Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы «Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае» состоит в том, что это - социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия и др. Это направление приобретает все большую популярность, несмотря на некоторую географическую отдаленность от Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты статистики туризма и отдыха 5
1.1 Содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха5
1.2 Методы статистики туризма и отдыха 9
2 Статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ 17
2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае 17
2.2 Оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………...30
2.3 Оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………………………40
Заключение ……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Статистический анализ туризма.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

    Рисунок 4 – Структура населения РФ по возрастным группам

    Согласно  прогнозу численности населения, число  детей в возрасте от 7 до 15 лет  будет уменьшаться до 2010 г. Это может отразиться и на количестве потенциальных клиентов детского туризма: в этот период можно ожидать уменьшения турпотока. 3атем число детей станет расти, что благоприятно скажется на детском туризме. Следует, однако, учесть, что в настоящее время из 17,6 млн. детей в возрасте от 7 до 15 лет в оздоровительных учреждениях отдыхают чуть больше 6 млн. Что говорит о существовании потенциально неохваченного сектора этого рынка.

    Ситуация  на рынке детского туризма в России за последнее десятилетие. До 90-х  годов ХХ в. организация детского отдыха была на хорошем уровне. Практически каждый ребенок, даже из необеспеченной семьи, мог поехать в пионерский или оздоровительный лагерь. Дотации государства и предприятий были существенными, зачастую путевки предоставлялись бесплатно. В связи с политическими изменениями в стране пионерские лагеря стали закрываться. Многие предприятия не могли больше содержать ведомственные лагеря - одни разорились, другие были приватизированы, третьи оказались в тяжелой экономической ситуации.

    Структура детского отдыха изменилась. Уже в  конце 80-х школьники получили реальную возможность отправиться на отдых  или учебу за рубеж. При формировании стандартных заграничных детских  туров предполагался переезд  поездом до границы, оттуда - автобусом. Такие туры отличались невысокими ценами и были популярны у школьников и их родителей. Сегодня дешевизна в большинстве случаев не определяющий критерий, поэтому автобусные переезды менее востребованы. В начале 90-х международные детские лагеря стали реальной альтернативой традиционным пионерским, благодаря невысокой стоимости путевок и привлекательности для ребят, как нечто новое и весьма интересное. Вместе с тем снижение жизненного уровня основной массы населения неблагоприятно сказалось на динамике детского туризма. Сократилось число детей, отдыхающих в российских оздоровительных лагерях.

    Спрос и предложение в детском туризме  носят ярко выраженный сезонный характер, в зависимости от школьных каникул: по неделе - осенью и весной, две недели - зимой и три месяца летом. Лето считается самым популярным сезоном, когда спроси предложение в равной степени высоки и стабильны. В детском туризме можно выделить два основных направления:

  • оздоровительные лагеря и центры детского отдыха в России и за рубежом;
  • экскурсионные автобусные туры по городам России и Европы.

    Экскурсионные туры пользуются наибольшим спросом  вовремя школьных каникул - зимних, весенних и осенних, майских праздников, а также в начале лета. Массовый вид летнего детского отдыха - оздоровительные  лагеря и центры детского отдыха. Сюда же относятся детские спортивные центры, лагеря санаторного типа, специализирующиеся на профилактическом лечении.

    Анализ  приведенных данных показывает, что  в настоящее время изменилось не только количество детских оздоровительных учреждений, но и сам спрос на детский отдых. Так, в 90-х годах спрос распределялся следующим образом:

  • 26% - городские школьные лагеря с дневным пребыванием;
  • 47% - загородные оздоровительные лагеря;
  • 18,8%- лагеря труда и отдыха;
  • 5,4% - профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и прочие лагеря;
  • 2,8% - лагеря санаторного типа.

В 2002 г. структура детских оздоровительных  учреждений выглядит следующим образом:

  • 48% - городские школьные лагеря с дневным пребыванием;
  • 32,2% - загородные оздоровительные лагеря;
  • 8,8% - лагеря труда и отдыха;
  • 6,9% - профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и прочие лагеря;
  • 3,7% - лагеря санаторного типа.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  в настоящее время растет спрос  на городские школьные лагеря с дневным пребыванием, профильные и санаторного типа лагеря, при общем снижении потребности в загородных оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха.

    Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженные связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются. Что при водит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно. Не обработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации - главнейшие сегодня проблемы не только рынка детского туризма, но и всей курортной сферы России.

    В заключение можно отметить, что у  российского внутреннего рынка  с детского туризма хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития.

2.3 Оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими районами России

 

    Краснодарский край - главный курортный район  России. Туристический бизнес здесь  развивается гораздо активнее, нежели в других регионах. Теплое море и целебный климат, уникальные природные минеральные источники и лечебные грязи снискали Кубани славу одного из самых популярных курортно-туристических регионов страны. Здесь сосредоточены основные морские курорты России: Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск. Кроме того, здравницы в городах Горячий Ключ, Хадыженск, Апшеронск расположены в живописных предгорьях Кавказа. Уникальное оборудование здравниц позволяет эффективно лечить многие серьезные заболевания в целом оздоравливать организм, восстанавливать силы. [11, с. 6-8]

    В настоящее время на территории края действует более 1200 предприятий  санаторно-курортного комплекса и  туризма, которые могут принимать  более 225 тысяч человек одновременно (это треть вместимости всего курортного комплекса России). За последние несколько лет объем инвестиций в туристическую и курортную сферу Кубани существенно возрос. Деньги охотно вкладывают не только местные фирмы, но и крупные предприятия из других регионов России, а также зарубежные партнеры. Несмотря на значительную конкуренцию, организация туристического бизнеса по-прежнему остается экономически привлекательным способом применения средств и для начинающих предпринимателей. В первую очередь это связано со сравнительно небольшой затратной частью на первоначальном этапе и более-менее либеральной системой государственной регистрации туристических фирм.

    Вместе  с тем многие из них нередко  сталкиваются с целым рядом неожиданных  проблем, мешающих нормальному инвестированию и развитию бизнеса. Некоторые из этих проблем лежат в правовой плоскости и связаны с отсутствием достаточной информации о законодательных условиях осуществления туристической деятельности в России в целом и в Краснодарском крае в частности.

    Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

    Выездной  характер российского туризма был  обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
  • упрощение порядка выезда;
  • расширение внешних деловых контактов;
  • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
  • доступность цен на выездные туры;
  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Наиболее  приоритетными направлениями внутреннего  туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик).

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

  • нестабильность внутренней политики;
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто - и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

    Однако  в последние годы (2000-е г.г.) наблюдалась тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.

    Туризм  стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения.

 

     Заключение 

    Туризм  выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

    По  прогнозам ВТО, к 2011 г. число туристских прибытий превысит 1 млрд. человек, к 2020 г.- составит 1,6 млрд. человек; мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн. долл. Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.

    Можно сделать вывод, что в настоящее  время растет спрос на городские школьные лагеря с дневным пребыванием, профильные и санаторного типа лагеря, при общем снижении потребности в загородных оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха.

    Курортное дело можно смело назвать одной  из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.

    Туризм  стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления  и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения.

    В будущем прогнозируется рост туризма  на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует  отметить, что рост обеспечен благодаря  усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.

    На  основании изложенного можно  сделать выводы о том, туризм будет  развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.

Информация о работе Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае