Акцизы, сущность и механизм взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты исчисления и уплаты акцизов, рассмотреть социально-экономическую природу акцизов и показать их роль в формировании доходов консолидированного бюджета, исследовать динамику поступления акцизов в федеральный бюджет, определить перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, показать возможности применения зарубежного опыта исчисления и уплаты акцизов с отечественной практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Акцизы: понятие и роль в формировании доходов федерального бюджета.4
1.1 Понятие и сущность акцизов………………………………………………..4
1.2 Функциональное назначение акцизов в системе косвенных налоговых платежей…………………………………………………………………………..8
1.3 Роль акцизов в формировании доходов консолидированного бюджета РФ…………………………………………………………………………………12
2 Анализ механизма исчисления и взимания акцизов ………………………..16
2.1 Налоговые ставки и налоговая база………………………………………..16
2.2 Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………22
3 Перспективы развития действующего механизма исчисления и взимания
3.1Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов………………………………………………….26
3.2 Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

-ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной продукции.

Налоговая база в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В том случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета товаров, в отношении которых применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется по всем операциям. К подобной единой налоговой базе при исчислении суммы акциза применяется максимальная налоговая ставка из предусмотренных по отдельным видам реализованных, полученных товаров.

Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости  от установленных в отношении  этих товаров налоговых ставок определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных  (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных  подакцизных товаров, исчисленная  исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных  (переданных) подакцизных товаров  в натуральном выражении для  исчисления акциза при применении  твердой (специфической) налоговой  ставки и как расчетная стоимость  реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Налоговая база, рассчитанная указанными выше способами, может быть увеличена на суммы:

1) полученные за реализованные  подакцизные товары в виде  финансовой помощи;

2) авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанных с оплатой реализованных подакцизных товаров.

В этой связи налогоплательщикам, осуществляющим операции с подакцизными товарами, следует иметь в виду, что при осуществлении расчетов за подакцизные товары не в денежной форме, а, например, с использованием процентных векселей налогооблагаемая база по реализованным подакцизным товарам будет включать в себя сумму т.н. материальной выгоды, полученной налогоплательщиком от использования векселей при расчетах. При этом датой реализации, а следовательно, и датой возникновения соответствующих обязательств, связанных с осуществлением налогового контроля, будет являться дата реализации подакцизных товаров, а не дата предъявления векселей к оплате.7

При ввозе подакцизных  товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию РФ партии подакцизных товаров следующими способами:

1) по подакцизным товарам,  в отношении которых установлены  твердые (специфические) налоговые  ставки (в абсолютной сумме на  единицу измерения) - как объем  ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам,  в отношении которых установлены  адвалорные (в процентах) налоговые  ставки, как сумма:

их таможенной стоимости;

подлежащей уплате таможенной пошлины.

В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.

Налоговым периодом признается календарный месяц, отчетных периодов в соответствии с главой 22 НК РФ не установлено.

Положения главы 22 НК РФ указывают на наличие трех видов  налоговых ставок, а именно:

1) твердые (специфические)  налоговые ставки, выражающиеся  в установлении абсолютной суммы  налога, подлежащего к уплате, на единицу измерения налоговой базы облагаемого объекта обложения;

2) адвалорные (в процентах)  налоговые ставки, выражающиеся  в установлении процента или  иного соотношения суммы налога, подлежащего к уплате, от размера  налоговой базы облагаемого объекта обложения;

3) комбинированные налоговые  ставки, состоящие из твердой  (специфической) и адвалорной (в  процентах) налоговых ставок.

НК РФ на настоящий  момент устанавливает только два  вида налоговых ставок: твердые (специфические) и комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок).

 

  2.2 Порядок  исчисления и уплаты акцизов.

Предприятие, производящее и реализующее подакцизную продукцию, определяет сумму акцизов, подлежащую уплате в бюджет, путем умножения соответствующей налоговой базы на установленную ставку акцизного сбора.

Сумма акциза по подакцизным  товарам, в отношении которых  установлены  твердые ставки, исчисляется  как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены  адвалорные ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным  товарам, в отношении которых  установлены комбинированные налоговые  ставки, исчисляется как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как  соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости таких товаров.

Общая сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а так же с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Налоговый период для  плательщиков акцизов устанавливается  как календарный месяц.

Для правильного исчисления налоговой базы необходимо определить дату реализации подакцизных товаров. Дата реализации определяется различно для различных видов подакцизных товаров.

