Акцизы, сущность и механизм взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Акцизы: понятие и роль в формировании доходов федерального бюджета.4
1.1 Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4
1.2 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8
1.3 Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов ………………………..16
2.1 Налоговые ставки и налоговая база………………………………………..16
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и взимания
3.1Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….26
3.2 Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

 Таким образом повышения  ставок акцизов на табачную продукцию выглядит абсолютно логичным, более того учитывая все сказанное выше увеличение ставок в три раза является не достаточным и необходим более существенный рост.

Так же планируется рост акцизов на алкогольную продукцию. Ставки акцизов на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также слабоалкогольную продукцию увеличиваются в 2014 году в сравнении с 2011 годом более чем в два раза. В то же время ставки акцизов на натуральные вина повышены только на 60%, а на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до  8,6 % — на 80%.

Выше чем на уровень инфляции будут проиндексированы ставки акцизов на  автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла. При этом предусмотрена дифференциация ставок на бензин и топливо в зависимости от их класса: на более качественные нефтепродукты ставки акцизов установлены более низкие. То же самое относится и к темпам их ежегодного увеличения.

      Рост  акцизов на бензин связан с  тем, что правительство РФ договорилось с региональными властями о постепенном повышении акцизов с целью отмены транспортного налога. Это достаточно разумная идея – вместо транспортного налога увеличить акцизы на бензин и прочие виды топлива для автомобилей, а также на масла. Теперь видоизмененный транспортный налог будут платить те, кто действительно пользуется своим автомобилем, а не те, у кого он стоит в гараже и вообще никак не влияет на качество российских дорог.  
Минфин заявил, что акцизы на бензин нужно будет повысить в два раза. По мнению некоторых аналитиков, чтобы восполнить потери бюджета из-за отмены транспортного налога, цену на бензин необходимо повысить на 10 %.

Кроме того, внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов. Так, статья 200 НК РФ дополнена  положением, в соответствии с которым  при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию ( с объемной долей этилового спирта свыше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакциозных товаров, использованных а качестве сырья. Если производители такой алкогольный продукции использую в качестве сырья спиртосодержащую продукцию, сумма налогового вычета у них будет меньше суммы акциза, фактически уплаченной при приобретении спиртосодержащей продукции. В данном случае сумму вычета следует определять исходя из ставки акциза на этиловый спирт.

Необходимость этой поправки была вызвана следующим. В настоящее  время одним из способов уклонения  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию является использование  так называемой спиртосодержащей схемы. Суть этой схемы заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве основного сырья для производства крепкой алкогольной продукции не спирт этиловый, как это предусмотрено нормативно-технической документацией, а спиртосодержащую продукцию. При этом статьей 200 НК РФ установлено, что налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Зарубежный  опыт исчисления акцизов и  возможности его применения в  Российской Федерации

Подобно практике применения различных ставок импортных пошлин, механизм и ставки взимания акцизов с ввозимых подакцизных товаров также дифференцированы в зависимости от страны происхождения товаров.

В Германии акциз на табачные изделия уплачивается путем приобретения налоговых марок на сумму акциза. Уплата акцизов производится при выходе табачных изделий из под режима «налогового склада», в случаях, если они в дальнейшем не подпадают под аналогичный режим или экспортируются владельцем «налогового склада».

Ставка применяется  смешанная, в процентах от розничной  цены и в пфенингах за сигарету, но не меньше установленного уровня в пфенингах.

Базой для расчета  налога служит розничная цена одной  сигареты, сигариллы, сигары, килограмма курительного табака, установленная  производителем или импортером, причем эта цена должна быть не меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Запрещается продавать табачные изделия по цене выше установленной производителем или импортером и указанной на марке или предъявленной к расчету акциза.

Величина оптовых скидок продавцам не регламентируется законодательством, тогда как величина розничных скидок установлена в размере 3% от розничной цены табачного изделия. В некоторых случаях (банкротство или прекращение деятельности, во исполнение решений суда, при общем снижении розничных цен) с разрешения государственных органов возможно снижение розничной цены табачного изделия. Запрещается, кроме вышеуказанных случаев, реализация табачных изделий ниже или выше розничной стоимости, указанной на акцизной марке. Контроль за правильностью ведения торговли табачными изделиями осуществляется налоговыми органами.

В Великобритании обязательство  по уплате акциза возникает в момент пересечения ее таможенной границы  или достижения табачным изделием стадии готовности, на которой он может  быть потреблен. Начисление акциза производится в момент, когда изделие покидает зарегистрированное место производства, отгружается со склада или покидает место, куда оно было импортировано на территории ВБ. Акциз уплачивается производителем или импортером табачного изделия.

Применяется смешанная ставка, в процентах от розничной цены и в фунтах стерлингах за тысячу сигарет (за фунт). При этом если длина сигареты превышает 9 см, то специфическая часть акциза с каждой сигареты уплачивается как с двух, также, если уровень смолы превышает установленную норму – увеличивается специфическая часть акциза. Ставка может быть изменена Министерством Финансов не более чем на 10% на год.

