Статистический анализ деятельности транспорта в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение транспортной системы в целом. Предметом исследования – рассмотрение явлений и процессов, происходящих на транспорте с помощью системы показателей. Основные показатели транспорта будут рассмотрены на национальном уровне, в границах всей Российской Федерации и на уровне региона – Приволжского Федерального округа. На этих уровнях будут проанализированы динамика и структура деятельности данной отрасли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения транспорта……………...4
1.1 Понятие и сущность транспорта……………………………………………..4
1.2 Классификация транспорта: категории, виды………………………………6
1.3 Источники статистической информации о транспорте…………………...11
1.4. Система статистических показателей деятельности транспорта………...12
2. Статистический анализ деятельности транспорта в Российской Федерации…………………………………………………………………..……14
2.1. Краткая характеристика современного состояния транспортной системы в РФ……………………………………………………………………………….14
2.2 Анализ динамики деятельности транспорта ………………………………17
2.3. Анализ территориальной дифференциации деятельности транспорта………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложения………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

стат анализ деятельности транспорта в РФ.doc

— 863.50 Кб (Скачать)

В 2000г. в среднем по Приволжскому Федеральному округу пассажирооборот составил 3225млн пассажиро-км, а в 2006г. 1304 млн пассажиро-км. В 2000г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имели пассажирооборот меньше 2754 млн пассажиро-км, другая – больше этого значения. В 2006г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имели пассажирооборот меньше 887,5 млн пассажиро-км, другая – больше этого значения. В 2000г.  колебания пассажирооборота составили 7641 млн пассажиро-км, а в 2006г. - 3347 млн пассажиро-км. В среднем в 2000г. значение пассажирооборота по различным областям ПФО отличалось от его среднего значения на 2032,3 млн пассажиро-км, а в 2006г. – на 1009,6 млн пассажиро-км. Т.к. за 2000г. и за 2006г. больше 33%(63% и 77,4% соответственно), то совокупности значений пассажирооборотов за данные года можно считать неоднородными.

Пассажирооборот в 2000г. по областям ПФО можно охарактеризовать большей разбросанностью т.к. σ за 2000г. (2032,3 млн пассажиро-км)является большей величиной, чем σ за 2006г.( 1009,6 млн пассажиро-км). Также в 2000г. средний пассажирооборот по ПФО в целом был больше, чем в 20006г. (3225млн пассажиро-км по сравнению с 1304).

 

Анализ грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности(млн тн-км)

Расчет  основных показателей вариации производится аналогично по тем же формулам, что и по пассажирообороту. Результаты расчетов запишем в таблице.

Таблица №7. Показатели вариации по грузообототу

Показатели вариации

2000г.

2006г.

y

1883 млн тн-км

2395 млн тн-км

Me

1420 млн тн-км

1927,5 млн тн-км

R

4167

5553 млн тн-км

σ²

1674953,6 млн тн-км²

2903848,9 млн тн-км²

σ

1294,2 млн тн-км

1704 млн тн-км

68,7%

71,2%

 

В 2000г. в среднем по Приволжскому Федеральному округу грузооборот составил 1883 млн тн-км, а в 2006г. -  2395 млн тн-км. В 2000г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имела грузооборот меньше 4167 млн тн-км, другая – больше этого значения. В 2006г. одна половина областей, входящих в состав ПФО имела грузооборот меньше 1927,5 млн тн-км, другая – больше этого значения. В 2000г. колебания грузооборота составили 4167 млн тн-км, а в 2006г. – 5553 млн тн-км. В среднем в 2000г. значение грузооборота по различным областям ПФО отличалось от его среднего значения на 1294,2 млн пассажиро-км, а в 2006г. – на 1704 млн тн-км. Т.к. за 2000г. и за 2006г. больше 33%(68,7% и 71,2% соответственно), то совокупности значений грузооборотов за данные года можно считать неоднородными.

Грузооборот в 2006г. по областям ПФО можно охарактеризовать большей разбросанностью т.к. σ за 2000г. (1294,2 млн тн-км)является большей величиной, чем σ за 2006г.( 1704 млн тн-км). Также в 2006г. средний грузооборот по ПФО в целом был больше, чем в 2000г. (2395 млн тн-км по сравнению с 1883).

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности каждого вида транспорта, их достоинства и недостатки, проанализированы основные показатели транспорта по Российской Федерации в целом и по Приволжскому Федеральному округу, выявлены (где это было возможно) тенденции развития данных показателей. Рассмотрено современное состояние транспортной системы. Показана важность рассмотрения данной отрасли, рассмотрены основные источники информации о транспортной системе в целом. 

Современное состояние транспортной системы можно охарактеризовать как неудовлетворительное: плохое состояние дорог, износ муниципального транспорта достигает 100%, выделяется недостаточно средств из бюджета. Все это требует решать возникающие проблемы как можно скорее. Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Программе социально-экономического развития Российской Федерации определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие как одну из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. Транспорт оказывает существенное влияние на формирование запасов сырья, топлива и продукции в сфере производства и потребления, на вместимость складов, размер страховых запасов.  Транспорт способствует монолитности государства, повышает способность маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. во времени, необходимого для восстановления их творческих и производственных способностей. Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне.

Необходимым условием для повышения эффетивности функционирования транспорта является комплексное использование транспорта. Таким образом, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.

Меры по повышению технического уровня транспорта должны быть дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортных предприятий, для чего предусматривается научное обеспечение разработки соответствующей нормативной правовой базы.

Реализация этих мероприятий позволит успешно решить задачи по техническому перевооружению транспорта, которые связаны с крупными капиталовложениями и требуют максимальной мобилизации и эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.

Таким образом, проблема модернизации транспортной системы России представляет собой широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов.

 

Список использованной литературы

1.      В.Л.Соколин. О перспективах развития Российской государственной статистики//Вопросы статистики.2005 №12

2.      Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика/Экспертный совет Комитета СФ по промышленной политике; TechInvestLab.com. – Челябинск: Социум, 2004.

3.      Грузовые автомобильные перевозки: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений/А.Э.Горев. – 2-е изд., стер. – М.: Издаьельский центр «Академия», 2004.

4.      Кононова Г.А. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Академия, 2005.

5.      Павлова Е.И. Экология транспорта: Учебник для ВУЗов. – М.: Транспорт, 2000.

6.      Региональная статистика: Учебник/ Под ред.Е.В.Заровой, Г.И.Чудилина. –М.: Финансы и статистика, 2006.

7.      Региональная экономика. / Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ, 2004.

8.      Регионы России. Соц-эк. Показатели.2007: Стат.сб./ Росстат. – М., 2007.

9.      Рос.стат.ежегодник.2007:Стат.сб./Росстат. – М.,2007.

10. Симонов А.К. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – СПб ИВЭСЭП, Знание, 2004

11. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой. -3-е изд., перераб.и доп..- М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Статистика автомобильного транспорта: Учебник/ Алексеева И.М., Ганченко О.И., Петрова Е.В. – М.:Издательство «Экзамен», 2005

13. Статистика транспорта / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2004

14. Т.Д.Дегтярева, О.В.Буряш. Статистический анализ транспортного комплекса региона на основе регрессионной моделей// Вопросы статистики.2003 №8

15. Экономическая статистика: Учебник – 3-е изд., перераб.и доп./ Под ред.проф. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М,2008.

16. www.gks.ru

 

Приложение

Приложение 1. [12]

Основные показатели транспорта

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км:

 

 

 

 

 

 

 

  железнодорожные пути

86

86

86

85

85

85

85

    в том числе
    электрифицированные

41

42

42

43

43

43

43

  автомобильные дороги с
  твердым покрытием (включая
  дороги необщего пользования)

754

755

756

745

738

725

755

  трамвайные пути

3,0

3,0

2,9

2,9

2,8

2,8

2,8

  троллейбусные линии

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,9

4,9

  пути метрополитена

0,40

0,41

0,41

0,42

0,42

0,44

0,44

  внутренние водные
  судоходные пути1)

85

102

102

102

102

102

102

  магистральные трубопроводы
  (нефте- и
  нефтепродуктопроводы)

61

61

63

63

63

63

62

Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн.т:

 

 

 

 

 

 

 

  железнодорожным

1047

1058

1084

1161

1221

1273

1312

  автомобильным (включая
  ведомственный)2)

5878

6125

6348

6468

6568

6685

6753

  внутренним водным

106

113

100

104

111

108

109

  трубопроводным (нефть и
  нефтепродукты)

318

345

385

432

469

482

489

Грузооборот транспорта общего пользования, млрд. т· км:

 

 

 

 

 

 

 

  железнодорожного

1373

1434

1510

1669

1802

1858

1951

  автомобильного (включая
  ведомственный)2)

153

160

167

173

182

194

199

  морского

100

94

93

65

47

48

48

  внутреннего водного

65

76

73

71

78

71

58

  трубопроводного (нефть и
  нефтепродукты)

745

797

896

1003

1116

1156

1154

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек:

 

 

 

 

 

 

 

  железнодорожным

1419

1306

1271

1304

1335

1339

1339

  автобусным 3)

22033

20883

19620

17898

16552

11297

9087

  трамвайным

7421

7354

6982

6321

5804

4123

3267

  троллейбусным

8759

8604

8181

7291

6680

4653

3775

  метрополитеном

4186

4205

4200

4205

4211

3574

3644

  внутренним водным

26

27

27

22

21

16

14

  воздушным

23

26

28

31

35

37

40

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд. пассажиро-километров:

 

 

 

 

 

 

 

  железнодорожного

167

158

153

158

164

172

178

  автобусного 3)

164

155

150

138

129

96

84

  внутреннего водного

0,9

0,9

1,0

0,8

0,8

0,7

0,6


Приложение 2. [13]

Динамика грузооборота транспорта

 

Млрд.т-км

В % к

соответствующему
периоду предыдущего года

предыдущему
периоду

2008г.

Январь

422,4

103,5

96,1

Февраль

405,0

107,2

95,9

Март

434,8

104,8

107,4

I квартал

1262,2

105,1

99,2

Апрель

421,1

105,2

96,8

Май

430,4

100,8

102,2

Июнь

409,5

102,9

95,1

II квартал

1261,1

102,9

99,9

I полугодие

2523,2

104,0

 

Июль

417,0

101,8

101,8

Август

411,3

101,5

98,6

Сентябрь

405,0

100,9

98,5

III квартал

1233,3

101,4

97,8

Январь-сентябрь

3756,5

103,1

 

Октябрь

422,3

101,3

104,3

Ноябрь

380,4

91,4

90,1

Декабрь

389,2

88,6

102,3

IV квартал

1191,9

93,6

96,6

Год

4948,4

100,7

 

2009г.

Январь

348,9

82,6

89,6

Февраль

329,5

81,4

94,4

Март

361,5

83,1

109,7

I квартал

1039,9

82,4

87,2

Информация о работе Статистический анализ деятельности транспорта в РФ