Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.

1.1 Система показателей ……………………………………….4

Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.

2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………..………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.чер.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

        

               Кафедра  Социально-Экономической

 Статистики 
 
 
 

Курсовая  работа

на  тему:

«СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ»

по дисциплине

«Макроэкономическая статистика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………….3 

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические  основы методов, используемых для его  статистической характеристики. 

1.1 Система  показателей  ……………………………………….4 

Глава 2. Статистический анализ деятельности  транспорта общего пользования. 

2.1.  Анализ перевозок груза по видам транспорта общего

        пользования…………………………………………….………12

2.2.  Анализ грузооборота по видам транспорта

        общего пользования………………………………………..…19

    2.3. Анализ  перевозок пассажиров по видам транспорта общего        пользования……………………………………..23

    2.4.  Анализ  пассажирооборота по видам транспорта  общего пользования …………………………………………………….26 

Заключение……………………………………………………………30 

Список  литературы…………………………………………..………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

      Транспорт является важным связующим звеном в  экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.

      Развитие  рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более  тесной координации работы всех видов  транспорта между собой. Переход  на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок.

      Целью данной курсовой работы является анализ деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования, исследование и характеристика данных показателей по видам транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный), их изменение в период с 2000 по 2009 гг..  
 
 
 
 

     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • осуществить анализ аналитических показателей деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования с помощью методов общей теории статистики;
  • представить наглядное изображение фактических и аналитических показателей деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования;
  • сделать выводы по проведенным расчетам и дать характеристику деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования.
 

     Объектом исследования является деятельность грузового и пассажирского транспорта и ее результаты.

     Предметом исследования выступают статистические показатели, характеризующие деятельность транспорта, закономерность их изменения  за изучаемый период.

     Информационной базой послужил официальный портал Федеральной службы государственной статистики.

     Тема  данной курсовой актуальна, так как  транспорт, в особенности грузовой, очень важен для развития экономики  любой страны, а так же для ее социально-политической стабильности.  Статистический анализ деятельности транспорта помогает выявить дальнейшие перспективы  его развития, составить прогноз по улучшению деятельности транспорта.  

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики. 

1.1 Статистика транспорта и характеристика

      исследуемых показаний. 
 

     Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

     Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

     Транспорт необщего пользования (ведомственный) - транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своей организации.1

     Статистика  транспорта – это одна из отраслей экономической статистики.

     Объект  ее изучения транспорт, т.е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров.

По характеру  работы, многообразию и сложности производственных подразделений предприятия транспорта в процессе воспроизводства занимает особое место среди других отраслей экономики, с которыми он неразрывно связан. От уровня темпов его развития, результатов и качества работы зависит успешная деятельность всех отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, повышение уровня жизни населения. Связывая все отрасли экономики в единое целое, транспорт способствует рациональному использованию природных ресурсов и размещению производства, служит целям развития и укрепления хозяйственных и культурных связей между регионами страны и другими странами.

Транспорт является одним из крупнейших потребителей некоторых видов продукции: металла, топлива, леса, электроэнергии. Такие отрасли промышленности, как железнодорожное машиностроение, производство автомобилей, судостроение, авиационная промышленность целиком работают для удовлетворения потребностей транспорта.

     Предметом изучения статистики транспорта являются массовые экономические явления, представляющие собой результат транспортного процесса и условия (факторы) его осуществления в конкретных условиях места и времени. С помощью системы статистических показателей определяются объемы (уровни), структура, динамика и взаимосвязь результатов и факторов производственного процесса. Таким образом, статистика придает закономерностям и взаимосвязям в развитии транспорта количественное выражение.

  Для характеристики результатов и факторов, их обусловливающих, необходимо создание научно обоснованной системы показателей.2

     Статистический  показатель – это величина, адекватно характеризующая реальный процесс или явление во времени и пространстве. При этом количественная определенность связана с качественным своеобразием.

     Система показателей – это комплекс взаимосвязанных показателей, характеризующих существенные стороны явления.

     При конструировании системы статистических показателей исходят из основных положений социально-экономической  теории и принципа диалектического  метода познания.

     Статистика должна перевести экономические категории и понятия в статистические показатели. Например, продукция грузового транспорта - это экономическая категория, а объем перевезенного груза и грузооборот – система показателей для характеристики этой категории.

     Статистика  транспорта расчленяется на составные  части:

  • отраслевой признак;
  • тематический признак.

     По  отраслевому признаку в ней выделяются статистики отдельных видов транспорта:

  • железнодорожного;
  • автомобильного;
  • трубопроводного;
  • морского;
  • внутреннего водного;
  • воздушного.
 

    По  тематическому признаку:

  • статистика перевозок грузов и пассажиров;
  • статистика основного и оборотного капитала;
  • труда;
  • производственных затрат и финансовых результатов;
  • инвестиций и инноваций.

Из них самыми специфическими для каждого вида транспорта являются:

  • статистика перевозок грузов и пассажиров;
  • статистика главнейшей части основного капитала – транспортных средств и путей сообщения (транспортных терминалов).

     Единицей  наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

  • дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспортах;
  • коносамент и манифест – на морском транспорте;
  • путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;
  • сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок  грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность  всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

  • объемные (суммарные);
  • качественные.

     К объемным показателям статистики перевозок  грузов относятся:

  • отправлено (отправление) грузов;
  • прибыло (прибытие) грузов;
  • перевезено (перевозка) грузов;
  • перевезено в прямом смешанном сообщении грузов;
  • объем выполненной транспортной работы – грузооборот.
 

       Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

     Перевезено  грузов (объем перевозок  грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент - показателем "прибыло (прибытие) грузов". Для отдельных организаций транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель "перевезено (перевозка) грузов", который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других организаций транспорта для перевозки.

Информация о работе Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