Статистический анализ динамики цен потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является статистико-экономический анализ цен на потребительском рынке.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
 изучение теоретических аспектов проблемы
 характеристика региона-объекта исследования
 статистическое изучение потребительских цен за период 2003-2009 годы

Содержание

Введение
1.Методологические и организационные аспекты статистического изучения цен потребительского рынка
1.1. Цены и инфляция на потребительском рынке
1.2. Организация статистического наблюдения за ценами потребительского рынка
2. Статистический анализ динамики цен потребительского рынка
2.3. Анализ динамики по выбранной группе потребительских товаров
2.4. Оценка колебаний (устойчивости) цен
2.5. Оценка соотношения цен
2.6. Прогнозирование потребительских цен с помощью аналитического выравнивания
2.7.Расчет взаимосвязи между ценами и физическими объемам продаж
Выводы и предложения
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

статистика потребрынка - текст работы.doc

— 355.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1.Методологические и организационные аспекты статистического изучения цен потребительского рынка

1.1. Цены и инфляция на потребительском рынке

1.2. Организация статистического наблюдения за ценами потребительского рынка

2. Статистический анализ динамики цен потребительского рынка

2.3. Анализ динамики по выбранной группе потребительских товаров

2.4. Оценка колебаний (устойчивости) цен

2.5. Оценка соотношения  цен

2.6. Прогнозирование потребительских цен с помощью аналитического выравнивания

2.7.Расчет взаимосвязи между ценами и физическими объемам продаж

Выводы и предложения

Список использованных источников

Приложение: Расчеты показателей колеблемости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребительская цена всегда рассматривалась как один из значимых показателей уровня жизни населения. В то же время, цена является и сильнодействующим, вызывающим быструю реакцию рынка инструментом управления. Развитие потребительского рынка и активные процессы его дифференциации приводят к усилению потенциала цены как регулятора рыночных процессов, элемента управления как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне отдельного предприятия. Специфика цен потребительского рынка состоит в том, что они в большей степени, чем другие виды цен приближены к конечному пункту товародвижения, напрямую связаны с возможностями, потребностями и мотивациями разноликой массы потребителей. Приемлемость для покупателей уровня потребительских цен, в конечном счете, определяет необходимость производства, инновационные потребности, а иногда и саму возможность существо4 вания предприятия в условиях развитого рынка. Как следствие, процесс создания и реализации цены на потребительском рынке становится все более сложным и многофазным: от научно-технических разработок до маркетинга. Из этого следует необходимость статистического обоснования процесса ценообразования и управления ценами на потребительском рынке. [18]

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена высоким значением показателей потребительских цен  для прогнозирования социально-экономических процессов в Пермском крае.

Целью работы является статистико-экономический анализ цен на потребительском рынке.

Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:

      изучение теоретических аспектов проблемы

      характеристика региона-объекта исследования

      статистическое изучение потребительских цен за период 2003-2009 годы

Объектом исследования является потребительский рынок продовольственных товаров Пермского края

Предметом исследования являются показатели, характеризующие потребительские цены в Пермском крае  за последние семь  лет (2003-2009гг).

Поставленные задачи определяют содержание настоящей работы. В первой части работы проводится изучение системы статистических показателей потребительского рынка: основных показателей, задач и организации статистического наблюдения за ценами потребительского рынка.

Вторая глава представляет собой характеристику региона – объекта исследования, а также анализ потребительских цен Пермского Края и

В работе были использованы  научные труды и учебные пособия по теме работы. Фактологическую базу исследования составили статистические данные с сервера территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому Краю.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методологические и организационные аспекты статистического изучения цен потребительского рынка

 

1.1. Цены и инфляция на потребительском рынке

 

 

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

      индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

      маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы. [10, c. 114]

Система показателей статистики потребительских цен на товары и платные услуги характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:

      индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) - характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

      средняя потребительская цена (тариф) на отдельный вид товара (услуги) - средняя величина из уровней цен на товар(услугу)-представитель, зарегистрированных в различных торговых организациях. Средние цены складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов.

      стоимость наборов товаров и услуг:

      стоимость минимального набора продуктов питания определяется на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999г. № 192).

      стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам.

      стоимость необходимого социального набора разрабатывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 1996г. N 87-Ф3 «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» для расчета долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства в целом по Российской Федерации.

Важным показателем расчета цен являются индекс потребительских цен.

Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные:

1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов.[17]

1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической: (1)

P1= ΣP1j / n,                                                                                                                (1)

где n – число зарегистрированных цен.

Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар.

Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен. (2)

ip = P1 / P0.                                                                                                                              (2)

2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне.

Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле: (3)

P1= ΣΡί х d,                                                                                                                              (3)

где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.

3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории.[17]

На основе  данных регистрации цен на конкретные товары и услуги на региональном уровне определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего месяцев. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) или сопоставимом с ним по типу торговли и виду собственности, на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу). Далее определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.

На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары и услуги в целом по региону, федеральному округу, Российской Федерации. В качестве весов используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, определяются сводные индексы цен. Сводные индексы цен рассчитываются по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также по региону, федеральному округу, Российской Федерации.

Ежемесячно исчисляются индексы цен к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, к соответствующему периоду предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу базисного года, к базисному году.

Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги) - представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

 

 

 

 

1.2. Организация статистического наблюдения за ценами потребительского рынка

 

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка . Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).

2. Характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с ломощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические  рычаги для маркетингового регулирования рынка. [11, c. 16]

Информация о работе Статистический анализ динамики цен потребительского рынка