Управление рисками в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.

Содержание

Введение…….………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками.................................5
1.1.Сущность, содержание ............................................................................5
1.2.Приемы и методы управления рисками..................................................8
1.3.Процесс управления рисками на предприятии.......................................9
Глава 2.Риски в деятельности Компании (на примере ОАО «Мегафон».)………………………………………………………………..…..13
2.1.Общая характеристика предприятия......................................................13
2.2.Анализ деловой среды и рынка предприятия.........................................17
2.3.Анализ предпринимательских рисков в Компании «Мегафон»............19
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии..............................................................................................27
3.1. Пути минимизации рисков предприятия на рынке...............................27
3.2. Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению рисками.......................29
Заключение.....................................................................................................31
Список использованной литературы.............................................................33
Приложения………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Работа.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      Существует  и риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, т.е. корпоративных клиентов. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по их вине, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами.

      Оценка  риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.

      Также в деятельности Компании «Мегафон»  присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств (риск природных бедствий). Хочу заметить, что когда говорят о риске природных бедствий, то чаще всего говорят о наводнениях, бурях и подобных стихийных бедствиях. Но, например, к рискам форс мажорных обстоятельств можно отнести сильную жару. Это приводит к массе малоприятных последствии. Возникают проблемы с кондиционированием, системами питания и т.п. Подобных обстоятельств обычно никто не предвидит.

      Риски, которые существуют в компании

      Отраслевые  риски

      Построение  телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон»  подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, помимо способности Эмитента обеспечить поставки оборудования на коммерчески привлекательных условиях относятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.

      Предполагаемые  действия Эмитента, чтобы исключить  эти риски: дальнейшее развитие системы логистики, усиление контроля над четким соответствием всем правилам, нормам и стандартам, регулирующим применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов.

      Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые Компанией в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность Компании и исполнение обязательств по ценным бумагам.

      Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры Компания осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США - валютам, в которых в основном производятся расчеты с поставщиками оборудования и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые Эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на финансовые показатели Эмитента, так как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли. В то же время на исполнение обязательств по размещаемым облигациям указанные риски не окажут существенного влияния.

      Будущая выручка от абонентов ОАО «Мегафон» не является в достаточной степени предсказуемой. Основную часть выручки компания получает от контрактных абонентов и от абонентов тарифных планов "препейд". По тарифным планам "препейд'' ОАО «МегаФон» не заключает с абонентами долгосрочные договоры на обслуживание. Поэтому нельзя быть уверенными, что данные абоненты будут продолжать пользоваться услугами Эмитента в будущем. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций.

      Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности. - Финансовые риски

      Высокая инфляция отражается на курсе рубля по отношению к доллару и Евро и может привести к увеличению ряда расходов Компании, выраженных в долларах и Евро. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.

      Риски, связанные с изменением процентных ставок

      Телекоммуникационная  отрасль относится к числу  капиталоемких отраслей народного  хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.

      Риски, связанные с условиями  кредитных договоров

      Некоторые договоры ОАО «МегаФон» и его  дочерних компаний с банками-кредиторами  и экспортными агентствами содержат дополнительные обязательства финансового и нефинансового характера, в случае невыполнения которых кредиторы могут потребовать досрочного погашения кредитов и займов, что может негативно сказаться на позиции держателей Облигаций. Руководство Компании считает, что риск несоблюдения данных обязательств в будущем маловероятен.

      Риски связанные с изменением курса обмена иностранных  валют.

      На  сегодняшний день все тарифы Эмитента по оказываемым услугам переведены на рубли и не привязаны к курсу доллара США.

      Разнонаправленное изменение курса доллара и  евро, а именно рост курса обмена евро относительно доллара США и рубля приведет к удорожанию оборудования для строительства сетей, поставляемого из Европы, таким образом, возможно существенное увеличение расходов Эмитента, связанных с продолжением инвестиционной деятельности и капитальным строительством.

      В связи с этим подверженность финансового  состояния Эмитента, ликвидности Эмитента и результатов деятельности Эмитента изменению валютного курса высока. Для снижения валютных рисков Эмитент планирует формировать специальный фонд (в виде валютных депозитов) для выплаты валютных обязательств Эмитента, увеличить оборачиваемость активов, номинированных в рублях, что обеспечит рост рублевых доходов и снижение оборотных средств.

        Правовые риски

      Основные  правовые риски в настоящее время связаны с неопределенностью особенностей правового регулирования отдельных видов услуг и условий хозяйственной деятельности отрасли связи со вступлением в силу с 01 января 2004 года Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи». В связи с принятием данного закона принято около 30 нормативные правовых актов, регулирующих различные сферы деятельности в сфере оказания услуг связи. Однако некоторые положения данных нормативных правовых актов не применяются в связи с тем, что они содержат бланкетные нормы, а нормативные правовые акты, к которым содержаться отсылки, не разработаны и не приняты.

      Риски, связанные с изменением налогового законодательства

      Как и любой иной субъект хозяйственной  деятельности ОАО «МегаФон» является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный налог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства (например. Министерство финансов, Федеральная налоговая служба и ее инспекции), равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Предложения по совершенствованию системы управления рисками на предприятии. 

      3.1.Пути минимизации рисков предприятия на рынке. 

      Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы Компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

      Из  всего вышеперечисленного видна  актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском и мониторинга среды. В организационной системе управления риском Компании ОАО «Мегафон» необходимо выделить в системе управления предприятием отдельного структурного подразделения - отдела по управлению риском и мониторингу среды.

      Необходимо чтобы отдел управления риском включал в себя следующие задачи: мониторинга среды предприятия и среды его функционирования, анализа рисков, планирования анти рисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. Однако руководству предприятия должна принадлежать ключевая роль в решений проблем управления риском.

      Отдел управления риском должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ). Разработка такой программы на уровне предприятия должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от рисков.

      Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение  успешного функционирования предприятия  в условиях риска. Эта цель может  быть достигнута за счет решения следующих  основных задач:

  • выявления возможных рисков;
  • снижения финансовых потерь, связанных с рисками.

      Оценка  эффективности программы  управления рисками.

      Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена  способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями предприятия значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка. Этот коэффициент рассчитывается для максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков для двух вариантов — до внедрения программы управления рисками и после нее.

      Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров Компании ОАО «Мегафон» является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося товара и идти на прочие дополнительные затраты.

      Чтобы избежать подобных потерь, предприятию  необходимо проверять платежеспособность договорных поставщиков к покупателей  продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях.

      Так целесообразно провести исследование для определения точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных  действий конкурентов и предпочтений клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике. 

      3.2.Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском.

      Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с  экономическим риском, должно решить для себя несколько проблем:

  • оценить возможные убытки, связанные с экономическими рисками;
  • принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е. несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
  • по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

Информация о работе Управление рисками в организации