Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
2. СООТНОШЕНИЕ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по налогам.docx

— 145.57 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Сочинский государственный университет

Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов» 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка 3 курса, гр.09-ЗНН

                  Геденидзе И.А. 

                  Проверила:

                  _______________________

                  _______________________ 
                   
                   
                   
                   

Сочи  – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО  И ОТЕЧЕСТВЕННОГО  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4

2. СООТНОШЕНИЕ ПРЯМЫХ  И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 28 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Очевидно также, что  источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих  «подданных» в виде физических и юридических лиц.

     Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

     Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

     Обоснование налогов как одного из воспроизводственных  факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала ХYIIIв. Э.Сакса, Ж.Б. Сэя и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.

     Любому  государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  правительство собирает со своих  «подданных» в виде физических и юридических лиц.

     Цель  работы – рассмотреть эволюцию зарубежного и отечественного налогообложения, а также проанализировать соотношение прямых и косвенных налогов.

     Структура работы сформирована с учетом цели и задач и состоит из введения, двух разделов и списка литературы. 

 

1. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО  И ОТЕЧЕСТВЕННОГО  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

     Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.) определял налоги как  дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) полагал, что ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им.

     А один из основоположников теории налогообложения  А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что  налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

     Итак, как уже говорилось выше, налоговая  система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних стадиях государственной  организации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

     По  мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.

     Это позволяло концентрировать и  расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

     В то же время в др. мире имелось  и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный  гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

     Многие  же стороны современного государства  зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

     Определение суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление  о своем имущественном состоянии  и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о  доходах.

     В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

     В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые  средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне  Рима, взимались постоянно.

     Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства.

     Они были обязаны платить налоги, что  было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы  не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное  сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация  часто сохраняла местную систему  налогов. Изменялось лишь ее направление  и использование.

     Длительное  время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально  устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала  к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным  образом контролировать.

     Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты). Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)

     Уже в Древнем Риме налоги выполняли  не только фискальную, но и стимулирующую  функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать  рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда  урбанизации.

     Многие  хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую  эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому  процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя  имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали  финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

     Несколько позже стала складываться финансовая система Руси.

     Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

     Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз  через реку, за право иметь склады и пр. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.

     Каждый  удельный князь собирал дань в  своем уделе сам и передавал  ее потом великому князю для отправления  в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого

     Русского  государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.

     Для определения размера прямых налогов  служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

     Косвенные налоги взимались через систему  откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.

     Хотя  политическое объединение русских  земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы.

Информация о работе Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов