История развития налоговой системы на Дону

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Слово «налог» означает устанавливаемый государством обязательный сбор, который уплачивают предприятия, организации, учреждения, население. Из налогов формируется бюджет – государственная казна. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государство в мире: аппарат управления, армия, суды, милиция, другие государственные структуры, учреждения науки, культуры, здравоохранения не занятые в сфере производства материальных благ, но выполняющие важнейшие для жизни общества функции, содержатся, в основном, именно за счет государственных средств.

Работа содержит 1 файл

1 часть История вариант про Донскую землю.docx

— 61.98 Кб (Скачать)

     Война в Европе с Наполеоном в начале  XIX века требовала от России огромных расходов. В это время крупный государственный деятель М.М.Сперанский разработал программу финансовых преобразований, построенной на принципе «государственные расходы должны соответствовать доходам». Внедренные им основные правила расходования государственных средств до сих пор не потеряли своей актуальности.

     Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому  никакой новый расход не может  быть назначен прежде, чем найден соразмерный  ему источник дохода.

     Расходы должны разделяться:

  • по ведомствам;
  • по степени нужды в них – необходимые, полезные, избыточные, излишние, бесполезные. Последние не должны допускаться вовсе;
  • по территории – общегосударственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома правительства, потому что правительство должно знать все, что собирается с народа;
  • по назначению – обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
  • по степеням постоянства – стабильные и меняющиеся.

     На  протяжении XIX века в России главным источником бюджета оставались прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось ревизскими переписями.

     С 1863 г. горожане вместо подушной подати, отмена которой началась в 1822 г., стали  уплачивать налог с городских  строений. На втором месте по значимости среди прямых налогов был оброк, то есть плата казенных (государственных) крестьян за пользование землей. Величина оброка зависела от качества земли  и территорий.

     В 1870 году  с учетом опыта земской  реформы было разработано Городовое  положение,  которым определялись бюджетные права городского самоуправления.

     В Ростове и Нахичевани-на-Дону как  торгово-промышленных центрах Городовое  положение было введено в 1871-1872 г.г. Для взимания налогов в Ростове  и Нахичевани были введены Податные участки и Городские раскладочные по промысловому налогу присутствия, заседавшие при Городской управе.

     Купечество  платило процент с объявленного капитала. Размер капитала записывался  со слов купца «по совести каждого». Кроме того, чтобы открыть торговое или промышленное дело, надо купить патент.

     В связи со строительством в государстве  больших дорог, устройством водных сообщений вводилась надбавка целевого назначения. Так, например, для ускорения  уплаты государственного долга взимался налог, который уплачивали даже дворяне, имевшие высокие доходы. А те из них, кто жил за границей не по делам службы, должны были платить налог вдвое больше.

    Кроме государственных прямых налогов существовали земские (местные) сборы на землю, с фабрик, заводов, торговых заведений.

    В 1831 году подробно расписываются торговые сборы с купцов, в зависимости  от купеческой гильдии и капитала. Меньшие сборы уплачивали торгующие  мещане и крестьяне.

    В апреле 1836 г. были «высочайше утверждены»  новые налоги и сборы для увеличения городских доходов. Вводились следующие  виды налогов:

    С торговых и ремесленных заведений:

  1. с магазинов, лавок, прочих торговых заведений, в жилых домах помещаемых, а также с подворий, винных и овощных лавок;
  2. с постоялых дворов, содержавшихся купцами и мещанами;
  3. с фабрик и заводов по числу на оных рабочих.

    С разных лиц:

  1. с занимающихся извозчичьим промыслом;
  2. с извозчичьих колод.

    Взимались налоги с торговых частных бань, с пивоварен, с провозимых через  таможню товаров. Значительные суммы  из казны тратились на содержание царского двора, для чего было создано  Министерство Императорского Двора. Основными  направлениями его расходов были:

  1. содержание самого императора, наследника, его супруги, детей царя до их совершеннолетия или брака;
  2. содержание других членов царской фамилии;
  3. содержание Егермейстерской конторы (заведовала царской охотой), Конюшеной конторы, Экспедиции церемониальных дел (организация торжеств и балов), Театральной дирекции императорских театров, Гофмейстерской части.

    В последние годы перед турецкой войной 1877г. в финансах России произошли  положительные изменения. Вырос  курс рубля, увеличился золотой запас  в Госбанке. Однако начавшаяся война  потребовала больших расходов, которые, удовлетворялись за счет ведения  новых налогов: на доходы с ценных бумаг, государственный квартирный налог.

    Особенно  значительными были поступления  налогов от производства и торговли алкогольными напитками.

    14 мая 1883 года была отменена подушная  подать: с крестьян снималось  53 миллиона общей суммы налогов.  Эта мера уничтожила последние  следы рабства, давала возможность  экономического  развития сельского хозяйства. 
 

    Россия  перед первой мировой  войной

    В конце XIX экономика России переживает бурный подъем: растет промышленность и финансовый капитализм. В развитии металлургии страна обгоняла европейские страны.

    9 ноября 1906 года был опубликован  указ о начале земельной реформы.  Была сделана ставка на крепких  крестьян-собственников, кулаков  и середняков, развитие кредита,  возможность выхода из крестьянской  общины и единоличного хозяйствования  на земле.

    В 1898 г. было утверждено Положение о  Государственном промысловом налоге. Он просуществовал вплоть до 1917 года. Промысловые  свидетельства должны были выдаваться на каждое промышленное предприятие, торгующее  заведение, пароход. Свидетельство  выдавалось как физическому, так  и юридическому лицу. Этот налог  стимулировал промышленников к получению  максимальной прибыли.

