Статистический анализ розничной торговли Республики Карелии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе полученных теоретических знаний в области статистики построить систему статистических показателей статистики рынка, то есть приобрести практические навыки статистического анализа информации.
Задачи исследования:
Характеристика розничной торговли Карелии;
Анализ динамики оборота розничной торговли;
Определение основной тенденции оборота розничной торговли;
Выявление зависимости между размером оборота розничной торговли на душу населения и среднедушевым денежным доходом;

Содержание

Реферат...............................................................................................................3
Введение……………………………………………………………………….4
1. Понятие розничной торговли и ее состояние по России и региону………...5
2. Распределение оборота розничной торговли за 3 последних года………...12
2.1.по регионам России………………………………………………………..12
2.2.по товарной структуре…………………………………………………….13
2.3.по формам собственности…………………………………….…………..14
3. Анализ динамики оборота розничной торговли (5 лет)……………………17
4. Методы определения основной тенденции оборота розничной торговли на душу населения (10 лет)………………………………………………………...20
4.1.методом скользящей средней…………………………………………….20
4.2.методом аналитического выравнивания с осуществлением прогноза показателя…………………………………………………………………………...22
5. Аналитическая группировка, выявляющая зависимость между размером оборота розничной торговли на душу населения и среднедушевым денежным доходом…………………………………………………………………………...28
6. Дисперсионный анализ, выявленной в группировке взаимосвязи………...32
7. Корреляционно-регрессионный анализ, выявляющий зависимость между среднедушевым денежным доходом и оборотом розничной торговли на душу населения…………………………………………………………………………35
Выводы и предложения…………………………………………………….39
Список литературных источников……………………………………….41
Приложения…………………………………..……………………………...42

Работа содержит 1 файл

Копия Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (2).docx

— 941.92 Кб (Скачать)

     - магазины самообслуживания, в которых  покупатель имеет свободный доступ  к товарам; в результате сокращается  время торговой операции и  увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;

     - магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается  на витрины, полки, что значительно  снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа  осуществляется по более низким  ценам; 

     - магазины, торгующие по каталогам.  Каталоги могут быть выданы  потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;

     - продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем,  что могут работать круглосуточно,  без торгового персонала. Их  устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.).

     Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

     Социальное  значение розничной торговой сети заключается  в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства [2].

     Розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России насчитывается 1,4 млн. розничных торговцев, совокупный годовой объем продаж которых превышает 1 трлн. долларов. В сфере розничной торговли занято около 20 млн. человек. За последние 10 лет в России численность работников торговли возросла на 30%, в то время как численность производственных рабочих сократилась на 21% см.

     Ниже  на рисунке представлено состояние  розничной торговли в России в 2001-2007 годах.

     В 2007 году розничная торговля развивалась  значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной  торговли составил 15,2%, тогда как  в 2006 году – 13,9%. Опережающий рост оборота  розничной торговли был характерен для всех кварталов и превысил показатели соответствующего периода 2006 года в I квартале на 2,6, во II квартале на 1,4, в III квартале на 0,7, в IV квартале на 0,7 процентных пункта, в том числе  с марта наблюдался ежемесячный прирост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим месяцем.

     

     Рис.1. Темпы роста оборота розничной торговли в 2001-2007 гг. 

     В 2007 году по сравнению с 2006 годом и  в регионах России отмечается увеличение динамики показателей по обороту розничной торговли. В Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах темпы прироста оборота розничной торговли превысили средне российский показатель (на 2,5-5,9%). В 25 регионах России, включая автономные округа, в 2007 году отмечается более чем 20% прирост объема. На 7 субъектов Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Тюменскую области и Краснодарский край приходилось 43,2% всего оборота розничной торговли, в том числе на Москву – 19%.

     На  Рис. 2 представлена динамика объемов оборота розничной торговли за 2000-2007 г.г. в целом по Российской Федерации.

     

     Рис. 2. Динамика объемов оборота розничной торговли по Российской Федерации за 2000-2007 г.г. 

     За  рассматриваемый период объем оборота  розничной торговли в целом по Российской Федерации вырос в 4,8 раза.

     На  Рис.3 представлены доли федеральных округов в российском обороте розничной торговли за 2007 год.  

     

     Рис. 3. Доли федеральных округов в российском обороте розничной торговли за 2007 год

     Анализ  Рис. 3 показывает, что около половины оборота розничной торговли приходится на Центральный федеральный округ (38% от российского оборота розничной торговли за рассматриваемый период). Это связано с тем, что крупнейшие оптовые фирмы расположены в данном федеральном округе, что сокращает транспортировку товаров их для конечного потребителя.

