Статистическое изучение движения и воспроизводства населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

На протяжении тысячелетий человек собирал информацию о себе и окружающих его явлениях, поэтому можно смело говорить, что статистика возникла очень давно и развивалась вместе с языком и счетом. Известно, что в Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводились исчисления населения по полу и возрасту. А так же собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических исследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан. На Руси первые статистические данные встречаются в древнейших летописях.
Конечно, в те времена сложно было говорить о каком-либо научном подходе к статистике, ведь сбор и обработка данных были слишком для этого несовершенны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность движения и воспроизводства населения 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Текущий учет естественного движения населения и его показатели 8
1.3 Текущий учет механического (миграционного) движения населения и
его показатели 12
1.4 Показатели воспроизводства населения__________________________14
ГЛАВА 2. Анализ движения и воспроизводства населения в России, в том числе в Чувашской Республике 18
2.1 Сравнительная характеристика естественного движения населения в России, в том числе в Чувашской Республике
2.2 Сравнительная характеристика особенностей механического
движения населения в России, в том числе в Чувашской Республике 32
ГЛАВА 3. Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

01 КР - Статистическое изучение движения и воспроизводства населения.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

 

Средняя величина абсолютного прироста:

∆ỹ

m – число абсолютных цепных приростов;

n – число уровней в ряду динамики.

- абсолютный прирост цепной

- абсолютный прирост (снижение) базисный

∆ỹ тыс. чел. (в России)

∆ỹ тыс. чел. (в Чувашской Республике)

Среднегодовой темп роста (снижения) численности населения за 10 лет:

Ť

Ť==0,999  (99,9%) (в России)

Ť==0,999 (99,85%) (в Чувашской Республике)

Среднегодовой темп прироста (снижения):

∆Ť = Ť – 100

∆Ť = 99,9 – 100 = – 0,1 %   (в России)

∆Ť = 99,85 – 100 = – 0,15 %  (в Чувашской Республике)

 

Исходя из средней величины абсолютного прироста видно, что в среднем ежегодно за 10 лет население России снижалось на 589,8 тысяч человек, в Чувашской Республике – снижалось на 5,98 тысяч человек.

Таким образом, в среднем ежегодно за 10 лет численность населения России снижалось на 0,1 %, в том числе наибольшее снижение происходило в 2003 году (на – 0,55 %) и в 2005 году (на – 0,5 %), а наименьшее – в 2008 году (на – 0,07 %). По сравнению с Россией в Чувашской Республике в среднем ежегодно за 10 лет численность населения снижалось на 0,15 %, в том числе наибольшее снижение происходило в 2001 году (на – 0,62 %) и в 2002 году (на – 0,59 %), а наименьшее – в 2008 году (на – 0,25 %).

32

 



2.2 Сравнительная характеристика особенностей механического
движения населения в России, в том числе в Чувашской Республике

 

Численность населения отдельных населенных пунктов, регионов изменяется не только в результате естественного движения, но и в результате миграции – территориального перемещения отдельных лиц. В статистике особое внимание уделяют изучению общей миграции населения, что позволяет определить механическое движение населения. Основными показателями миграции населения являются число прибывших и число выбывших лиц. Разность этих показателей отражает механический прирост или сальдо миграции. Различают внешнюю миграцию - между странами, и внутреннюю – внутри страны.

Миграционная ситуация в России до 1995г. оставалась очень напряженной, в настоящее время наблюдается снижение миграционной активности.

 

Таблица 11

Общие итоги миграции населения в России (человек)

 

