Бухгалтерский и налоговый учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в бухгалтерской литературе наряду с понятием "бухгалтерский учет" широко используются понятия "налоговый учет" и "учет для целей налогообложения". Однако если понятие бухгалтерского учета определено законодательно: в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций", то понятия налогового учета и учета для целей налогообложения действующим законодательством не определены и трактуются по-разному.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Порядок организации налогового учета……………………………5
1.1 Понятие и виды налогового учета…………………………………..5
1.2 Основные элементы налогового учета…………………………….8
1.3 Модели, способы и принципы организации налогового учета….11
2 Налоговые регистры…………………………………………………14
2.1 Виды налоговых регистров…………………………………………14
2.2 Ведение налоговых регистров……………………………………..18
3 Проблемы их взаимодействия бухгалтерского и налогового учета ..23
3.1 Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета…………23
3.2Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета……...30
Заключение …………………………………………………………………...33
Список использованных источников………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсяк.docx

— 65.23 Кб (Скачать)

     С формальной точки зрения основания  для такого вывода есть. Подпись  – это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Регистры бухгалтерского и налогового учета  тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ, а также пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Закона № 129-ФЗ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ – использовать электронную цифровую подпись (статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ). 

     За  отсутствие подписи специального штрафа нет. Есть штраф за отсутствие первичных  документов и бухгалтерских регистров  – 5 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении ФНС  России считают, что к этому нарушению  нельзя приравнивать ситуацию, когда  документ составлен, но не подписан. Кроме  того, налоговиков в ходе проверки интересуют документы в бумажном виде, а не в электронном –  соответственно с «живой» подписью.

     Проблемы  могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при  условии, что нет возможности  сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер  на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может  не зачесть расходы или отказать в вычете НДС. 

     Во  избежание таких проблем на случай проверки любую первичку и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями. Распечатывать  документы целесообразно по окончании  каждого квартала (налоговый период по НДС), а также перед увольнением  главного бухгалтера или директора.  
 
 
 
 
 
 
 

3 Проблемы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета

3.1 Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета

     Бухгалтерское и налоговое законодательство являются смежными. Основой важнейших налоговых  баз – доходов и расходов, имущества  являются объективные экономические  категории, выражаемые в конкретных объектах бухгалтерского учета. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федераций, описывая «особенности» учета для  целей налогообложения содержит бухгалтерскую терминологию: основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, незавершенное производство, доходы и расходы, которая имеет  принципиальный экономический смысл  только в целях бухгалтерского учета.

     Основные  правила бухгалтерского и налогового учета, их ведения закреплены на уровне федерального законодательства. Ведение  учета на основе первичных учетных  документов, которые должны быть оформлены  надлежащим образом. Порядок ведения  и бухгалтерского, и налогового учета  организации должен быть закреплен  в документах по учетной политике (принимаемых соответственно в целях  бухгалтерского учета или налогообложения  прибыли), утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя.

     Основным  отличием налогового учета является то, что система его ведения  в организации организуете налогоплательщиком самостоятельно. Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает  перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета.

       Многочисленные авторы, а также  разработчики главы 25 Налогового  кодекса РФ видят в налоговом  учете существенно отличающуюся  от бухгалтерского учета и  не совместимую с последним  систему учета операций налогоплательщика.  К сожалению, принятый Федеральный  закон «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую  Налогового кодекса РФ и в  отдельные законодательные акты  РФ» закрепил налоговый учет  уже не в качестве отдельной  и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний.

     Многие  а вторы считают что, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:

  1. обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ (гл.25)
  2. используемые измерители – денежное выражение (рубли)
  3. объект учета – организация в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода)
  4. периодичность составления в предоставлении отчетности
  5. обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций
  6. «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов
  7. пользователи информации как внутренние, так и внешние.

     Как можно было уже понять цели ведения  обоих учетов приблизительно одинаковые – формирование полной и достоверной  информации для внутренних и внешних  пользователей. Однако методики ведения  совершенно разные. 