Розничная стоимость  подакцизного товара, включая все  налоги и платежи, установленная  производителем или импортером на момент расчета налога, служит базой для расчета налога. В случае, если предложенная цена не представляется удовлетворительной, для расчета налога применяется наивысшая розничная цена на аналогичный вид табачных изделий, устанавливаемая ответственным государственным органом.

Акцизное налогообложение  горючего, используемого в качестве топлива для транспортных средств, дифференцируется по странам. Ввиду  меньшего негативного влияния высокооктановых  сорта бензина при их использовании  на экологию, они, как правило, облагаются по меньшим ставкам налога. Так, по странам ЕС налог на этилированный бензин выше в среднем на 10%, чем на неэтилированный10.

Налогообложение дизельного топлива имеет свои особенности  ввиду двух следующих причин: в  некоторых странах дизельное  топливо может использоваться домашними хозяйствами для обогрева или для генерации электроэнергии, кроме того, дизельное топливо используется, в основном, в сельским хозяйстве и в грузовых перевозках. Кроме того, дизельное топливо характеризуется меньшими негативными эффектами на окружающую среду по сравнению с бензином, а также меньшим расходом на аналогичный пробег транспортного средства. Все это обуславливает особый подход к акцизному налогообложению дизельного топлива, причем в зависимости от того, какие из вышеуказанных особенностей его использования принимаются в качестве наиболее важных – ставки акциза устанавливаются либо выше, либо ниже ставок на бензин.

Так, в США, где акцизы на дизельное топливо рассматриваются  в качестве платежа за пользование  автодорогами, ставки на него выше, нежели на бензин. Объясняется это именно тем, что, во-первых, грузовой транспорт, использующий дизельное топливо, в большей степени влияет на покрытие автодорог, нежели легковой, во-вторых, при аналогичном воздействии на автодороги дизельного топлива на один километр пути расходуется меньше. В то же время в США предоставляются существенные льготы на использование дизельного топлива в сельском хозяйстве и хозяйства кредитуются при предъявлении соответствующих документов о его использовании, что открывает довольно существенные возможности для ухода от налогообложения.

Акцизы на дизельное  топливо в Европе, равно как  в Японии, заметно ниже, чем на бензин, и объясняется это соображениями  перераспределительного характера (бензин используется более состоятельными гражданами).

Различные легальные  и нелегальные способы ухода  от налогообложения ГСМ связаны, как правило, с занижением стоимости  ГСМ или использованием пониженных ставок налогов на ГСМ. Возможны также  и более серьезные нарушения – такие как контрабанда ГСМ из стран или регионов, где их стоимость значительно ниже, или же существуют неконтролируемое производство и реализация ГСМ внутри данной страны.

Табачное налогообложение  и налогообложение ГСМ в целом  предлагается оставить без изменений, за исключением введения в число подакцизных товаров масел для двигателей и дизельного топлива. Момент уплаты акциза при налогообложении автомобилей предлагается перенести, и взимать налог в момент государственной регистрации автомобилей.

В этой связи, с учётом опыта западных стран, предлагается изменить систему акцизного налогообложения алкогольной продукции, являющейся значительным источником поступлений для территориальных бюджетов. С этой целью предлагается, во-первых, изменить правила взимания акциза с помощью акцизных марок, а именно сделать их способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода, во-вторых, ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта, и, наконец, в-третьих, установить шедулярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий. Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда  налогообложение равным образом  ложится как на обеспеченные, так  и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы  индексирования величины специфических  ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в  сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это  относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия  государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование  налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (вступающий в силу с 1 января 2012г.). – М: Издательство «ОМЕГА-Л». – 2011г.
  2. Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.− СПб.: Питер, 2007.- 490с.
  3. Налоги и налогообложение: учебник/ под ред. Б.Х. Алиева− М.: Финансы и статистика, 2007−448с.
  4. Горина, Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие – М.: Финстатинформ , 2004. – 95с.
  5. Апель А.Л. Основы налогового права: учебник. – СПб.: Питер, 2006. – 144с.
  6. Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2005. – 752С.
  7. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы / Б.Пеньков // Экономист. – 2006. – №9. – С.64-70
  8. Акциз: поправки в главу 22 НК РФ// Налоговый вестник, 2011- №3
  9. Лермонтов Ю.М. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы» (постатейный) // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011
  10. www.nalvest.com
  11. Как снизить налоги / С. Дон, А. Михайлов. – М.: Эпицентр, 2003. – 15-17с.

 

1 Налоги и налогообложение: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.− СПб.: Питер, 2007.- 213с.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (вступающий в силу с 1 января 2012г.). – М: Издательство «ОМЕГА-Л». – 2011г.

3 Как снизить налоги / С. Дон, А. Михайлов. – М.: Эпицентр, 2003. – 15-17с.

4 Горина, Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие – М.: Финстатинформ , 2004. – 33-34с.

Информация о работе Акцизы, сущность и механизм взимания