История развития налоговой системы на Дону

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Слово «налог» означает устанавливаемый государством обязательный сбор, который уплачивают предприятия, организации, учреждения, население. Из налогов формируется бюджет – государственная казна. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государство в мире: аппарат управления, армия, суды, милиция, другие государственные структуры, учреждения науки, культуры, здравоохранения не занятые в сфере производства материальных благ, но выполняющие важнейшие для жизни общества функции, содержатся, в основном, именно за счет государственных средств.

Работа содержит 1 файл

1 часть История вариант про Донскую землю.docx

— 61.98 Кб (Скачать)

     Прибыльщики хорошо послужили своему государю. Новые налоги, как из худого решета, сыпались на голову русских плательщиков.

     Однако  к концу царствования Петра стало  ясно, что множество мелких налогов  дают мизерный финансовый результат, а, кроме того, возбуждают в народе волнения и недовольство. Так, из запланированных 2148 рублей 87 копеек налогов на бороду было собрано всего 297 рублей 20 копеек. В результате казне пришлось умерить свои аппетиты, и в 1724 году Петр лично отменил часть этих мелких сборов.

     Петр  I сыграл огромную роль в развитии Донского края. Им были предприняты усилия по выходу к Азовскому и Черному морям. Возникшие в результате Азовских походов на южном рубеже  России крепости становились оплотом страны и позволяли развивать экономику. Петр понимал, что развитие торговли, в том числе и внешней, позволит существенно пополнить казну. 

     Науку облагать налогом

     Примерно в это же время на Западе начинает складываться научная теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А.Смит. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он писал: «Поданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом и содействует подкупности того разряда людей, которые и без этого не пользуются популярностью, даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

     Главные выводы, к которым пришли теоретики  налогообложения, заключались в  том, что налоговая система должна строиться на принципах:

  • справедливости, утверждающей всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходами;
  • экономии, основанной на рационализации системы налогообложения;
  • определенности, требующей, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

     Петр  I хорошо понимал необходимость реформирования финансовой системы, в том числе, и системы налогообложения. Он остро нуждался в создании надежных и эффективно работающих налоговых органов. Но, только одержав свои главные военные победы, Петр решил ввести в России «порядочное» и «регулярное» налоговое управление.

     К 1701 году Петр выделил из приказа  Большой казны (главного финансового  управления) новое ведомство, ведающее налогами – Ратушу.

     Однако  Ратуша ненамного улучшила положение дел, так как с ней не было связано создание каких-либо новых источников дохода. Впрочем, не был ликвидирован ни один из прежних источников. Все перемены свелись к некоторым перемещениям мест взимания сборов, а также к изменениям в области налоговой администрации.

     В первые годы после учреждения Ратуши ее средства расходовались довольно беспорядочно. В 1703 году, например, были израсходованы не только текущие  поступления, но и оборотный капитал.

     Для наведения порядка Петр I направил в Ратушу своего человека – обер-инспектора Курбатова. На некоторое время деятельность Ратуши улучшилась, но стоило появиться дополнительным деньгам, как они были потрачены на различные нужды государства. Главная опора бюджета опять рухнула. Со временем Петр понял, что необходимые суммы можно получать из оброчных сборов, соляной выручки, продажи русских товаров за границу. Эти средства и стали основой нового бюджета. Его дефицит правительство покрывало новым налогом, разделив сумму дефицита на число дворов и государств. Таков был основной смысл финансовой реорганизации на первом этапе петровских преобразований.

     В 1708-1711 годах Петр проводит реформу  власти, учреждая, губернаторство с  военной и финансовой компетенцией. По мнению царя, новое устройство должно было иметь двойственное значение.

     Во-первых, усиливались налоговые органы в  губерниях, во-вторых, это позволяло  лучше контролировать сборы, концентрировать  их для конкретных целей и, прежде всего, для покрытия военных расходов.

     Дальнейший  этап преобразований был связан с  учреждением коллегий – прообразом нынешних министерств. Создание коллегий позволило заполнить огромный пробел в государственном управлении, из-за которого сенат был завален мелкими  делами, поступавшими сюда из губерний и от частных лиц. Теперь сенат  получал возможность заниматься важнейшими вопросами государственного управления, а все дела стали разбиваться  по коллегиям.

     В 1715 году Петр утвердил регламент двух финансовых коллегий: камер-коллегии и  штатс-коллегия.

     На  штатс-коллегию возлагался надзор за всеми  государственными расходами по следующим  разделам: двор, кабинетная сумма, штат коллегий, штат всех высших и низших судов, гвардия и пехота, кавалерия, артиллерия, фортификация, генералитет, адмиралтейство, губернское или провинциальное управление, церковь, просвещение, благотворительность, общественные постройки, медицина,  дипломатия.

     Составив  по этим разделам смету,  штатс-коллегия вычисляла, какой расход придется по всем разделам на каждую провинцию, и  сравнивала этот расход с доходами провинции. Недостаток сбора в одной  провинции штатс-коллегия покрывала  излишками бюджетных средств из другой. Все излишки собирались в столице и расходовались на государственные нужды.

      

     Реформа приносит результат

     В целом реформа налоговой системы, включая введение прогрессивной  и эффективной для того времени  подушной подати, стала давать положительные  результаты только после смерти первого  русского императора.

     В годы царствования Екатерины I (1725-1727), которая всячески стремилась демонстрировать заботу о своих поданных, делались попытки отступить от основ петровской податной системы. Послепетровские деятели, явно «подпевая» императрице, открыто писали о «тягости и скудости крестьянской», об их «несносном отягощении», приводящем к крайней нищете, бегству, повышению смертности населения.