    Таблица1 –Основные различия между бухгалтерским  и налоговым учетом

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Вариант Основание Вариант Основание
Способ (метод) начисления амортизации оновных  средст
Линейный  способ

Способ  уменьшаемого остатка

Способ  списания стоимости по сумме чисел  лет срока использования

Способ  списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) 

Применение  одного из способов начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение  всего срока полезного использования  объектов, входящих в эту группу

п. 18 ПБУ 6/01 Линейный  метод 

Нелинейный  метод (кроме объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы) 

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

п.1-5 ст.259 НК РФ
Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств.
Сразу включается в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.

Предварительно  учитываются в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг в течение  определенного периода времени (квартал, полугодие, год)

Учитываются в составе предстоящих расходов, образуя при этом ремонтный фонд.

п.26, 27 ПБУ 6/01

План  счетов, п.72 Положения по ведению  бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ

Признаются  в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

Учитываются в составе резерва предстоящих  расходов на их ремонт

п.1, 3 ст.260, п.2, ст.324 НК РФ
Способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец  отчетного периода
По  себестоимости каждой единицы:

  включая все расходы, связанные с приобретением  запаса

  включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант)

По средней  себестоимости 

  По  каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного  года применяется один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие  варианты:

  по  взвешенной оценке,

по скользящей оценке.

п.16, 21, 22, ПБУ 5/01 п.73-78 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов По стоимости  единицы запасов (товаров) 

По средней  стоимости 

ФИФО 

ЛИФО

п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.268 НК РФ
Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных расходов)
Признаются  полностью в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности

Признаются  частично в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99 Отсутствует вариантность способа 

Управленческие  расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в  полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода

п.2 ст. 318 НК РФ
Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу)
Признаются  полностью в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности 

Признаются  частично в себестоимости проданных  в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99 Отсутствует вариантность способа 

Для организаций, не осуществляющих торговую деятельность

Коммерческие  расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся  к расходам текущего отчетного периода.  

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность

Коммерческие  расходы, осуществленные в текущем  месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся  к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы  не включаются в цену приобретения товаров)

п.2 ст.318, ст.320 НК РФ
Порядок отражения в учете незавершенного производства
В массовом и серийном производстве:

  по  фактической производственной себестоимости,

  по  нормативной (плановой) производственной себестоимости,

  по  прямым статьям затрат,

  по  стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов 

При единичном  производстве продукции:

  по  фактически произведенным затратам

п.64 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ Отсутствует вариантность способа

Для организаций, у которых  производство связано  с обработкой и  переработкой сырья. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье, за минусом технологических потерь.

Для организаций, у которых  производство связано  с выполнением  работ (оказанием  услуг). Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг)

Для прочих организаций. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.

Оценка  остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных  документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья  и материалов, готовой продукции  по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) организации  и данных налогового учета о сумме  осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

п.1 ст319 НК РФ
Порядок отражения в учете готовой  продукции
По  фактической производственной себестоимости  – в единичном и мелкосерийном  производстве, а также в массовом производстве с небольшой номенклатурой  готовой продукции. 

По нормативной (плановой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям  затрат) – в массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции. 

По договорным ценам – при стабильности таких  цен 

По другим видам цен

п.59 Положения  по ведению бухучета и бухгалтерской  отчетности в РФ, План счетов, п.203-205 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов Отсутствует вариантность способа 

Оценка  остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как  разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой  продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в  текущем месяце (за минусом суммы  прямых затрат, приходящейся на остаток  незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

Оценка  остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о  движении и об остатках готовой продукции  на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных  на сумму прямых расходов, относящуюся  к остаткам незавершенного производства.

п.2 ст.319 НК РФ
Порядок отражения в учете отгруженной  продукции (сданных работ, оказанных  услуг)
По  фактической полной себестоимости 

По нормативной (плановой) полной себестоимости 

В полную себестоимость наряду с производственной себестоимостью включаются затраты, связанные  с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг и возмещаемые договорной (контрактной) ценой.

п.61 Положения  по ведению бухучета и бухгалтерской  отчетности  в РФ Оценка остатков отгруженной, но нереализованной на  конец текущего месяца продукции  определяется налогоплательщиком как  разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки

отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Оценка  остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца проводится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о  движении и об остатках готовой продукции  на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных  на сумму прямых расходов, относящуюся  к остаткам незавершенного производства.

п.3 ст.319 НК РФ
 

     Как можно увидеть в таблице 1, далеко не тождественны определения в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.

     Возьмем, к примеру, оценку остатков незавершенного производства. Конкретный, понятный, а  главное, экономически обоснованный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства отсутствует и в новой редакции гл.25 НК РФ, представленной Федеральным  законом от 25.05.02 №57-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  в отдельные законодательные  акты РФ». Отсутствует и точное определение  нормативной себестоимости. Таким  образом, применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей  налогового  учета на практике весьма проблематично.

     Как было показано выше, существует масса  разногласий между налоговым  и бухгалтерским учетом, что создает  огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но пути решения  есть.

     Конечно, на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской  службы может быть создано специальное  подразделение, осуществляющее ведение  налогового учета, либо за этот участок  работы будут отвечать специалисты  бухгалтерской службы. Но в целом, взаимодействие двух систем учета нерационально  уже потому, что реализация этого  варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.  
 
 
 

     3.2. Модель взаимодействия налогового и бухгалтерского учета 

     В мировой теории и практике выделяются две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета.

     Первая  модель называемая «континентальная» («европейская») предполагает практически полное совпадение бухгалтерского и налогового учета, количество корректировок минимально.

     Англосаксонская (американская) модель предусматривает сосуществование как бухгалтерского, так и налогового учета. В то же время налоговый учет не исключает ведение бухгалтерского учета, а использует последний в фискальных целях наряду с чисто налоговыми методами.

     Исходя, из предложенных моделей, бухгалтерский  учет может выполнять функцию  налогового учета в широком смысле слова. Напротив, налоговый учет в  узком смысле слова представляет собой налоговый учет «в чистом виде», то есть выступает в качестве самостоятельной  информационной системы.

     В отечественной теории и практике существует следующие модели удовлетворения государства как пользователя информации об объектах налогообложения, различающиеся  по степени самостоятельности по отношению к системе бухгалтерского учета.

     Первая  модель своей основой имеет бухгалтерскую информационную систему, корректировку показателей бухгалтерского учета не предусматривает - это так называемый «бухгалтерский налоговый учет». Общеизвестным примером данной модели служит налог на имущество организаций, инструкция по исчислению которого содержит перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым представляют собой налоговую базу.

     Вторая  модель - «смешанный налоговый учет» - представляет формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относится с 1995 года (с момента принятия Правительством РФ Постановления от 1 июля 1995 года № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли») налог на прибыль организаций.

     Третья  модель (налоговый учет в «чистом виде» или абсолютный налоговый учет) предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета. Эта модель применяется с 1 января 2002 года для расчета обязательств по налогу на прибыль.

     Модель  абсолютного налогового учета применяется  как налогоплательщиками, для которых  не предусмотрено отдельное ведение  бухгалтерского учета (субъекты малого предпринимательства, применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, постоянные представительства  иностранных юридических лиц, физические лица), так и налогоплательщиками, обязанными вести бухгалтерский  учет, в части НДС, различного рода пошлин и сборов.

     В настоящий момент применение абсолютного  налогового учета в целом имеет  следующие объективные основания: либо отсутствие обязанности ведения  бухгалтерского учета у налогоплательщика, либо отсутствие необходимости ведения  бухгалтерского учета для исчисления налогов, сборов и пошлин.

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет