Федеральные налоги с организаций и их значение для бюджетной и налоговой систем России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений федеральные налоги с организаций являются одним из важнейших экономических регуляторов, обеспечивают наполнение бюджетов для реализаций функций государства.

Целью работы является определение экономической сущности федеральных налогов с организаций, их роли и значения для бюджетной и налоговой систем, тенденций развития федеральных налогов с организаций в России.

Содержание

Введение

1. Экономическая сущность федеральных налогов с организаций

2. Роль и значение федеральных налогов с организаций для бюджетной и налоговой систем

3. Тенденции развития федеральных налогов с организаций в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 280.50 Кб (Скачать)
 

      Всего в 2010 году в федеральный бюджет поступило 3 207,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления ниже на 10%.

      Снижение  поступлений федеральных налогов с организаций в 2010 году относительно уровня 2008 года обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл.баррель; 2010 год – 77 долл.баррель; справочно: цена на нефть в 2009 году – 58 долл. баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

      Как в 2008, так и в 2009 годах основная масса налоговых доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями именно федеральных налогов с организаций: НДС, налога на добычу полезных ископаемых, ЕСН и налога на прибыль.

      Наиболее  весомыми поступлениями в общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета в 2010 году стали поступления налога на добычу полезных ископаемых - 43%, НДС - 41% и налога на прибыль 8%.

      Динамика  поступлений основных налогов в  федеральный бюджет в 2008-2010 годах приведена в Приложении 2.

      Поступления налога на прибыль организаций в  2010 году составили 255,0 млрд. рублей, что на 31% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года – меньше в 3 раза. Поступления налога в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей, что на  18,7% больше поступлений в 2007 году. В 2009 году поступления составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

      Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

      Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.

      Поступления единого социального налога в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%. В 2009 поступления году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%. С 2010 года налог отменен.

      Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза. В 2009 году поступления составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

      Поступления по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет в 2010 году составили 113,9 млрд. рублей и выросли относительно 2009 года на 39%, а относительно уровня 2008 года – снизились на 9 процентов.

      Снижение  поступлений по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет обусловлено  изменением законодательства в части  акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

     Налога  на добычу полезных ископаемых в  2010 года поступило 1 376,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 266,8 млрд. рублей, газа горючего природного – 85,1 млрд. рублей, газового конденсата – 9 млрд. рублей.

      По  сравнению с 2009 годом поступления  НДПИ выросли на 40%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 57,8$ в декабре 2008 года - ноябре 2009 года до 76,7$ в декабре 2009 года - ноябре 2010 года, или в 1,3 раза), а относительно уровня 2008 года – ниже на 14%.

      Роль  федеральных налогов с организаций в формировании бюджета представим графически на примере структуры доходной части бюджета Российской Федерации на 2010 г. в Приложении 3.

     Следует отметить, что в 2010-2011 годах прогнозируется более 85% поступлений доходов федерального бюджета за счет формирования трех основных источников, федеральных налогов с организаций:

     а) налога на прибыль организации;

     б) НДС;

     в) налога на добычу полезных ископаемых.

     Роль  и значение федеральных налогов с организаций на региональном уровне рассмотрим на примере Республики Татарстан.

     По  объемам налоговых поступлений  Республика Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном  округе, обеспечивая 18% всех поступлений.

     В общем поступлении налоговых платежей удельный вес федерального бюджета составляет 51,7%, консолидированного бюджета Республики Татарстан – 48,3%.

      Структура налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан за 2008-2010 годы представлена в Таблице 2.2.

