Федеральные налоги с организаций и их значение для бюджетной и налоговой систем России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений федеральные налоги с организаций являются одним из важнейших экономических регуляторов, обеспечивают наполнение бюджетов для реализаций функций государства.

Целью работы является определение экономической сущности федеральных налогов с организаций, их роли и значения для бюджетной и налоговой систем, тенденций развития федеральных налогов с организаций в России.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность федеральных налогов с организаций

2. Роль и значение федеральных налогов с организаций для бюджетной и налоговой систем

3. Тенденции развития федеральных налогов с организаций в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

      Индивидуальная  безвозмездность федеральных налогов с организаций означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие. В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника - определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Таким образом, тот или иной налогоплательщик не может и не должен рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства. Выполнение же государством своих функциональных обязанностей не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды.

      Законность  федеральных налогов с организаций  означает, что их установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом.

      Как и иные налоги, федеральные налоги с организаций уплачиваются в  целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства.

      В составе федеральных налогов  с организаций присутствуют так  же и сборы, понятие которых необходимо отличать от налогов. Особенность сборов состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий. Так, обязанность по уплате сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов возникает в случае выдачи разрешения (лицензии) на пользование объектами.

      Двумя характерными признаками сбора являются его обязательность и совершение соответствующими органами в отношении налогоплательщика юридически значимых действий, в данном случае – выдачи разрешения. Сбор, в отличие от других федеральных налогов с организаций, не носит индивидуально безвозмездный характер, не используется в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов.

      Нередко определение налога увязывается  с его зачислением в бюджеты  соответствующего уровня или во внебюджетные государственные социальные фонды. Думается, что этого делать не нужно по следующим основаниям. Во-первых, сущность налога не зависит от того, куда он зачисляется. Во-вторых, понятие налога - категория объективная и она не может изменяться в зависимости от того, куда субъективная воля законодателя направит налог для реализации присущих ему функций. Тем более что названия фондов и направления зачисления налога могут меняться. Государство в лице законодательной власти может зачислять налог и в другие внебюджетные фонды, необходимость в образовании которых может возникнуть. Таким образом, суммы поступлений федеральных налогов с организаций зачисляются как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ, и местные бюджеты (государственная пошлина).

      Экономическая сущность федеральных налогов с организаций также проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функции федеральных налогов с организаций представляют собой формы движения налогов как финансовой категории.

      В настоящее время в экономической  науке нет единой, устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  функций федеральными налогами с  организаций. В данной курсовой работе представлена классификация федеральных налогов с организаций, предлагаемая Черником Д.Г.

      Фискальная функция федеральных налогов с организаций носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами бюджета государства.

      Регулирующая  функция  федеральных налогов с организаций позволяет стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

      Так, НДС как наиболее значительный косвенный  налог выполняет две взаимодополняющие  функции: фискальную и регулирующую. Первая, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

      Наиболее  тесно с фискальной связана распределительная  функция, суть которой заключается в том, что с помощью федеральных налогов с организаций через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые.

      При определении экономической сущности федеральных налогов с организаций необходимо их отнесение к группе прямых или косвенных налогов. В правоотношения по поводу взимания прямых налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик. Величина прямых налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика.

      В правоотношения по поводу взимания косвенных  налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик  как посредник между ними. При этом косвенные налоги имеют объектом обложения обороты по реализации товаров (работ, услуг).

      В частности, при разделении федеральных  налогов с организаций на прямые и косвенные, при этом к группе прямых налогов относятся следующие:

      а) налог на прибыль организаций, объектом обложения которого является прибыль, полученная налогоплательщиком;

      б) налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый исходя из объема добытых полезных ископаемых из недр на территории РФ или территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.

     К числу федеральных косвенных  налогов с организаций относятся налог на добавленную стоимость и акцизы, которые включаются в цену товара. Сегодня в России косвенные налоги составляют значительный источник доходов бюджета. Их популярность объясняется еще и тем, что эти налоги достаточно легко собирать, если предприниматели не переведут свою деятельность в теневой сектор экономики.

      Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

      1. Федеральные налоги с организаций представляют собой обязательные платежи юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства, поступления от которых зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов с организаций, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.

      2. Федеральные налоги с организаций создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных бюджетов.

      3. Федеральным налогам с организаций  присущи такие признаки, как императивность, индивидуальная безвозмездность,  законность, уплата налогов в  целях финансового обеспечения деятельности государства, относительная регулярность.

      4. Экономическая сущность федеральных налогов с организаций также проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Федеральным налогам с организаций присущи следующие функции: фискальная, распределительная и контрольная.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Роль и значение федеральных налогов с организаций для бюджетной и налоговой систем 

     Современные бюджетные системы включают бюджеты  центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. Источники и структура доходов бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством, предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования основного финансового фонда страны - государственного бюджета.

     Формой  проявления этих экономических отношений  служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

     Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, поскольку последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, образуются за счет закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.

      Структура российской налоговой системы предполагает поступление налогов и сборов в федеральный, региональные и местные бюджеты.

      В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет около 85 %.

      К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.

      Основное  место в Российской налоговой  системе занимают именно федеральные налоги с организаций, косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

     Структура доходной части федерального бюджета Российской Федерации представлена в Приложении 1.

      Для определения роли и значения федеральных налогов с организаций в бюджетной и налоговой системах РФ рассмотрим структуру поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет за 2008-2010 годы, представленную в Таблице 2.1. 

      Таблица 2.1.

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет  Российской Федерации в 2008-2010 гг.
       млрд. рублей
  2008 год 2009 год 2010 год в % к 2008 году в % к 2009 году
Всего поступило в консолидированный  бюджет Российской Федерации 7 948,9 6 288,3 7 695,8 96,8 122,4
  в том числе:          
  в федеральный бюджет 3 571,9 2 502,6 3 207,2 89,8 128,2
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 4 377,0 3 785,7 4 488,6 102,5 118,6
  из них:          
Налог на прибыль организаций 2 513,0 1 264,4 1 774,4 70,6 140,3
  в федеральный бюджет 761,1 195,4 255,0 33,5 130,5
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 751,9 1 069,0 1 519,4 86,7 142,1
Налог на доходы физических лиц           
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 665,6 1 665,0 1 789,6 107,4 107,5
Налог на добавленную стоимость          
  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации 998,4 1 176,6 1 328,7 133,1 112,9
  на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации  40,3 30,6 55,2 137,1 180,5
    Продолжение таблицы 2.1
  2008 год 2009 год 2010 год в % к 2008 году в % к 2009 году
Акцизы 314,7 327,4 441,4 140,3 134,8
  в федеральный бюджет 125,2 81,7 113,9 90,9 139,4
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 189,4 245,7 327,5 172,9 133,3
  из них:           
на  спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию 5,6 4,3 4,8 84,6 111,6
  в федеральный бюджет 2,9 2,2 2,5 86,3 112,9
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 2,8 2,1 2,3 82,8 110,1
на  табачную продукцию 63,8 78,3 106,3 166,7 135,9
  в федеральный бюджет 63,8 78,3 106,3 166,7 135,9
акцизы  на нефтепродукты 138,5 145,6 166,4 120,2 114,3
  в федеральный бюджет 55,4 0,0 0,0 0,0 Х
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 83,1 145,6 166,4 200,3 114,3
акцизы  на пиво 29,0 30,3 82,0 282,6 271,0
  в консолидированные бюджеты субъектов РФ 29,0 30,3 82,0 282,6 271,0
акцизы  на алкогольную продукцию (за исключением  вин) 69,9 63,2 70,6 101,0 111,7
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 69,9 63,2 70,6 101,0 111,7
Налоги  и сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами 1 742,6 1 080,9 1 440,8 82,7 133,3
  в федеральный бюджет 1 637,5 1 006,3 1 408,3 86,0 140,0
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 105,1 74,7 32,4 30,9 43,4
  в том числе:           
налог на добычу полезных ископаемых 1 708,0 1 053,8 1 406,3 82,3 133,4
  в федеральный бюджет 1 604,7 981,5 1 376,6 85,8 140,3
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 103,4 72,3 29,7 28,7 41,0
из  него нефть: 1 571,6 934,3 1 266,8 80,6 135,6
  в федеральный бюджет 1 493,0 887,6 1 266,8 84,9 142,7
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 78,6 46,7 0,0 0,0 0,0
газа  горючего природного из всех видов  месторождений    углеводородного  сырья 90,5 75,0 85,1 94,0 113,4
  в федеральный бюджет 90,5 75,0 85,1 94,0 113,4
газового  конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья 8,8 6,9 9,4 106,3 135,8
  в федеральный бюджет 8,4 6,6 9,4 111,9 142,9
  в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 0,4 0,3 0,0 0,0 0,0

Информация о работе Федеральные налоги с организаций и их значение для бюджетной и налоговой систем России