Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.

1.1 Система показателей ……………………………………….4

Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.

2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………..………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.чер.doc

— 629.50 Кб (Скачать)
 

     По  данным таблицы 6 видно, что максимальный грузооборот был зафиксирован в 2006 году по трубопроводному транспорту  и составил 2499 миллиардов тонно-километров. А самый минимальный грузооборот – по  воздушному транспорту в 2001 году, численное значение которого равно 2,5 млрд. тонно-километров.

     Чтобы узнать долю каждого транспорта в  общем количестве грузооборота рассчитаем относительный показатель структуры. Данные по структуре отражает таблица 7 и диаграмма (рис.3).

       

     Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования, в %.

Таблица 8

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем за 10 лет
Транспорт - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                      
железнодорожный 37.74 38.19 37.98 38.96 39.53 39.73 40.64 42.52 42.76 41.95 40.16
автомобильный 4.21 4.26 4.20 4.04 3.99 4.15 4.14 4.19 4.37 4.05 4.16
трубопроводный 52.67 52.25 52.82 53.06 52.94 52.91 52.05 50.15 49.80 50.52 51.85
морской 3.35 3.01 2.82 1.98 1.45 1.28 1.29 1.32 1.70 2.20 1.97
внутренний  водный 1.95 2.21 2.11 1.89 2.02 1.86 1.81 1.75 1.29 1.19 1.79
воздушный 0.07 0.07 0.07 0.06 0.07 0.06 0.06 0.07 0.07 0.08 0.07
 

Рисунок 3. 

     По  имеющимся данным таблицы 7 и диаграммы (рис.3) можно утверждать, что наибольшую долю по грузообороту имеет трубопроводный транспорт. В 2004 она была самая высокая и составляла 52,94% от общего грузооборота. Наименьшую долю имеет воздушный транспорт. Самой низкой она была в 2003, 2005 и в 2006 годах – 0,06%. Второе и третье место занимают железнодорожный (максимальное значение в 2008 году – 42,76%) и автомобильный транспорт (2008 год – 4,37%) соответственно. В 2000 году доля морского транспорта по грузообороту была выше, чем  по внутреннему водному. Однако в 2004 году ситуация изменилась, и доля внутреннего водного транспорта стала выше, чем  доля морского. Такое положение доли внутреннего водного транспорта по грузообороту сохранилось до 2007 года.

     Рассмотрим отдельный вид транспорта – железнодорожный. Рассчитаем производительность трудав натуральном выражении:

       

где, Птр- производительность труда

       Расчетная таблица для определения производительности труда работников железнодорожного транспорта 2000-2009гг7.: 

Таблица 9

год Грузооборот по видам транспорта общего пользования, (миллиардов тонно-километров) Среднегодовая численность работников  ж/д транспорта, тыс.чел. Производительность  труда, млрд. т.-.км/тыс.чел.
2000 1373 1229 1.12
2001 1434 1167.3 1.23
2002 1510 1088.1 1.39
2003 1669 1079.6 1.55
2004 1802 1078.6 1.67
2005 1858 1068.1 1.74
2006 1951 1035 1.89
2007 2090 975.6 2.14
2008 2116 948.2 2.23
2009 1865 859 2.17
 

     График  производительности труда 

     в железнодорожном транспорте

Рисунок 4

     

 

     Из  таблицы 8 и рис.4 видно, что при увеличении грузооборота и снижении численности работников в железнодорожном транспорте,  произодительность труда с 2000 по 2008 повышется, только в 2009 году заметно небольшое снижение.

    2.3.  Анализ  перевозок пассажиров по видам  транспорта общего пользования  

        Пассажирские перевозки — один из основных видов транспортной деятельности. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту. 
 
 

Перевозки пассажиров по видам транспорта

 общего  пользования,  (миллионов человек)8.

Таблица 10

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем за 10 лет
Транспорт - всего 44745 43793 42350 39699 38493 29390 25829 23078 22351 20426 33015.4
в том числе:                      
железнодорожный 1419 1306 1271 1304 1335 1339 1339 1282 1296 1137 1302.8
автобусный 22892 22254 21646 20512 20392 15636 13914 12559 12112 11278 17319.5
таксомоторный 16 13 12 10 10 6 7 8 7 7 9.6
трамвайный 7421 7354 6982 6321 5804 4123 3267 2660 2537 2217 4868.6
троллейбусный 8759 8604 8181 7291 6680 4653 3775 2972 2733 2414 5606.2
метрополитен 4186 4205 4200 4205 4211 3574 3466 3528 3594 3307 3847.6
морской 1,1 0,8 0,7 1,2 1,1 1,3 1,4 1,4 1,4 1,5 1.19
внутренний  водный 28 30 29 24 25 21 20 21 20 17 23.5
воздушный 23 26 28 31 35 37 40 47 51 47 36.5
 

        По средней величине в таблице 9 видно, что автобусный транспорт составляет большую часть (17319,5 млн.чел.) всех транспортных перевозок. Автобус как транспорт общего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельской местности. Автобусы используются  в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщений. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс. На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени. Далее расположились – троллейбусный (5606.2 млн.чел.), трамвайный (4868.6 млн.чел.), метрополитен (3847,6 млн.чел.), железнодорожный (1302,8 млн.чел.) Эти виды транспорта используются пассажирами ежедневно, в основном в городских условиях. Поэтому стоят выше, чем воздушный (36,5 млн.чел.), внутренний водный (23,5 млн.чел.), таксомоторный (9,6 млн.чел.) и морской (1,19 млн.).

     Структура перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования, в %.

Таблица 11

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем  за 10 лет
Транспорт - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                      
железнодорожный 3.17 2.98 3.00 3.28 3.47 4.56 5.18 5.56 5.80 5.57 3.95
автобусный 51.16 50.82 51.11 51.67 52.98 53.20 53.87 54.42 54.19 55.21 52.46
таксомоторный 0.04 0.03 0.03 0.03 0.03 0.02 0.03 0.03 0.03 0.03 0.03
трамвайный 16.59 16.79 16.49 15.92 15.08 14.03 12.65 11.53 11.35 10.85 14.75
троллейбусный 19.58 19.65 19.32 18.37 17.35 15.83 14.62 12.88 12.23 11.82 16.98
метрополитен 9.36 9.60 9.92 10.59 10.94 12.16 13.42 15.29 16.08 16.19 11.65
морской 0.002 0.002 0.002 0.003 0.003 0.004 0.005 0.006 0.006 0.007 0.004
внутренний  водный 0.06 0.07 0.07 0.06 0.06 0.07 0.08 0.09 0.09 0.08 0.07
воздушный 0.05 0.06 0.07 0.08 0.09 0.13 0.15 0.20 0.23 0.23 0.11
 

      По данным таблицы 10 видно, что наибольший удельный вес по перевозкам пассажиров занимает автобусный транспорт.  В 2009 году  его доля была самой большой и составляла 55,21%. Наименьший удельный вес отводится таксомоторному транспорту – 0,003 %, на протяжении с 2001-2009 года.

           Рассмотрим отдельный вид транспорта - железнодорожный и рассчитаем уровень рентабельности от реализации  пассажирских перевозок:

Формула рентабельности от реализации услуг:    
 

Рентабельность= Прибыль (убытки) от реализации услуг х 100%
Себестоимость реализованных услуг
 
 

Расчетная таблица для определения рентабельности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом с 2003-2009 гг.9 

Таблица 12

год Себестоимость пассажирских перевозок , млрд. руб Прибыль(+)    (убытки (-)) от пассажирских перевозок , млрд.руб. Рентабельность  пассажирских перевозок, %
2003 27 -14 -51.85
2004 126 -58 -46.03
2005 138 -47 -34.06
2006 157 -43 -27.39
2007 180 -51 -28.33
2008 217 -62 -28.57
2009 203 -52 -25.62

Информация о работе Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