Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики.

1.1 Система показателей ……………………………………….4

Глава 2. Статистический анализ деятельности транспорта общего пользования.

2.1. Анализ перевозок груза по видам транспорта общего
пользования…………………………………………….………12
2.2. Анализ грузооборота по видам транспорта
общего пользования………………………………………..…19
2.3. Анализ перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования……………………………………..23
2.4. Анализ пассажирооборота по видам транспорта общего пользования …………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………..………32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.чер.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

 

      С 2003 по 2009 уровень рентабельности находится в минусе. Но если сравнивать 2003 год (-51,85%) и 2009 год (-25,62%), то наблюдается постепенная тенденция роста, почти в 2 раза. Для железнодорожного транспорта пассажирские перевозки являются убыточными, так как уровень транспортных издержек в себестоимости пассажирских перевозок высок, а тарифы регулируются государством. Причиной сдерживания тарифов служит – значимая роль пассажирского железнодорожного транспорта ввиду относительно низкой стоимости перевозок. Железнодорожный транспорт является единственным доступным способом перемещения по стране для большинства населения.

    2.4.  Анализ  пассажирооборота по видам транспорта  общего пользования  

Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования,           (миллиардов пассажиро-километров)10

Таблица 13

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем  за 10 лет
Транспорт - всего 494.4 491.2 486 486.6 501.8 464.5 466.9 465.5 475.5 429.6 476.2
в том числе:                      
железнодорожный 167.1 157.9 152.9 157.6 164.3 172.2 177.8 174.1 175.9 151.5 165.13
автобусный 171.9 169.1 167.3 161.5 161.7 133.5 126.4 118.1 115.4 106.9 143.18
таксомоторный 0.2 0.2 0.2 0.1 0.2 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.14
трамвайный 25.1 23.2 21.9 20.2 18.7 13.5 11.1 8.7 8.2 7.1 15.77
троллейбусный 28.1 27.8 26.6 23.8 21.4 15 12.4 9.8 9 7.9 18.18
метрополитен 46.9 51.3 51.3 51.3 51.4 43.4 44.2 42.6 43.4 42.7 46.85
морской 0.1 0.08 0.07 0.07 0.07 0.09 0.06 0.07 0.07 0.06 0.074
внутренний  водный 1 1 1 0.9 1 0.9 0.9 1 0.8 0.8 0.93
воздушный 54 60.6 64.7 71.1 83 85.8 93.9 111 122.6 112.5 85.92
 

     Всего же в 2009 г. пассажирооборот составил 429,6 млрд. пассажиро-километров, что на 45,9 млрд. пассажиро-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Из таблицы 11 видно, что за период с 2000 по 2009 год пассажирооборот постоянно сокращался, за исключением 2004 года, и с 2000 по 2009 год сокращение составило 64,8 млрд. пассажиро-километров (494,4 и 429,6 млрд. пассажиро-километров соответственно). Статистические данные ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система Российской Федерации охвачена кризисом. 

    По всем видам транспорта с 2000 по 2009 год  просматривается скачкообразный характер роста пассажирооборота. Из них по  табл.13  выделяются крупные виды транспорта, такие как,  железнодорожный (34,68%), автобусный (30,07%) и воздушный (18,04%). Остальные не превышают 10%.

    В условиях экономического кризиса  в 2009 году происходит снижение  спроса на пассажирские перевозки. 
 
 
 

     Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования, в %.

Таблица 14

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 В среднем за 10 лет
Транспорт - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                      
железнодорожный 33.80 32.15 31.46 32.39 32.74 37.07 38.08 37.40 36.99 35.27 34.68
автобусный 34.77 34.43 34.42 33.19 32.22 28.74 27.07 25.37 24.27 24.88 30.07
таксомоторный 0.04 0.04 0.04 0.02 0.04 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.03
трамвайный 5.08 4.72 4.51 4.15 3.73 2.91 2.38 1.87 1.72 1.65 3.31
троллейбусный 5.68 5.66 5.47 4.89 4.26 3.23 2.66 2.11 1.89 1.84 3.82
метрополитен 9.49 10.44 10.56 10.54 10.24 9.34 9.47 9.15 9.13 9.94 9.84
морской 0.02 0.02 0.01 0.01 0.01 0.02 0.01 0.02 0.01 0.01 0.02
внутренний  водный 0.20 0.20 0.21 0.18 0.20 0.19 0.19 0.21 0.17 0.19 0.20
воздушный 10.92 12.34 13.31 14.61 16.54 18.47 20.11 23.85 25.78 26.19 18.04
 
 

     Сокращение  спроса на пассажирские перевозки вызвано  напряжённой социально-экономической  обстановкой в стране, снижения жизненного уровня населения, значительным ростом тарифов.

  Работа  пассажирского транспорта тесно  связана с такими факторами, как  подвижность населения, усилившаяся конкуренция между различными видами транспорта, неравномерность и неопределённость спроса на перевозки, убыточность пассажирских перевозок и их финансирование. 

    Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (табл.14.).

               

  Грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в среднем за 10 лет с 2000-2009 гг.

Таблица 15

Вид транспорта Грузооборот  
Пассажирооборот
  млрд. т-км уд.вес % млрд. пассажиро-км уд.вес %
Железнодорожный 1766.8 40.16 152.9 44.52
Морской 86.7 1.97 0.074 0.02
Внутренний водный 78.8 1.79 0.93 0.2
Трубопроводный 2281 51.85 - -
Автомобильный 183 4.16 177.27 37.23
Воздушный 2.99 0.07 85.92 18.04
Транспорт всего: 4399.29 100 417.094 100
 

     Как видно из табл. 4, ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 40,16%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта до 2008 года увеличивается и в среднем за 10 лет составил 51,85%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

     Роль  отдельных видов транспорта в  пассажирских перевозках выглядит иначе. Как видно из табл.12, важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта. 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе выполнения данной курсовой работы была проведена оценка деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования. Все поставленные задачи были выполнены, а именно:

    • С помощью методов общей теории статистики были проведены расчеты абсолютных и относительных величин;
    • Выявлена динамика основных показателей грузового и пассажирского транспорта общего пользования;
    • Были наглядно представлены на графиках и диаграммах фактические и аналитические показатели деятельности грузового и пассажирского транспорта общего пользования.

     В соответствии с проделанной работой  можно сделать некоторые общие  выводы.

     За  изучаемый период с 2000 по 2009 год в Российской Федерации наибольший удельный вес по перевозкам груза в общем занимает автомобильный транспорт. В среднем за 10 лет доля автомобильного транспорта по грузоперевозкам составила 73,21% от общего количества и число его грузоперевозок возрастает от года к году. Наименьший удельный вес отводится воздушному транспорту и составляет 0,0102% от общего числа грузоперевозок. С 2008 года по всем видам транспорта наблюдается снижение перевозок грузов, кроме морского. Это происходит потому, что в условиях современного кризиса многие субъекты бизнеса переключаются на более дешевые виды транспорта, коим является морской. 

     В грузообороте картина меняется и  на первое место по удельному весу по грузообороту выходит трубопроводный транспорт. Его доля в суммарном грузообороте составляет 51,85%, что больше половины. Однако темп роста его грузооборота снижается. Наименьшая же доля отводится воздушному транспорту и составляет 0,07% от общего грузооборота. В общем, к 2008 году просматривается положительная тенденция по грузообороту по всем видам транспорта за исключением внутреннего водного. С 2009 года прослеживается спад по всем видам транспорта общего пользования в грузообороте.

     Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.

     На  втором месте, автомобильный транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси). Автобусный транспорт выполняет основной объем пассажирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных — лишь 2%.

     В транспортной системе России воздушный  транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт.

     Внутренний водный, морской и трубопроводный транспорт специализируется в основном на грузовых перевозках, доля пассажирских перевозок незначительна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. «Макроэкономическая статистика», Башкатов Б.И., учеб.-практ. пособие,МЭСИ- М.,2003.
  2. «Общая теория статистики», Елисеева И.И., Юсбашев М.М;учебник- М.: Финансы и статистика, 2005
  3. «Российский статистический ежегодник», Федеральная служба государственной статистики, 2009г., электрон. версия
  4. «Россия в цифрах»,Федеральная служба государственной статистики, 2009., электрон. версия
  5. "Статистика транспорта", Е.В. Петрова, О.И. Гончаренко, А.Л. Кевеш, Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. «Транспорт в России 2009», стат.сборник, ./ Росстат.- М.,     2009., электорн. версия.

Информация о работе Статистический анализ грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования в РФ