Го-ды

При-быв-шие- всего

из них

Вы-быв-шие-

всего

из них

Мигра-цион-ный при-рост - всего

из него в результате

в пре-делах России

в том числе

из зару-беж-

ных стран

в пре-делах России

в том числе

в зару-беж-ные страны

перед-виже-ний в преде-лах России

в том числе

мигра-цион-ного обмена

населе-нием с за-рубеж-

ными

страна-ми

внутри

регио-нов

из других

регио-нов

внутри

регио-нов

в других

регио-нов

внутри регио-нов

между регио-

нами

1990

5176332

4263109

2415423

1847686

913223

4720270

3990803

2303379

1687424

729467

456062

272306

112044

160262

183756

1991

4383020

3690782

2071004

1619778

692238

4155649

3480152

2015722

1464430

675497

227371

210630

55282

155348

16741

1992

4192798

3266778

1760637

1506141

926020

3806409

3133266

1741764

1391502

673143

386389

133512

18873

114639

252877

1993

3826115

2902835

1511296

1391539

923280

3450277

2967249

1541429

1425820

483028

375838

-64414

-30133

-34281

440252

1994

4208308

3016953

1544884

1472069

1191355

3330776

2985153

1554074

1431079

345623

877532

31800

-9190

40990

845732

1995

3997139

3130282

1650579

1479703

866857

3393941

3046603

1653255

1393348

347338

603198

83679

-2676

86355

519519

1996

3533890

2886864

1577000

1309864

647026

3090594

2798952

1569975

1228977

291642

443296

87912

7025

80887

355384

1997

3322593

2724942

1484063

1240879

597651

2931466

2698479

1484063

1214416

232987

391127

26463

-

26463

364664

1998

3095508

2581957

1416824

1165133

513551

2774310

2560933

1416824

1144109

213377

321198

21024

-

21024

300174

1999

2856731

2477005

1366138

1110867

379726

2672709

2457746

1366138

1091608

214963

184022

19259

-

19259

164763

2000

2662329

2302999

1284592

1018407

359330

2420574

2274854

1284592

990262

145720

241755

28145

-

28145

213610

2001

2334034

2140584

1204846

935738

193450

2252253

2131087

1204846

926241

121166

81781

9497

-

9497

72284

2002

2201914

2017302

1131369

885933

184612

2114765

2008080

1131369

876711

106685

87149

9222

-

9222

77927

2003

2168168

2039024

1141426

897598

129144

2124284

2030266

1141426

888840

94018

43884

8758

-

8758

35126

2004

2117434

1998277

1146382

851895

119157

2076159

1996364

1146382

849982

79795

41275

1913

-

1913

39362

2005

2088639

1911409

1095724

815685

177230

1981207

1911409

1095724

815685

69798

107432

-

-

-

107432

2006

2122071

1935691

1095693

839998

186380

1989752

1935691

1095693

839998

54061

132319

-

-

-

132319

2007

2284936

1997980

1137775

860205

286956

2044993

1997980

1137775

860205

47013

239943

-

-

-

239943

2008

2215945

1934331

1071863

862468

281614

1973839

1934331

1071863

862468

39508

242106

-

-

-

242106

Таблица 12

Внешняя миграция в Чувашии (человек)

 

Для более правильного анализа миграции населения в Чувашской Республике, необходимо рассчитать относительные величины, а именно общие коэффициенты:

 

(тыс. чел.)

 

Коэффициент прибытия:

 

 

Коэффициент выбытия:

 

 

Коэффициент миграционного прироста:

 

= П – В=6510-6249=261 (чел)

 

 

Коэффициент миграционного оборота:

 

Q=П+В=6510+6249=12759 (чел)

 

Кмиг.оборота=Q/ *1000=12,759/1282,6*1000=9,95 ‰

 

При анализе данных внешней миграции в Чувашии были получены следующие результаты: коэффициент прибытия равен 5,08 ‰, коэффициент выбытия – 4,87 ‰, миграционный прирост составляет 0,2 ‰, миграционный оборот – 9,95 ‰. Следовательно, проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что в Чувашской Республике процесс механического движения населения, не интенсивен: на тысячу человек приходится 5,08 прибывших и 4,87 убывших, то есть численность населения, проживающего в данном регионе пополняется за счет миграционного прироста не значительно, равного 0,2 человек в расчете на 1000.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13

Миграционные связи Чувашии со странами
вне СНГ и Балтии (человек)

 

Анализ данных о миграции показывает где, откуда, в каком количестве происходит перемещение населения в стране, что очень важно знать при планировании многих хозяйственных и других мероприятий.

Данные о сальдо миграции населения вместе с данными о естественном движении населения служат основой для расчетов перспективной численности населения.

 

 

 

 

32

 



Глава 3. Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы движения и воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Так, например, федеральными законами, принятыми в 1998-2001 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Важное значение имеет рассмотренный Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2008 году".

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целый ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации. Только в 2001 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).

Правительство принимает законодательные меры по решению демографических проблем в стране. Основной целью принимаемых законов является увеличение числа детей в семьях.

18 июля 2006 года в Новостях Чувашской Республики прозвучало следующее сообщение: «С 1 января 2007 года должен заработать закон о базовом материнском капитале. В 2006 году должна быть завершена вся деятельность по подготовке законопроекта о базовом материнском капитале, с тем, чтобы с 1 января 2007 года новый закон заработал». Об этом заявил первый заместитель Председателя Правительства РФ, а ныне действующий президент РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам демографии.

А 14 октября 2006 года, по сообщению Первого канала, кабинет министров утвердил проект закона о базовом материнском капитале. Это 250 тысяч рублей, причём, каждый год деньги индексируются, чтобы их не съела инфляция которые будут выплачиваться при рождении второго ребёнка. Таким образом рождаемость в стране стимулируют материально. И как считают в Правительстве, такая поддержка поможет решению острой демографической проблемы в стране и что новая система подстегнет рождаемость.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.

 

 

 

32

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение движения и воспроизводства населения – важный вопрос в составе всей статистики населения, которая в свою очередь существует уже многие века. Можно даже сказать, что существует она с появления государственности, но, конечно, в те времена она не являлась наукой. Тогда она лишь позволяла дать властителям необходимую информацию о населении, что само по себе уже немаловажно. Как одна из самых древнейших ветвей статистики, статистика населения и конкретно изучение движения и воспроизводства населения исследовалась давно. Методологическая база статистики населения включает множество методов (статистическое наблюдение, выборочный метод, метод группировок и классификаций, количественные методы, графо-аналитические методы, специфические демографические методы), позволяющих выполнить ее задачи (сбор данных о населении, их сводка и группировка, анализ, разработка прогнозов). В Российской Федерации сведения о населении собираются, во-первых, органами государственной статистики на всех уровнях – от районного до уровня всего государства. Во-вторых, статистика населения формируется благодаря сбору данных различными ведомствами, такими как органы здравоохранения, правоохранительные органы (МВД), транспортные ведомства. Конечно, следует отметить, что при всей организованности сбора и обработки данных, статистика не обходится без ошибок и погрешностей. Современные способы ведения учета, к сожалению, зависят от очень многих факторов, именно поэтому таких погрешностей не избежать. Однако погрешности эти невелики и не могут очень сильно повлиять на конечные результаты. С каждым годом статистическая база совершенствуется, что позволяет добиться хорошей точности получаемых данных, поэтому с уверенностью можно сказать, что статистика как наука и каждая из ее отраслей, развиваясь, позволяет получить наиболее точные данные, чтобы ясно отразить сложившуюся ситуацию в конкретном государстве и в мире в целом.

Информация о работе Статистическое изучение движения и воспроизводства населения