

-провозная способность элементов транспортной сети, тонн в час или сутки;

*показатели эксплуатационной работы:

- средняя дальность перевозок, км;

-скорость доставки грузов, км/ч;

-среднесуточный пробег, км/сут.;

* показатели экономической эффективности и финансовые:

-себестоимость перевозки;                              -производительность труда;

-фондоотдача;                                                   -доходы;

-расходы;                                                          -прибыль;

-рентабельность.

2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации

2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ

В целом ситуация на транспорте в настоящее время достаточно нестабильная. Медленными темпами начинает увеличиваться грузооборот автомобильного транспорта (205849 млн тн-км в 2007г. по сравнению с 198766 млн тн-км в 2006г.). Увеличивается густота автомобильных дорог общего пользования (37 км на 1000м² в 2007г. по сравнению с 32 в 2003г.). Хотя при этом удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием снижается. Снижается показатель пассажирооборота для автобусов общего пользования (77850 млн пассажиро-км в 2007г. по сравнению с 138454 в 2003г.) [5], т.к. много городских автобусных маршрутов ликвидировано, практически нет таксомоторных парков. Снижается и количество автобусов. Износ муниципального транспорта во многих городах России может достигать 100%[6].

Авиатранспорт, железнодорожный, междугородний автомобильный, речной и морской также снижают свой пассажирооборот: в 2003 г. перевезли на 5,5 млрд. пассажиров меньше, чем в предыдущие годы. Это прямые потери рынка транспортных услуг из-за снижения покупательной способности населения.

Хотя Россия занимает второе место в мире по протяженности железных дорог, но почти втрое отстает от США, где протяженность "железки" - 212 тыс. км. Достаточно резко упала мобильность населения в межрегиональном сообщении. В России низка плотность путей сообщения, что самым непосредственным образом влияет на такие показатели, как доступность к транспортной инфраструктуре, возможность выбора наиболее экономичного вида транспорта для доставки грузов и пассажиров. 10% россиян не имеют круглогодичного доступа к опорной сети автодорог. Средняя мобильность российских граждан в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах.

Вызывает большую озабоченность состояние основных фондов. Уровень износа локомотивного хозяйства превысил 65%, вагонного - 63%, верхнего строения пути - 70%. Это заставляет одновременно решать объемные проблемы ремонта, создания новых видов технологического оборудования.

Современное состояние грузового автомобильного парка в России признается не отвечающим требованиям. Ощущается явный недостаток в грузовиках грузоподъемностью до 2 т (16% против необходимых 24%), 5-8 т (17% против 20%), более 8 т (13% против 17-18%).

При этом на транспорте ощущается кадровый голод. Всего 7-8% трудоспособного населения задействовано обслуживанием парка подвижного состава. Для сравнения в США этот показатель примерно в два раза выше.

При этом, доля транспортных средств эксплуатируемых сверх нормативного срока службы составляет по автобусам до 40%, троллейбусам - 40%, трамваям - 36%, вагонам метрополитена – 5-6%. Это ухудшает и без того невысокое качество перевозки пассажиров.

Неудовлетворительное техническое состояние парка общественного транспорта, высокая транспортная подвижность населения, неравномерность пассажиропотока по времени суток, укрупнение городов с одновременным их расширением - делает нормальную работу городского транспорта трудной, но крайне необходимой задачей. При этом участие государства в области транспорта просто необходимо. Государство осуществляет регулирование путем принятия законов и нормативных правовых актов, общих для всей транспортной системы, независимо от видов транспорта, территориального распределения, прибыльности или убыточности отдельных предприятий и отраслей. Например, 24 декабря 2002 года был принят федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ», где указывается, что государство осуществляет государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Также государство пытается ввести более четкие и прозрачные процедуры регулирования автомобильного транспорта. Есть попытки разработки новой нормативной базы в авиации.

Выделяются значительные средства для восстановления транспортной системы. Например, в 2003г. Москва выделила более 11 млрд рублей (более 4% бюджета города) на покрытие убытков от работы общественного транспорта[7]. Другие субъекты выделяют из бюджетов еще больше средств на покрытие убытков в сфере транспортных перевозок.

Также начинают строиться платные дороги для поступления средств в бюджет. 5 августа 2003г. правительство Московской области объявило о начале строительства в 2004г. первой платной дороги Москва-Ногинск. Также 17 апреля 2003г. был одобрен проект о начале строительства нового нефтепровода из Западной Сибири и Тимано-Печорского региона в город Мурманск. Появляются новые автобусы общего пользования.

              В целом можно увидеть какие-то позитивные тенденции в работе транспортной системы, но они остаются достаточно неуверенными и слабыми, поскольку требуют достаточного финансирования из бюджета и единства в государственном регулировании.

 

2.2. Анализ динамики деятельности транспорта

Для того чтобы проследить развитие деятельности транспорта во времени, проанализировать закономерности и выявить тенденцию в деятельности этой отрасли, используются показатели динамики.

Темп роста (Тр) – это отношение данного уровня к предыдущему, если рассчитывается цепной темп роста (Трц), или базисному, если темп роста базисный (Трб).

Темп прироста (Тпр) рассчитывается как Тр-100%, также бывает цепной (Тпрц) и базисный (Тпрб).

Абсолютный прирост () – определяется как разность уровней ряда, характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления. По аналогии с предыдущими показателями выделяют абсолютный прирост базисный(Δyб) и цепной(Δyц).

Также рассчитывается средний уровень ряда, средние темпы роста и прироста, средний абсолютный прирост.

Средний уровень ряда для интервальных рядов с равными промежутками рассчитывается по формуле простой средней арифметической: y = , где n-число уровней.

Средний темп роста находится по формуле средней геометрической:

Тр = .100, средний темп прироста: Тп = Тр-100.

Средний абсолютный прирост рассчитывается как средняя арифметическая простая из абсолютных приростов уровней ряда:

Δi = , или Δi =.

Данные показатели динамики будут рассчитаны по грузообороту и пассажирообороту для Российской Федерации в целом, для Приволжского Федерального Округа и для Самарской области. Результаты вычислений будут оформлены в соответствующие таблицы.

Таблица 1. Анализ динамики грузооборота автомобильного транспорта всех видов деятельности по Российской Федерации в целом[8]

Года

Грузооборот (млн тн-км)

Трб

Тпрб

Трц

Тпрц

Δyб (млн тн-км)

Δyц (млн тн-км)

2000

152735

__

___

___

___

___

___

2001

159852

1,046

0,046

1,046

0,046

7117

7117

2002

167238

1,095

0,095

1,046

1,046

14503

7386

2003

173146

1,134

0,134

1,035

0,035

20411

5908

2004

182141

1,192

0,192

1,052

0,052

29406

8995

2005

193597

1,268

0,268

1,063

0,063

40862

11456

2006

198766

1,301

0,301

1,027

0,027

46031

5169

Итого

 

 

 

1,301

 

 

46031

Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