    В конце прошлого века налоговые поступления  обеспечивали более 60% всех расходов. Кроме  этого, 10-15% доходов давали отчисления от прибыли городских предприятий, газет и журналов.

    Одним из самых крупных прямых налогов  был налог с недвижимых имуществ. В 1890 г. этот налог позволил привлечь 2,3 миллиона рублей из 4,14 миллионов  прямых налогов.

    Автором знаменитой финансовой реформы 1895-1897 годов, когда был введен в обращение  твердый рубль, обеспеченный золотом, а доход государства от сбора  налогов ощутимо прогрессировал каждый год, был граф С.Ю.Витте –  министр путей сообщений, министр  финансов (1892-1903).

    В целом перед первой мировой войной финансовое положение в России было устойчивым. Одной из наиболее крупных  статей доходов была винная монополия  – не случайно бюджет царской России называли «пьяным».

    В области Войска Донского введение земства  и изменение налоговой системы  затянулось надолго. Вокруг Ростова  и в его черте располагались  казачьи станицы. Налоговая система  здесь отличалась от общероссийской. С 1882 г. до октября 1917 г. административно-полицейская и хозяйственная власть на Дону сосредотачивалась в руках войскового наказного атамана. Он распоряжался и войсковыми финансами, выделенными из государственного бюджета России в обособленные «войсковые капиталы».

    Основной  статьей в бюджете Дона был  питейный доход. Главными же расходами  являлись затраты на содержание административного  аппарата, на пособия казакам. Часть  налогов носила характер феодальных повинностей. Тяжелым бременем на плечи  населения ложилась почтовая, подворная, дорожная, судебно-мировая, этапно-ссыльная, квартирная, обязательные сельские повинности, являвшиеся разновидностью косвенных налогов.

    Первая  мировая война губительно сказалась  на финансовом положении страны. Резко  возрос выпуск бумажных денег. Для покрытия растущих военных расходов требовалось  систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Для обеспечения  внешних займов Россия тратила свой золотой запас. Накануне войны государство  располагало золотым запасом  в 1,5 миллиарда рублей и специальным  военным фондом на 4 месяца войны.

    Война приняла затяжной характер, что повлияло на экономику и финансов воюющих  стран и для России – в особенности.

    Временное правительство ни при одном из своих лидеров не сумело справиться с экономическими и финансовыми  трудностями. Как известно, при правительстве, А.Ф.Керенского стремительно возрастал  выпуск совершенно обесцененных денег, «керенок», их печатали упрощенно, целыми листами. Современники пишут, что оклеивать  стены «керенками» было дешевле, чем покупать обои. 

Служа государству

           В годы гражданской войны и  иностранной интервенции страна  оказалась на грани экономической катастрофы: народное хозяйство разрушено, предприятия закрыты, сельскохозяйственное производство переживало глубокий кризис. Главную роль в этот период играли не налоговые поступления, а прямая «экспроприация буржуазии»: Советское правительство прибегло к непосредственному изъятию материальных ценностей у производителей, собственников, населения в целом. Началась эпоха «военного коммунизма». Применяемая контрибуция с богатых – обеспечивала 80 процентов пополнения казны. Национализация, натурализация заработной платы и ряд других мер, предпринятых в годы гражданской войны, ликвидировали все местные налоги.

      В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Полностью  был расформирован весь налоговый  аппарат.

      Некоторое оздоровление финансовой системы страны наступило после провозглашения новой экономической политики (НЭП). НЭП дал толчок к развитию предпринимательства, воссоздал рынок, нормальную систему  денег и налоговую систему. Были разрешены свободная торговля, частное  предпринимательство.

      В 1921-23 г.г. были введены акцизы на широкий ряд товаров народного потребления: соль, сахар, керосин, спички, текстиль, чай, кофе, водку и некоторые другие товары. Вместе с тем, всемерно развивалась система прямых налогов: промысловый, подоходно-поимущественный.

        Промысловый налог включал в  себя патентный сбор и налог,  уплачиваемый с суммы хозяйственного  оборота.

      Налог подоходно-поимущественный представлял  собой сумму обложения дохода и имущества. Этим налогом облагались городские жители, имеющие высокие  доходы или большое имущество.

      Налоговая реформа 1930-1932 г.г. положила конец налоговой  системе периода НЭПа. Для государственных  предприятий были установлены два  крупных платежа – налог с  оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система  акцизов. Налоговая система усложнилась  – это выразилось в большом  количестве ставок.

      До  начала Великой Отечественной войны  основным источником формирования доходов  бюджета были платежи из прибыли  государственный предприятий и  платежей населения: налога с оборота, платежей из прибыли, подоходного налога с кооперации, а также – промыслового, сельскохозяйственного налогов, подоходных налогов с частных лиц и с колхозов.

      В предвоенные в стране была осуществлена мобилизация ресурсов народного  хозяйства для проведения ускоренной индустриализации.

      Великая отечественная война прервала мирное хозяйственное культурное развитие Советского Союза; экономика и финансы  страны были подчинены одной цели – победить врага.

      Война потребовала увеличения налоговых  платежей населения. Эта задача решилась через внесение изменений в действующие  налоги и введение новых. Подоходный налог был объединен с культсбором.  Кроме того, увеличилась ставка подоходного налога, который уплачивало сельское население.

      Колоссальный  урон понесла экономика страны. По подсчетам некоторых историков  в СССР войной было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов  и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС, похищены и вывезены за границу  сокровища русской и мировой  культуры. Прямые потери основных и  оборотных фондов страны составили 679 млрд. рублей. 

      Страна  потеряла более одной трети национального  богатства.

Информация о работе История развития налоговой системы на Дону