Акцизы, сущность и механизм взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Акцизы: понятие и роль в формировании доходов федерального бюджета.4
1.1 Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4
1.2 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8
1.3 Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов ………………………..16
2.1 Налоговые ставки и налоговая база………………………………………..16
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и взимания
3.1Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….26
3.2 Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Основная задача пограничного налогового регулирования – устранить  препятствия развитию международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.5

Регулирующая функция  реализуется также при установлении дифференцированных ставок акцизов  на разные виды товаров внутри товарных групп. Это осуществляется с целью влияния на структуру потребления населением товаров разных видов. Так, более высокая ставка на крепкие алкогольные напитки стимулирует производство и потребление высококачественных вин и слабоалкогольных изделий.

Однако, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства .

Таким образом, постепенное  преодоление кризисных явлений  в экономике делает возможным  при формировании современной системы  косвенного налогообложения некоторое  смещение акцента с фискальных приоритетов  к более полному использованию  налогов в целом и акцизов в частности в качестве инструмента экономического регулирования. В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту как незаработанную часть прибыли далека от завершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ.

Акцизы – существенный источник доходов федерального бюджета  и территориальных бюджетов субъектов  Российской федерации.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам

млрд.рублей

 

 

2010г.

В % к  
2009г.

консолиди-  
рованный бюджет

в том числе

консолиди-  
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

феде-  
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

Всего

7662,9

3174,3

4488,6

121,9

126,8

118,6

из них:  
налог на прибыль организаций

1774,4

255,0

1519,4

140,3

130,5

142,1

налог на доходы физических лиц

1789,6

-

1789,6

107,5

-

107,5

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1384,0

1384,0

-

114,6

114,6

-

из него налог на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1328,7

1328,7

-

112,9

112,9

-

акцизы  по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

441,4

113,9

327,5

134,8

139,4

133,3

налоги  на имущество

628,2

-

628,2

110,3

-

110,3

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1440,8

1408,3

32,4

133,3

140,0

43,4

из них  налог на добычу  
полезных ископаемых

1406,3

1376,6

29,7

133,4

140,3

41,0

поступления в счет погашения  
задолженности по перерасчетам по  
отмененным налогам, сборам и иным  
обязательным платежам

2,2

0,3

1,9

95,8

36,0

130,5


 

Основную часть  налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,1%. На акцизы же приходится 5,8 от общего объема.

           В 2010г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации  поступило акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 441,4 млрд.рублей, что на 34,8% больше по сравнению с 2009 годом. Основную часть поступлений (85,9%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)6.

Таблица 2

Поступление акцизов  по подакцизным товарам (продукции),  
производимым на территории Российской Федерации

 

2010г.

Справочно  
2009г.

Консолидиро-ванный бюджет

в том  числе

Консолидиро-ванный бюджет

в том  числе

млрд. рублей

в % к  итогу

Фед-еральный бюджет

Консоли-дирован-ные  бюд-жеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде-  
ральный бюджет

Консоли-дирован-ные  бюд-жеты субъектов Российской Федерации

Всего

441,4

100

113,9

327,5

327,4

100

81,7

245,7

из них на:  
спирт этиловый из всех видов  
сырья (в том числе этиловый  
спирт-сырец из всех видов сырья)

4,9

1,1

2,5

2,4

4,4

1,3

2,2

2,1

табачную продукцию

106,3

24,1

106,3

-

78,3

23,9

78,3

-

автомобильный бензин

124,9

28,3

-

124,9

109,8

33,5

-

109,8

легковые автомобили и мотоциклы

5,0

1,1

5,0

-

2,1

0,6

2,1

-

дизельное топливо

34,4

7,8

-

34,4

32,3

9,9

-

32,3

моторное масло  для дизельных  
и (или) карбюраторных  
(инжекторных) двигателей

1,6

0,4

-

1,6

1,3

0,4

-

1,3

вина

6,2

1,4

-

6,2

4,6

1,4

-

4,6

пиво

82,0

18,6

-

82,0

30,3

9,2

-

30,3

алкогольную продукцию  с  
объемной долей этилового спирта  
свыше 25% (за исключением вин)

66,0

15,0

-

66,0

59,0

18,0

-

59,0

алкогольную продукцию  с  
объемной долей этилового спирта  
свыше 9% до 25% включительно  
(за исключением вин)

1,3

0,3

-

1,3

1,2

0,4

-

1,2

алкогольную продукцию  с  
объемной долей этилового  
спирта до 9% включительно  
(за исключением вин)

3,2

0,7

-

3,2

3,0

0,9

-

3,0


 

 

 

 

 

2 Анализ механизма  исчисления и взимания акцизов

2.1 Налоговые  ставки и налоговая база

Объектом налогообложения в соответствии с гл.22 НК РФ  признаются следующие операции:

1) реализация на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных  товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

2) продажа лицами переданных  им на основании приговоров  или решений судов, арбитражных  судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в структуре организации  произведенных подакцизных товаров  для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

5) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров для  собственных нужд;

6) передача на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров в  уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории Российской  Федерации организацией  произведенных  ею подакцизных товаров своему  участнику при его выходе  из организации, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных подакцизных  товаров на переработку на  давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на  территорию Российской Федерации  и иные территории, находящиеся  под ее юрисдикцией;

10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

12) передача одним структурным  подразделением организации, не  являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному  подразделению этой организации произведенного этилового спирта и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе передача произведенного этилового спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).

Не подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров  одним структурным подразделением  организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии со статьей 182 НК;

2) реализация подакцизных товаров,  помещенных под таможенную процедуру  экспорта, за пределы территории  Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

3) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

4) операции по передаче в структуре  одной организации:

-произведенного налогоплательщиком  этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

Информация о работе Акцизы, сущность и механизм взимания