     Рассмотрим  распределение розничного товарооборота в региональном разрезе на примере Северо-Западного федеральный округ.

     

     Рис. 4. Доли регионов Северо-Западного федерального округа в федеральном обороте розничной торговли этого округа за 2005 год

     Анализ  Рис. 4 показывает, что наибольшая доля в розничном торговом обороте приходится на  Санкт-Петербург.  Санкт-Петербург – крупный мегаполис, с большой численностью населения.  В этом  регионе уровень доходов на душу населения превышает средний по России, покупательская способность населения высокая, что  способствует развитию розничной торговли.

     Традиционно наиболее привлекательными регионами  для развития розничной торговли считаются Поволжье, Центральный  и Северо-Западный округа.

 

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЗА 3 ПОСЛЕДНИХ ГОДА
 

     Розничный товарооборот  выступает  как  один  из  показателей,  определяющих мощность торгового предприятия, так как по  его  величине  можно  судить  об объеме  деятельности  предприятия.  Розничный   товарооборот   характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и  общей  суммы  затрат  на реализацию товаров.  

    2.1. по регионам России 

     Таблица 1 – Распределение оборота розничной  торговли за 3 последних года по регионам России, млн. руб.                                             [Приложение А]

Субъекты  Российской Федерации 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Центральный федеральный округ 3119362 3741955 4646218
Северо-Западный федеральный округ 821300 1018518 1299384
Южный федеральный округ 1006735 1332598 1781036
Приволжский федеральный округ 1516694 1949292 2556341
Уральский федеральный округ 866635 1128829 1501207
Сибирский федеральный округ 1027581 1275824 1611553
Дальневосточный федеральный округ 353613 421960 523823

     Для изучения динамики розничной торговли выразим показатели в сопоставимых ценах 2008 года для того, чтобы исключить инфляционный рост цен.

     Таблица 2 – Распределение оборота розничной торговли за 3 последних года по регионам России в сопоставимых ценах 2008 года, млн. руб. [Приложение В]

Субъекты  Российской Федерации 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Центральный федеральный округ 3499924 4239635 4646218
Северо-Западный федеральный округ 924784 1162129 1299384
Южный федеральный округ 1128550 1519162 1781036
Приволжский федеральный округ 1715381 2208548 2556341
Уральский федеральный округ 961098 1251871 1501207
Сибирский федеральный округ 1138560 1413613 1611553
Дальневосточный федеральный округ 384731 462468 523823

     Для того чтобы выразить показатели в  сопоставимых ценах воспользуемся формулой (1)

     у20072007(ф)*ИПЦ(2008)                                                                                         (1)

     у20062006(ф)*ИПЦ(2006)*ИПЦ(2005)   и т.д.

     у2007 – оборот розничной торговли в 2007 году в сопоставимых ценах 2008 года;

     у2007(ф) – фактический оборот розничной торговли в 2007 году. 
 

      Рис.5. Оборот розничной торговли за 3 последних года по регионам России

     Проанализировав график можно отметить, что с каждым годом оборот розничной торговли растёт. Наибольшая часть оборота  приходится на Центральный федеральный округ, наименьшая – на Дальневосточный. 

     2.2. по товарной структуре 

     Товарная  структура - соотношение отдельных  товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

     Таблица 3 – Распределение оборота розничной  торговли за 3 последних года по товарной структуре                                                          [Приложение С]     

Виды  товаров 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Оборот  розничной торговли, млн. руб. В % к итогу Оборот розничной торговли, млн. руб. В % к итогу Оборот розничной торговли, млн. руб. В % к итогу
Продовольственные товары 3939,8 45,3 4884,9 45,0  6344,6 45,6
Непродовольственные товары 4750,3 54,7 5981,3 55,0 7575,0 54,4
Всего 8690,1 100,0 10866,2 100,0 13919,6 100,0
 
 
 

      Рис.6. Оборот розничной торговли за 3 последних  года по товарной структуре

     Наибольший  объём оборота розничной торговли занимают непродовольственные товары, причём их объём в обороте с 2006 года снижается. 

  • 2.3. по формам  собственности 
  •      По  законодательству России имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности.

         Частная собственность - одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства. К частной собственности относят индивидуальную, корпоративную, акционерную и любую другую негосударственную форму собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании вещественных факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта [6].

    Информация о работе Статистический анализ розничной торговли Республики Карелии