Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
2. СООТНОШЕНИЕ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по налогам.docx

— 145.57 Кб (Скачать)

     Во-первых, может быть существенно нивелирована заинтересованность физических и юридических  лиц в развитии предпринимательской  или любой трудовой деятельности, вследствие чего неблагоприятное воздействие  налогов может сказаться на показателях  роста капиталовложений, занятости  населения, инвестиционной и инновационной  предпринимательской активности.

     Во-вторых, может возникнуть «ловушка бедности», когда получателям социальных пособий оказывается выгодным сохранять свой статус, поскольку повышение уровня доходов лишает их этих пособий, но при этом фактически (после вычета налогов) не меняет их материального положения. Необходимо учитывать экономическую обстановку в стране и отношение населения к налогообложению. В настоящее время у экономических субъектов России нет уверенности в целевом назначении аккумулируемых правительством денежных средств. Связано это, в первую очередь, с высокой степенью коррумпированности чиновничьего аппарата. В свою очередь, это отразилось на развитии теневой экономики в стране. По оценкам экономистов, «теневой» бизнес создает более 50 % объема ВВП [3, с. 54]. Учитывая данные показатели нашей страны, целесообразно использовать механизм косвенного налогообложения в той связи, что доходы, «обошедшие» прямое налогообложение, будут подвергнуты косвенному налогообложению (ввиду их включения в стоимость товаров).

     С другой стороны, возвращаясь к вопросу  отношения населения к налогообложению  в целом, следует привести мнение В. Самофалова, который считает, что видеть хорошую сторону в скрытом характере косвенных налогов можно только «…для отсталых, порабощенных стран. Но там, где каждый житель чувствует себя гражданином, население должно сознавать необходимость в уплате налогов и должно платить их в казну вполне сознательно, а это возможно только при прямом налогообложении» [13, с.50]. В современных условиях Россия, на наш взгляд, не готова к прямому добровольному налогообложению. Кроме того, даже существующие льготы налогоплательщики считают недостаточными. Подтверждает данный вывод и анализ практики применения специальных налоговых режимов в России, согласно которому провоцирует налогоплательщиков на различные мошенничества вовсе не тяжесть налогового бремени, а сложившаяся практика ухода от налогов, чему несовершенное налоговое законодательство в должной мере не препятствует [4, с. 211].

     Таким образом, можно отметить, что прямое налогообложение в условиях современной  России, во-первых, не обеспечит поступление  налоговых доходов в полной мере ввиду масштабности теневого сектора, во-вторых, идет вразрез со сложившимся  менталитетом граждан. Кроме того, переход  от принципа «больше произвел – больше заплатил» к принципу «больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет» представляется нам более справедливым и экономически обоснованным.

     То  есть, следует перейти от налогообложения  прибыли к налогообложению расходов, когда искусственная минимизация  одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов. На практике действие данного принципа отразится в следующем. Суммарные ставки уплачиваемых косвенных налогов будут увеличиваться из-за того, что в потребительской корзине появятся подакцизные товары – бензин, автомобили. При дальнейшем возрастании доходов из потребления будут вытеснены товары дешевые, не облагаемые косвенными налогами, расширится ассортимент дорогих товаров и услуг, подакцизные товары будут присутствовать в большем объеме, доход устремится к бесконечности, как и потребление. Это означает, что с возрастанием дохода увеличивается и налоговая нагрузка в части косвенного налогообложения, т. е. наблюдается прогрессия. Более обеспеченная часть общества платит больший объем налогов, которые перераспределяются на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т.е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов. Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения, с их помощью достигается более равномерное распределение налогового бремени между плательщиками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямые и косвенными, они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

     Существует  ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность  выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

     Основные  функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. 
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д., несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода к  рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний  день – главная проблема реформы  налогообложения.

     Для гармонизации налоговой системы  необходим взвешенный подход к соотношению  прямых и косвенных налогов. Количественные показатели соотношения меняются в  зависимости от уровня развития национальной экономики, на него влияют национальные особенности и традиции населения  страны. Для российской экономики переориентация на прямое налогообложение преждевременна, т.к. прямые налоги для производства будут являться:

     а) сдерживающим фактором развития производства;

     б) при малом росте ВВП доходы от этих налогов будут недостаточны.

     Более действенным и справедливым станет механизм прямого налогообложения  в России (и в этом случае целесообразно  увеличение его удельного веса в  соотношении прямых и косвенных  налогов) при установлении прогрессивного подоходного налога. Притом лица с доходом ниже прожиточного минимума должны быть полностью освобождены от прямого налогообложения.

     Косвенные налоги в условиях нестабильной экономики  будут направлены на обложение доходов  физических лиц, которые ранее ушли из-под прямого налогообложения.

     Главной задачей для современной России должно быть сокращение разрыва между теорией и практикой. Насколько бы идеальны не были теоретические расчеты, отсутствие существования качественных механизмов реализации их на практике не приведет к ожидаемым результатам. Для достижения максимальной справедливости в налогообложении необходимо увеличивать роль прямых налогов в России, однако, на пути к данной цели стоит проблема теневого сектора экономики, решение которой, по-прежнему, является первоочередной задачей для нашего государства.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Официальный сайт «Федеральная налоговая служба» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nalog.ru/
  2. Дорофеева А. Латиноамериканский путь начисления // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://taxpravo.ru/analitika/statya-151005-latinoamerikanskiy_put_nachisleniya
  3. Гашенко И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. – 2009. – 5 (54). – С. 49-56.
  4. Гашенко И. В. Налоговое законодательство и его влияние на развитие малого и среднего бизнеса // Экономические науки – 2009. – 5 (54). С.204-211.
  5. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов на Дону: «Феникс»,2000. – 416с.
  6. Иловайский С. И. Косвенное налогообложение в теории и практике. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – 339 с.
  7. Калинина, О. В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты // Финансы и кредит. – 2011. – 3(435). – С. 43-52.
  8. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем зарубежных стран // Налоговый вестник. - 2003. - №9. - С.5-8.
  9. Кучеров И.И. Налоговое право России. – М. : ЮрИнфоР, 2006. – С. 96.
  10. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  11. Налоговая политика: теория и практика / под ред. проф. И. А. Майбурова. М.: ЮНИТИ, 2010. – 518 с.
  12. Налоговые системы зарубежных стран, Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н., Гелиос АРВ, 2002. –621с
  13. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. – СПб. : Изд. Михайлова В.А., 2006. – С.92.
  14. Попова Л. И. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, Б. Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 368 с.
  15. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы. - 2000. - №10. - С.32-34.
  16. Рашин А. Г. Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. 2003. № 3. С. 92-95.
  17. Самофалов В. Г. Косвенные налоги и подоходный налог: учеб. – СПб.: Питер, 2007. – 150 с.
  18. Черник Д. Г. Налоги: учеб. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 329с.
  19. Шувалова, Е.Б. Система обложения налогом на добавленную стоимость в РФ. – М.: Экономика, 2003.
  20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 576с.

Информация о работе Эволюция зарубежного и отечественного налогообложения. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов