Акцизы, сущность и механизм взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Акцизы: понятие и роль в формировании доходов федерального бюджета.4
1.1 Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4
1.2 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8
1.3 Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов ………………………..16
2.1 Налоговые ставки и налоговая база………………………………………..16
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и взимания
3.1Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….26
3.2 Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Акцизы: понятие и роль в  формировании доходов федерального  бюджета.4

1.1  Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4

1.2  Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8

1.3  Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12

2 Анализ механизма исчисления  и взимания акцизов ………………………..16

2.1 Налоговые ставки и налоговая  база………………………………………..16

2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22

3 Перспективы развития действующего  механизма исчисления и взимания  акцизов…………………………………………………………………………..26

3.1Основные направления  совершенствования действующего  порядка исчисления и уплаты  акцизов………………………………………………….26

3.2 Зарубежный опыт  исчисления акцизов и возможности  его применения в Российской  Федерации………………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной литературы…………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей — законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.

Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных  способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Предмет исследования: действующий  механизм исчисления и уплаты акцизов.

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты  исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть  социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Акцизы: понятие  и роль в формировании доходов  федерального бюджета.

1.1  Понятие  и сущность акцизов.

 

На Руси акцизы стали  взимать еще в XIV веке, обеспечивая доходами 60% потребностей казны в денежных средствах. Однако и сегодня акцизы используются в налоговых системах практически во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа.

В современной России акцизы были введены Законом РСФСР  от 06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» (впоследствии в Закон РСФСР «Об акцизах» неоднократно вносились изменения  и дополнения — в соответствии с Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ с 1 февраля 1996 года он приобрел вид Федерального закона «Об акцизах») и регулировались Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10.05.2000 № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». В настоящее время порядок уплаты акцизов регламентирован главой 22 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Природа акциза как косвенного налога заключается в том, что  он учитывается в отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых  предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем.

Изначально акцизное обложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных  товаров». В Российской Федерации  акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они  устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Акцизы, являясь разновидностью косвенных налогов, обладают рядом  особенностей:

  • акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог);
  • объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов минерального сырья, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизы выпадают работы и услуги);
  • акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения.1

В соответствии с налоговым  кодексом налогоплательщиками акцизов являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Указанные субъекты признаются плательщиками акцизов, если они  совершают операции, подлежащие налогообложению  в соответствии с гл. 22 НК РФ.

1. Подакцизными товарами  признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, в том числе  спирт коньячный;

          2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

         Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

-лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

-препараты ветеринарного  назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

-парфюмерно-косметическая  продукция разлитая в емкости  не более 100 мл с объемной  долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

-подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

-виноматериалы;

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента);

4) табачная продукция;

5) автомобили легковые и ) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

6) автомобильный бензин;

7) дизельное топливо;

8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей

Как и вся налоговая  система, акцизы характеризуются многосторонним влиянием на экономические процессы в стране. Научно-практические дискуссии  современных экономистов приводят к необходимости подробного рассмотрения фискальной, регулирующей и контрольной функций акцизов.

Основополагающей является фискальная функция, которая состоит  в обеспечении поступления достаточного и стабильного потока доходов  для формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и необходимых для решения его собственных задач, в том числе для перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.3

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости  от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так  называемые традиционные акцизы –  на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных для здоровья продуктов и фискальная. Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров. 4

Очевидно, что экономическая  сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане  выступает алкоголь. Так, неумеренная  политика государство в направлении  уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно  фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом  двигателя больше 2500 кубических сантиметров  практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом .

Информация о работе Акцизы, сущность и механизм взимания