     Главной причиной разорения людей при  этом называлось введение подушной подати. Некоторые придворные сановники  считали, что подушная подать тяжелее  подворной еще и потому, что  из обложения подушной податью не исключались беглые крепостные, взятые в рекруты, умершие и другие выбывшие, а также нетрудоспособные (старики, больные, младенцы).

     В 1725 году из 3780 тысяч рублей, истраченных  на содержание армии, 3456 тысяч рублей, или 91,4% дал собранный подушный налог. За две трети 1726 года в государственную казну поступило 85,7% от планируемой общей суммы подушного налога. Факты свидетельствовали не в пользу противников этого вида налога, и 8 февраля 1727 года Верховным тайным советом было принято постановление об окончательном утверждении подушной  системы сбора податей.

     В последующие годы в России обнаруживается стремление улучшить механизм государственного хозяйства, делается попытка упрощения финансовой системы. Уничтожается целый ряд мелких сборов, устанавливается сбор в 1% с купеческих капиталов.

     Но  еще быстрее, чем доходы, растут расходы  государства из-за целого ряда войн, увеличения числа чиновников. Для  удовлетворения растущих расходов увеличиваются  подушная и оборочная подать, питейный и соляной сборы, пошлины, вводится ряд новых налогов. 

     Важнейшее государственное  дело

     Попытки обосновать уплату налогов населением как важнейшее государственное  дело были предприняты позже –  во времена правления Екатерины  II Великой (1762-1796 годы).

     В книге И.И.Фельбигера «О должностях человека и гражданина», изданной по высочайшему повелению Екатерины  II для народных городских училищ, говорилось: «Поданные должны доброхотно платить дани, потому что они от того пользу имеют. Сии подати налагаются на каждого по мере государственных надобностей. Те поданные, коих государь для сбора податей определит, должны с великой верностью по данному предписанию поступать, ни от кого, кто должен платить, более положенного не требовать, а из собранного ничего себе не удерживать, а все честно в надлежащее место отдавать».

     При Екатерине II впервые в России выпускаются бумажные деньги, делаются внешние займы и заимствования из казенных кредитных учреждений. Государственный кредит становится постоянной составной частью финансового хозяйства.

     Идет  преобразование системы управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах. В  следующем году она разделилась  на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взысканием недоимок, недоборов, недочетов.

     Прямые  налоги в России в это время  играли второстепенную роль по сравнению  с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось св 1763 г. 5667 тысяч  рублей, или около 30% всех доходов, а  в 1796 г.- 24721 тысяча рублей, или 33% доходов. Очень незначительные суммы приносили  подворные подати и промысловый  налог. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% в 1796г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. За 34 года правления императрицы  государственные доходы возросли с 16497381 рубля в 1763 г. до 68597459 рублей в 1796 г., то есть увеличились более чем в четыре раза.

     Развитие  получают бюджеты городов, где все  большую роль начинают играть налоги содержателей перевозов, рыбных ловель, лодок, за запись в городскую обывательскую  книгу и другие.

     На  царствование Павла I приходится время основания налоговой службы на территории Донского края.

     В силу различных исторических причин земля Войска Донского по отношению  к большинству других территорий России пользовалась особым правовым статусом, а до начала XVIII являлась автономной административной единицей.

     После казачьих бунтов в начале  XVIII века Петр I ликвидировал автономию Донского Войска, но казаки, служившие в регулярных воинских частях, были освобождены от всех казенных «податей» - государственных налогов. Жители области Войска Донского не платили подушных податей, беспошлинно торговали, использовали земельный фонд и его недра, речные  и лесные ресурсы. Ежегодно на Дон мигрировало множество крестьян из Центральной России. Их тянули сюда вольная «безналоговая» жизнь, богатая земля, теплый климат.

     Стремление  царского правительства подчинить  казачество своему влиянию встречало  на Дону мощное сопротивление, наиболее известными предводителями которого были Степан Разин и Кондратий Булавин.

     К середине XVIII столетия «беглых» крестьян стали принимать в казаки, продолжая использовать как дешевую рабочую силу.

     С целью узаконить такое положение вещей на Дону была проведена ревизия местного населения, после чего факт проживания представителей «подлого» (подлежащего налогообложению), сословия приобрел в землях Войска Донского официальную форму.

     Царское Правительство принудило местную  администрацию взимать у войсковых  старшин и станичных сообществ  подати за каждого землепашца, записанного  за ними. Однако донское правительство  – Войсковая канцелярия – было завалено множеством дел и не справлялись  со сбором налогов. В августе 1800 года войсковым атаманом и войсковым  прокурором был составлен доклад о переустройстве администрации  края. В частности, предлагалось создать  при Войсковой канцелярии учреждение, специализирующееся на взимании налогов  с местного податного населения. 

     Доброхотная обязанность

     В Манифесте Александра I «Об учреждении Министерств», вышедшем в 1802 году, была определена должность Министра финансов. Его главными задачами были управление государственным имуществом, т.е. прибыток дохода и распределение по разным частям государственных расходов.

     В 1811 году управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми  источниками доходов. Государственный  контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

     Граф  Егор Францевич  Канкрин – Министр  финансов (1823-1824) при Александре I и при Николае I – упорядочил финансовую систему России, включая введение «правильного», то есть четко организованного и систематизированного налогообложения.

Информация о работе История развития налоговой системы на Дону