Дата реализации определяется:

  1. По подакцизным товарам - как день отгрузки соответствующих подакцизных товаров
  2. По нефтепродуктам, произведенным из собственного сырья, а так же полученных в собственность в счет оплаты услуг налогоплательщиками, не имеющими свидетельство – момент оприходования указанных нефтепродуктов покупателем.
  3. по нефтепродуктам полученным на территории РФ налогоплательщиками, имеющими свидетельство- день совершения соответствующей операции;
  4. при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, не имеющего свидетельства- дата подписания акта приема- передачи нефтепродуктов;
  5. при получении денатурализованного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство не спиртосодержащей продукции,- день оприходования денатурализованного этилового спирта.

Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые  вычеты:

1.Суммы акциза, предъявленные  продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

2. Суммы акциза, уплаченные  собственником давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию, а также суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве - при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.

3. Суммы акциза, уплаченные  на территории РФ по спирту  этиловому, произведенному из  пищевого сырья, использованному  для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных  для производства алкогольной  продукции

4. Суммы акциза, уплаченные  налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

5. Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму  акциза по подакцизным товарам  на сумму акциза, исчисленную  с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.

6. Суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.

7. Суммы акциза, начисленные  налогоплательщиком, имеющим свидетельство  на производство денатурированного  этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции

8. Суммы акциза, начисленные  налогоплательщиком, имеющим свидетельство  на производство прямогонного  бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина

9. Суммы акциза, начисленные  налогоплательщиком, имеющим свидетельство  на производство прямогонного  бензина, при совершении с прямогонным  бензином операций по передаче произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе и по передаче произведенных из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья;

10. Суммы акциза, начисленные  при получении прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе. 

Сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет, определяется по итогам каждого  налогового периода как сумма  налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, уменьшенная на налоговые вычеты.

Статьей 204 НК РФ установленные  сроки и порядок уплаты акциза при реализации отдельных видов  подакцизных товаров. Сроки уплаты налога в бюджет различаются в  зависимости от видов подакцизных  товаров.

В соответствии с п. 4 ст. 204 НК РФ акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров. Здесь же предусмотрены случаи уплаты акциза по месту нахождения налогоплательщика, а по предприятиям, имеющим обособленные подразделения, - уплаты налога как по месту нахождения обособленного подразделения, так и головного подразделения.

Налогоплательщики обязаны  представлять в налоговый орган  по месту свой регистрации налоговую  декларацию на налоговый период в  части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующим за истекшим налоговым периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налогоплательщики обязаны  представить в налоговый орган  по месту своей регистрации налоговую  декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. 8

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития действующего механизма  исчисления и взимания акцизов

   3.1Основные  направления совершенствования  действующего порядка исчисления  и уплаты акцизов

     В периодах 2011 – 2014 гг. предусматривается ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары. Индексация большинства ставок производится исходя из прогнозируемого уровня инфляции. При этом изменение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию будет проходить с опережением инфляции. Так, на сигареты с фильтром и без, а  также папиросы ставки акциза увеличены более чем в три раза.

     Как показывает мировая практика и международный опыт, повышение акцизов на табак приводит к росту доходов бюджета и сокращению потребления табака. Соседняя Украина подняла акцизы за последние два года в 8 раз, получила повышение сборов в бюджет в 4 раза и сокращение потребления табака на 12%. Тот же самый путь прошли все без исключения страны Восточной Европы, вступавшие в Европейский союз.  Иногда на первом этапе незначительно увеличивалась доля контрафактной продукции, но затем она снижалась за счет улучшения администрирования. Это тот общий эффект, который мы наблюдаем в странах, очень похожих на Россию, особенно, если речь идет об Украине.   
Сегодня в России аномально низкие акцизы на табак, аномально низкая стоимость сигарет и первое место в мире по потреблению табака. Больше, чем в России, не курят нигде. При этом мужчины трудоспособного возраста, основные потребители табака и алкоголя, просто вымирают.  
Если говорить о международных экспертах, то с точки зрения бюджета и экономики, Мировой банк неоднократно рекомендовал России поднимать акцизы на табак. С точки зрения социальной сферы и здравоохранения, Всемирная организация здравоохранения неоднократно рекомендовала России повышать акцизы на табак.       
Если взять структуру производства табака в России, 95% занимают четыре иностранные компании, которые привыкли во всем мире платить более высокие акцизы на табак. Для них это просто нонсенс – тот аномально низкий уровень акцизов, который существует в России. Поэтому ни международной экспертизой авторитетных в мире институтов, ни международным опытом не подтверждается тезис о сокращении доходов бюджета и ухода рынка «в тень». Повышение акцизов к этому не приведет. И это не оценочное суждение, а международный опыт очень многих стран, в том числе и похожих на Россию, и мнение ведущих мировых институтов.

Информация о работе Акцизы, сущность и механизм взимания