Государственные и местные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

История налогов насчитывает тысячелетия. Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех, или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной Росси, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 133.05 Кб (Скачать)

      налоговая система так или  иначе объективно отражает соотношение  классовых и групповых  интересов, социальных сил,  а также  их расстановку.  
 

      2. Функции налогообложения. 

      В рыночной экономике налоги выполняют  столь важнyю роль, что можно  с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей  налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  невозможна.

      Рассматривая  современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют  следующие основные функции:

    • фискальную;
    • регулирующую;
    • распределительную (социальную);
    • контрольную;
    • поощрительную.

      Сложность выделить из перечисленных функций  главную, поскольку все они тесно  взаимосвязаны. Остановимся на них  более подробно.    

      Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных программ.

      Отвечая на вопрос: “Какая же из перечисленных  функций главная?”,  некоторые  называют – регулирующую. Налогам действительно принадлежит решающая  роль  в формировании  доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так. Но государственный бюджет можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от  прибыли в бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. Рыночная экономика в развитых  странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире,  не  регулируемую  государством, невозможно.  Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д.  Здесь возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

      Госyдарственное  регyлирование осyществляется в  двyх основных направлениях:

   - регyлирование  рыночных,  товарно-денежных  отношений.  Оно состоит главным  образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка  законов, нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действyющих на  рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.  К ним относятся законы, постановления,  инстрyкции госyдарственных органов,  регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покyпателей, деятельность  банков,  товарных и фондовых  бирж, а также бирж трyда, торговых  домов,  yстанавливающие порядок  проведения аyкционов, ярмарок,  правила обращения ценных бyмаг  и т.п. Это направление госyдарственного  регулирования  рынка  непосредственно  с налогами не связано;

   - регyлирование развития народного  хозяйства,  общественного производства  в yсловиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действyющим  в обществе,  является  закон стоимости. Здесь речь  идет  главным  образом  о   финансово-экономических методах   воздействия  госyдарства  на  интересы  людей, предпринимателей  с целью направления их деятельности  в  нyжном, выгодном обществy  направлении.

      По  мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса (1883—1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно  для регулирования экономических  отношений. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта  налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную  подфункции налогообложения.

      Стимулирующая подфункция направлена на поддержку  развития тех или иных экономических  процессов. Она реализуется через  систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения  предоставляет широкий набор  налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

      Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических  процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской  экономической политики. Это проявляется  через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена  ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

      Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

      По  мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе, — они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое  стабилизирующее значение, когда  влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только путем перераспределения налоговой  тяжести между плательщиками, что  непосредственно требует учета  регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной  основы: налог существует для получения  средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими  соображениями, а повышенное налогообложение  игорного и алкогольного бизнеса  обусловлено платежеспособностью, а не запретительными мерами.

      Представляется  очевидным, что значение налоговых  механизмов в регулировании и  управлении экономикой государства  все-таки преувеличено. По мнению некоторых  общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором  всех финансово-экономических процессов  в обществе. Однако развитие тех  или иных экономических процессов  в обществе подчиняется своим  закономерностям, в которых налогам  отведено довольно скромное место.

      В этой связи можно согласиться  с одним из ведущих специалистов Аудиторской фирмы “Финансовые  и налоговые консультации” (ФБК)      С. Пепеляевым, по мнению которого налог  в современных условиях устанавливается  для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое  на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять  регулирующие функции, не преследуя  финансовой цели, то они перестают  выступать налогами в строгом  смысле слова.

      Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредовано, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы.

      Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот “суперльготный” режим не стал основой для прогресса и  процветания отечественного аграрного  сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических  факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

      Тем не менее в ряде случаев наличие  налоговых льгот может послужить  дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

      В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и  непосредственно при дестимулирующем  налоговом подходе. Истинность крылатого  выражения “все, что облагается налогом, убывает” не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени  практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского  крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько  лет. А уже в наше время, после  введения 70%-ного налога на прибыль  от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету.

      Кроме того, дестимулирование импорта путем  установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

      С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее  благоприятные и конкурентоспособные  условия для определенных деловых  сфер. Но нельзя забывать, что при  этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального  значения некоторых производств  недопустима, так как в противном  случае неизбежно нарушается свобода  конкуренции и принцип справедливости.

      Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

      Посредством  налогов  в  госyдарственном бюджете  концентрирyются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых  программ - наyчно-технических, экономических  и др. С помощью налогов госyдарство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие  производственной  и  социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками  окyпаемости затрат: железные дороги и  автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  Распределительная фyнкция  налоговой  системы носит ярко выраженный социальный характер. Это  достигается пyтем yстановления прогрессивных  ставок  налогообложения,   направления   значительной части бюджета  средств  на социальные нyжды населения,  полного  или частичного освобождения от налогов  граждан,  нyждающихся  в социальной защите.

      В некоторых социально-ориентированных  странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату  высокодоходной части населения  менее доходной за социальную стабильность.

      Раскроем  контрольную функцию налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потеками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

      Как отмечает Е. Покачалова. порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой  Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако поощрительная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. 

   Для характеристики налога необходимо выделить те  специфические юридические  признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования  как правового явления. Выделяют следующие присущи только налогам  черты.  

  1. Налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства при внесение налоговых платежей.
  2. Установление налога, а также взимание осуществляются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
  3. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.  
  4. Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена.
  5. Существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов. В общем же плане безвозмездность означает, что денежные средства, уплачиваемые в качестве налога, переходят в государственный бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика.

   Обязательства по уплате налога являются односторонними, и в налоговых правоотношениях  существует только одна обязанная сторона  — налогоплательщик - Государство, получая в бюджет налоги и налоговые  платежи, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в  его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав. 

6) Налоги  — это абстрактные платежи,  которые при внесении их в  бюджет   не имеют целевого  назначения.

Признак абстрактного налогового взимания основан на бюджетно-правовом принципе запрета на индивидуализацию (специализацию) бюджетных доходов. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Иными  словами, совершение государственных  расходов не должно быть обусловлено  поступлением отдельных налоговых  платежей. Данный принцип выводится  из базового положения финансового  права о всеобщности и единстве бюджета. Единый бюджет предупреждает  возникновение тесной связи между  определенными видами государственных  расходов и налоговых доходов, которая  могла бы привести к ранжированию государственных расходов и соответственно их финансированию по “остаточному принципу”.

Информация о работе Государственные и местные налоги