Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае» состоит в том, что это - социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия и др. Это направление приобретает все большую популярность, несмотря на некоторую географическую отдаленность от Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты статистики туризма и отдыха 5
1.1 Содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха5
1.2 Методы статистики туризма и отдыха 9
2 Статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ 17
2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае 17
2.2 Оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………...30
2.3 Оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………………………40
Заключение ……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ туризма.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 

Федеральное агентство по образованию 
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
Институт системного анализа, автоматики и управления 
Кафедра системного анализа и управления инновациями 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Методы системного анализа данных»

на тему:

Статистический  анализ туризма и отдыха в Краснодарском  крае

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 год

    Оглавление

 
 

Введение 3 

1 Теоретические  аспекты статистики туризма и отдыха 5

1.1 Содержание, задачи  и основные направления статистики  туризма и отдыха5

1.2 Методы статистики  туризма и отдыха 9 

2 Статистический  анализ туризма в Краснодарском  крае в сравнении с другими  субъектами РФ 17

2.1 Современное  состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае  17

2.2 Оценка и  анализ рынка детского туризма  и отдыха в Краснодарском крае  по сравнению с другими субъектами  РФ …………………………………………...30

2.3 Оценка и  анализ туризма и отдыха в  Краснодарском крае по сравнению  с другими субъектами РФ …………………………………………………………40 

Заключение ……………………………………………………………………….43 

Список использованной литературы 45 

 

      Введение

 

    Актуальность  темы курсовой работы «Статистический  анализ туризма и отдыха в Краснодарском  крае» состоит в том, что это - социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия и др. Это направление приобретает все большую популярность, несмотря на некоторую географическую отдаленность от Санкт-Петербурга.

    В нашей курсовой работе описываем  статистику туризма и отдыха в  Краснодарском крае по сравнению  с другими субъектами РФ и вклад туризма и отдыха в экономики.

    Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа  туризма и отдыха в Краснодарском крае, т.к. за последнее время это направление для лечения и отдыха стало очень популярным на Российском туристическом рынке. При этом необходимо решить следующие задачи: развития туризма в Краснодарском крае, детского туризма в Краснодарском крае, современное состояние туризма.

    Предметом исследования в курсовой выступает  экономические отношения связанные  с туристической деятельностью. Объектом исследования являются санатории, пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, туристические гостиницы, кемпинг и др.

    Теоретическая база курсовой работы это книги: Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и социальное развитие», Арвах Ю.И. «Перспективы устойчивого развитии туризма на курорте Геленджик», Биржаков М.Б. «Введение в туризм».

    Методологическая  база составила: динамика, коэффициент  загрузки,  построение графика безубыточности, фондоотдача, фондовооруженность, рентабельность, корреляционно-регрессионный анализ.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе мы описываем теоретические аспекты статистики туризма и отдыха, она содержит 2 подпункта: содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха; методы статистики туризма и отдыха. Во второй главе статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ, она содержит 3 подпункта: современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае; оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ; оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ.

 

     1 Теоретические аспекты  статистики туризма  и отдыха 

    1.1 Содержание, задачи  и основные направления  статистики туризма  и отдыха 

    Санаторно-курортные  организации - лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие профилактику и восстановительное лечение населения главным образом на основе использования целебных свойств, природных лечебных факторов. К ним относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и др.

    Санаторно-курортные  организации и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных  местностей, в пригородных зонах.

    К числу иностранных граждан относятся  лица, посещающие другую страну, не являющуюся страной их постоянного проживания, на срок, не превышающий 12 месяцев, с любой целью кроме переезда на постоянное место жительства.

    Поездки охватывают деятельность лиц, которые  путешествуют в какую-либо страну, не являющуюся страной их обычного местожительства, на срок, не превышающий 12 месяцев, с целью отдыха, деловыми или прочими целями.

   Экономическое значение туризма как источника  денежных поступлений, обеспечения  занятости населения, активизации  регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

   Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. По возрастному признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта:

  • дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них;
  • молодежь (15-24 года);
  • относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми);
  • экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей;
  • туристы старшего возраста (60 лет и старше).

   Первый  сегмент, относящийся к детскому туризму, зависит отрешения родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного туризма, поэтому необходима возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Потребители 45-60 лет предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам. Туризм "третьего" возраста требует не только комфорта, но и возможности получения квалифицированной медицинской помощи, персонального внимания со стороны обслуживающего персонала.

   Социально-экономические  признаки предполагают выделение сегментов  потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода. Существенное влияние на туристское поведение оказывает уровень доходов в семье. Ряд исследователей утверждают, что уровень дохода выступает одним из критериев принадлежности к высшему, среднему или низшему слою общества. Известно, что материальное положение человека сказывается на его потребностях, предпочтениях, покупательском выборе. Различия в материальном положении населения порождают неоднородность туристского спроса. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Предложение туристского, продукта для этих двух различных групп должно быть различным. Если первых интересуют поездки, позволяющие получить максимальную скидку, основной целью их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Их принцип - за свои деньги получить все сполна.

   Вторые  предпочитают индивидуальные путешествия. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными  поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены две возрастные категории: средний и "третий" возраст. Если лица "третьего" возраста путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. У этих людей интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами, причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.

   Спрос на продукт обуславливают цели путешествий  потребителей. Именно целью путешествия  определяется вид туризма. Различают  следующие виды туризма: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой  и конгресс - туризм, курортный, лечебный, фестивальный, охотничий, экологический, шоп - туризм, религиозный, учебный, этнический и др.

   Сезонные  колебания и климатические условия  страны также влияют на туристический  спрос. Они имеют следующие особенности:

  • В северном полушарии наибольшая интенсивность спроса приходится на третий квартал года, а также на время рождественских и пасхальных каникул;
  • Сезонность спроса различается по видам туризма и территориям. Так, лечебно - познавательный туризм подвержен сезонности в меньшей степени, а морской и горнолыжный - в большей степени;
  • Различные районы пребывания имеют специфические формы сезонной неравномерности. Это дает право говорить о специфике неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты.

   Сезонный  характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха. Например:

   Сейчас  очень стремительно развиваются  средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон.

   Эти курорты очень популярны у  россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых.

   Различают четыре сезона туристской деятельности:

   Сезон пик - период, наиболее благоприятный  для организации рекреационной  деятельности людей, характеризующийся  максимальной плотностью туристов и  наиболее комфортными условиями  для рекреации.

   Сезон высокий - период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги.

   Сезон низкий - сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.

   Сезон «мертвый» - период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (напр., дискомфортные погодные условия).

   Итак, каждый турист выбирает для себя сезон, наиболее подходящий для удовлетворения его потребности, запросов.

    В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма: По целям деятельности, по методу проведения, по количеству участников поездки, по использованию транспортных средств, по географии путешествий.

    Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и  другим факторам.

    Туризм  выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как  товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением. 
 

Информация о работе Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае