Камеральная проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности контроля за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические аспекты организации проведения камеральных проверок;
б) проанализировать проведения камеральных проверок на примере инспекции Министерства по налогам си сборам;
г) обозначить основные направления совершенствования в организиции и проведении камеральных проверок в Республике Беларусь.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….4
2. Общие требования к организации и
проведению камеральных проверок…………………………………………6
3. Анализ проведения камеральных проверок на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г.Минска…………………………………………....16
4. Пути и направления совершенствования налогового контроля………….23
5. Заключение…………………………………………………………………..28
6. Список использованной литературы……………………………………….29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ с дороботкой.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

    Указом N 510 установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности.

    Так, из НК вообще исключен термин «налоговая проверка». Проверки, проводимые налоговыми органами, как и ранее, делятся  на камеральные и выездные проверки.

    Основные  правила проведения камеральных проверок Законом № 72-З не изменены. Установлено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) (далее для упрощения мы будем говорить только о плательщиках) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. При этом налоговый орган вправе истребовать от плательщика иные документы и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

    Вместе  с тем Законом № 72-З правила  проведения камеральных проверок дополнены  некоторыми нормами. Так, установлено, что при проведении камеральной  проверки организации, ее обособленного  подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства иностранной организации, индивидуального предпринимателя (далее — ИП), а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность или деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган не вправе истребовать от плательщика иные документы, но при этом имеет право требовать от плательщика предоставления дополнительных сведений, а также получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

    Налоговый орган в ходе камеральной проверки может также проверять обоснованность использования плательщиком налоговых льгот. Исходя из требований п.6 ст.43 НК при использовании налоговых льгот плательщик должен представлять документы, подтверждающие право на такие льготы. В связи с этим новой редакцией п.3 ст.70 НК предусмотрено, что при непредставлении таких документов или представлении документов, не подтверждающих право на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот.

    23 июня 2010 г. принято постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 51 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений», которым признана утратившим силу Инструкция о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.12.2003 № 124, поскольку в настоящее время пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что порядок организации и проведения проверок устанавливается Президентом Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» утверждено Положение о порядке организации и проведении проверок, требования которого определяют порядок проверок для всех контролирующих (в том числе и налоговых) органов. Таким образом, необходимость в ведомственном нормативном правовом акте Министерства по вопросам, уже определенным названным Указом, отсутствует.

    В целях оказания методологической помощи подведомственным инспекциям по отдельным  возникающим вопросам организации  и проведения проверок, Министерством разработаны Методические рекомендации о некоторых вопросах организации и проведения проверок налоговыми органами.

    В соответствии с данными рекомендациями определены общие требования к организации  и проведению камеральных проверок:

    камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов) и иных документов и информации, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством.

    При проведении камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица), налоговый  орган вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы  и дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

    При проведении камеральной проверки организации, ее обособленного подразделения, имеющего учетный номер плательщика, представительства  иностранной организации, индивидуального  предпринимателя, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, налоговый орган:

    не  вправе истребовать от плательщика (иного обязанного лица) иные документы;

    вправе  истребовать у плательщика (иного  обязанного лица) дополнительные сведения, получить пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин).

    При использовании плательщиком налоговых  льгот и непредставлении в  налоговый орган документов, подтверждающих право на льготы или представлении  документов, не подтверждающих право  на льготы, налоговый орган в ходе камеральной проверки исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.

    Камеральной проверкой устанавливаются:

    своевременность и полнота представления налоговых деклараций и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

    правильность  оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации, четкость их заполнения;

    соответствие  реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации, данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

    соответствие  величины показателя, содержащегося  в налоговой декларации величине соответствующего показателя, содержащегося  в другой налоговой декларации, которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

    правильность  арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям;

    соответствие  данных, содержащихся в представленной налоговой декларации и прилагаемых  к ней документах, с иными имеющимися в налоговом органе документами  и сведениями о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

    обоснованность  применения плательщиком (иным обязанным  лицом) ставок и налоговых льгот;

    своевременность и полнота уплаты (удержания и  перечисления) в бюджет налогов, иных платежей и пеней;

    соблюдение  физическими лицами сроков представления  деклараций о доходах и имуществе, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

    соблюдение  сроков представления деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, балансов производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий, отчетов, обязанность представления которых установлена законодательством, полнота и достоверность отраженных в них сведений;

    своевременность постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу);

    другие  вопросы, связанные со своевременным  и полным исполнением налоговых  обязательств.

    С 01.01.2010 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее Указ № 510), которым определен для каждой сферы деятельности перечень критериев отнесения субъектов хозяйствования к группам риска, которые основаны на степени риска совершения субъектом хозяйствования правонарушений и потенциальной опасности для государства и общества нарушения законодательства в соответствующей сфере деятельности. Наибольшее количество критериев выявляется при камеральной налоговой проверке, например: 1) плательщик не представляет налоговую или бухгалтерскую отчетность или представляет "нулевую" отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов; 2) к плательщику поступило более трех в течение нескольких месяцев запросов на истребование документов; 3) у плательщика есть движение денег по счетам, не отраженным в бухгалтерской отчетности; 4) плательщик ведет финансово-хозяйственные операции, не характерные для зарегистрированных видов деятельности по общегосударственному классификатору Республики Беларусь; 5) физические лица, работающие в организации или на нее, приобретают недвижимость, транспортные средства, драгоценные металлы и камни на суммы, превышающие их задекларированные доходы; 6) у плательщика отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт, торговые точки и т.п.); 7) организация регулярно (не менее трех раз в течение года по одному налогу) представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета; по итогам предыдущих проверок у организации выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога; 8) значительное превышение суммы займов и кредитов над суммой выручки; 9) сумма НДС, уплаченная таможенным органом, превышает сумму НДС, указанную в декларации по налогу; 10) организации, использующие нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка права требования); 11) выручка от реализации в бухгалтерской отчетности выше аналогичного показателя в декларации по НДС и полученная разница превышают сумму дебиторской задолженности и др.

    При выявлении в ходе камеральной проверки плательщика (иного обязанного лица) неполноты сведений, ошибок (в том числе арифметических) в налоговой декларации и (или) документах, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющейся в налоговом органе, плательщику (иному обязанному лицу) направляется уведомление с предложением о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.

    Если  по результатам рассмотрения представленных плательщиком (иным обязанным лицом) дополнительных сведений и (или) пояснений, документов либо при их непредставлении  установлен факт совершения правонарушения, не внесены по предложению налогового органа соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию составляется акт камеральной проверки.

    При установлении фактов несвоевременного представления (непредставления) плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых деклараций и иных документов, обязанность представления которых в налоговые органы установлена законодательством, несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов и иных платежей, а также постановки на учет в налоговых органах (по заявительному принципу) с нарушением установленного срока, акт камеральной проверки составляется без направления налоговым органом уведомления с предложениями.

    Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах.

    В случае отказа плательщика (иного обязанного лица), его представителей от подписания акта проверки и (или) от получения под роспись акта проверки на последней странице акта проверяющими учиняется соответствующая запись и заверяется подписями проверяющих. Плательщик (иное обязанное лицо), его представители вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания и (или) получения акта проверки.

    При неявке проверяемого плательщика (иного  обязанного лица), его представителя  для подписания и получения акта (справки) проверки или отказе в получении под роспись акта проверки, подписанные проверяющими акт  проверки подлежит направлению заказным письмом с уведомлением о вручении по известным налоговому органу адресам местонахождения (месту жительства) проверяемого плательщика (иного обязанного лица), его представителей. В указанном случае по истечении трех дней со дня такого направления проверяемый плательщик (иное обязанное лицо) считается надлежащим образом ознакомленным с результатами проверки, а акт проверки – врученным.

    Днем  составления акта камеральной проверки является день подписания акта должностным лицом налогового органа, проводившим проверку.

    В случае обнаружения в ходе камеральной  проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком (иным обязанным  лицом) допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных в соответствии с законодательством плательщиком (иным обязанным лицом) документов, а также при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неустранении в установленный срок ошибок (неточностей) в налоговых декларациях и других документах, в адрес осуществляющего контрольные функции структурного подразделения налогового органа направляются внутренние (служебные) документы для принятия решения о назначении в установленном законодательством порядке выездной плановой или внеплановой проверки.

    По  результатам камеральной проверки налоговых деклараций, в ходе которой  не установлены нарушения законодательства, проводившим камеральную проверку должностным лицом налогового органа на налоговых декларациях, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) на бумажном носителе, учиняется запись: «Проверено», проставляется дата и личная подпись должностного лица налогового органа. Второй экземпляр налоговой декларации (при наличии) возвращается плательщику (иному обязанному лицу).

    Для информирования плательщика (иного  обязанного лица) о результатах камеральной  проверки представленной в электронном  виде налоговой декларации должностным  лицом налогового органа направляется подтверждение о приеме налоговой декларации без ошибок, а при установлении ошибок в налоговой декларации – подтверждение о приеме налоговой декларации с ошибками. Формы подтверждений утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 128 «О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа»[5].

    В акте проверки должны быть соблюдены  ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

    При проведении проверки уполномоченные должностные  лица налогового органа обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

Информация о работе Камеральная проверка