          Таблица 2.2
Структура налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан

за 2008-2010 годы

             
Наименование  показателя 2008 год 2009 год 2010 год
млн. руб. уд. вес млн. руб. уд. вес млн. руб. уд. вес
Доходы - всего в том числе: 87 290 100 114 805 100 117 121 100,00
Налоговые и неналоговые доходы 72 846 83,45 89 817 78,23 67 892 57,97
Налоги  на прибыль, доходы 45 417 52,03 59 192 51,56 43 174 36,86
в том числе:            
налог на прибыль организаций 29 873 34,22 39 560 34,46 24 636 21,03
налог на доходы физических лиц 15 544 17,81 19 631 17,10 18 537 15,83
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации 5 643 6,46 6 008 5,23 7 056 6,02
в том числе:            
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 5 643 6,46 6 008 5,23 7 056 6,02
    Продолжение таблицы 2.2
Наименование  показателя 2008 год 2009 год 2010 год
  млн. руб. уд. вес млн. руб. уд. вес млн. руб. уд. вес
в том числе:            
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 1 747 2,00 1 583 1,38 0 0,00
Налоги  на имущество 7 393 8,47 8 839 7,70 9 996 8,53
в том числе:            
налог на имущество организаций 6 194 7,10 7 360 6,41 8 713 7,44
транспортный налог 1 146 1,31 1 433 1,25 1 269 1,08
налог на игорный бизнес 52 0,06 45 0,04 13 0,01
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 3 565 4,08 5 137 4,47 3 154 2,69
в том числе:            
налог на добычу полезных ископаемых 3 564 4,08 5 136 4,47 3 152 2,69
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,65 0,00 0,70 0,00 1,2 0,00
Государственная пошлина 0,20 0,00 11,00 0,01 24 0,02
 

       Таким образом, наибольший суммарный удельный вес в налоговых доходах бюджета Республики Татарстан занимают федеральные налоги с организаций, а именно: на налог на прибыль организаций и акцизы.

      Поступления налога на прибыль организаций в 2009 году составили 39,560 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом возросли на 32%.  В 2010 году поступления составили 24,63 млрд. рублей и по сравнению с 2009 годом снизились на 38%.

      Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в бюджет РТ. Изменения были введены Законом РТ «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков от 02.08.2008 г.» №53-ФЗ.

      Поступления по группе акцизов в бюджет РТ составили в 2009 году 6 млрд. рублей и выросли относительно 2008 года на 6,5%. В 2010 году поступления составили 7 млрд. рублей и увеличились относительно 2009 года на 17,4%.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что значение федеральных налогов в бюджетной и налоговой системах велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета и более 90% налоговых поступлений в федеральном бюджете. Наибольший удельный вес в структуре федерального бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на прибыль организаций и акцизы. По республике Татарстан федеральные налоги с организаций составляют 30% в доходах регионального бюджета и более 50% налоговых доходов бюджета республики Татарстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Тенденции развития федеральных налогов с организаций в Российской Федерации 

     При переходе к рынку российская налоговая  система прошла несколько этапов развития и в настоящее время еще не является устоявшейся.

     В развитии российской налоговой системы Черник выделяет следующую укрупненную классификацию этапов современной налоговой реформы:

     а) первый этап (1990—1991 годы) — начальный, или подготовительный: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах;

     б) второй этап (1991 — 1998 годы) — становление налоговой системы;

     в) третий этап (1999—2000 годы) — вступление в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): определение общих принципов налогообложения;

     г) четвертый этап (2001 год — настоящее время) — вступление в действие части второй Налогового кодекса РФ: отработка отдельных налогов.

     Рассмотрим  тенденции развития федеральных  налогов с организаций в рамках данных этапов становления российской налоговой системы.

     При становлении самостоятельной налоговой системы РФ Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», введенным в действие с 1 января 1992 года, устанавливались следующие виды федеральных налогов с организаций:

      а) налог на добавленную стоимость;

      б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

      в) налог на доходы банков;

      г) налог на доходы от страховой деятельности;

      д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

      е) налог на операции с ценными бумагами;

      ж) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

      з) платежи за пользование природными ресурсами;

      и) подоходный налог (налог на прибыль с предприятий);

      к) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

      л) гербовый сбор;

      м) государственная пошлина;

      н) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

      Впоследствии  в начале 1990-х годов были отменены налог на доходы банков и налог на доходы от страховой деятельности. Гербовый сбор как самостоятельный вид платежа не использовался — осуществлялось взимание государственной пошлины.

      С 1994 года Указом Президента были введены новые федеральные налоги, впоследствии отмененные:

      - специальный налог с предприятия,  учреждений и организаций для  финансовой поддержки важнейших  отраслей народного хозяйства  РФ и обеспечения устойчивой работы этих отраслей;

Информация о работе Федеральные налоги с организаций и их значение для бюджетной и налоговой систем России