Классификация налогов и исторический опыт их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

классификация налогов, исторический опыт использования, анализ роли отдельных видов налогов в налоговой системе РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов и исторический опыт их использования……………….5
1.1. Сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения5
1.2. Исторический опыт развития налогообложения………………………9
1.3. Классификация налогов в налоговой системе РФ…………………….13
2. Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ……………….34
2.1. Подоходные налоги……………………………………………………34
2.2. Акцизы……………………………………………………………………37
2.3. Государственная и таможенная пошлины…………………………….39
3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……40
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………….46
Приложения…………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

Классификация налогов и исторический опыт их использования - курсовая работа.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

     Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

     Первое  направление — экономические  принципы.

     Принцип равенства и справедливости. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

     Принцип эффективности. Налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

     Принцип соразмерности налогов. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

     Ко  второму направлению относятся  организационные принципы налогообложения.

     Принцип универсализации налогообложения. Нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

     Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. При введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает,

     Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

     Принцип одновременности. Один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

     Третье  направление — юридические принципы налогообложения.

     Принцип законодательной формы установления. Налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными

     Принцип приоритетности налогового законодательства. Акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения.[4]

     В приложении 1 рассмотрена обобщенная классификационная схема Российского  налогового законодательства. 
 

    1.   Исторический опыт  развития налогообложения

     Для так называемого древнейшего  периода характерным было то, что  основные формы налогообложения  выступали в виде личных повинностей  и натуральных сборов. Указанные  сборы главным образом направлялись на содержание князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.

     Особое  место в системе сборов занимала дань, которая из первоначальной военной  контрибуции превратилась в обязательные платежи, нацеленные на удовлетворение потребностей князя. Изначально все сборы, в том числе и дань, выступали в натуральной форме. Однако с появлением денег сборы в пользу князя приобретают смешанный характер, и по мере развития товарно-денежных отношений все больший приоритет отдавался сборам в денежном исчислении.

     Монголо-татарское  нашествие и налоги.

     Особое  влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское  нашествие. В результате на русские  княжества была наложена дань в виде прямого денежного налога. Для определения размера дани периодически проводились переписи населения. Основной мерой для распределения прямых сборов того периода стала "соха", в которой числилось два работника мужского пола. Дань явилась первоосновой всеобщего прямого налога, так как сбор ее со временем перешел в руки московского князя. Ликвидация монголо-татарского ига не освободила население от налога, появившегося в виде дани. Напротив, на ее основе стали формироваться новые виды налогов.

     Налоги  Московского государства.

     Важный  период в становлении российской налоговой системы связан с объединением земель вокруг Московского княжества, когда постепенно казна московского  князя становится казной государственной. Соответственно, в отличие от предыдущего периода, пополнение ее сборами налогового характера становится делом не только великого князя, но и государственным. В Московском государстве, так же, как и в большинстве государств того периода, сборы формировались в зависимости от расходов, главными из которых были нужды на содержание войска, ведение войн, придворные расходы.

     Для этого характерным является сохранение различных личных повинностей при  расширяющейся налоговой (податной) повинности. Формируется налоговая  система, налоговый механизм, разделяющий общество на "податное" и "неподатное" сословия. При этом делаются попытки обложения налогами податного сословия на основах всеобщности, а также с учетом податной способности.

     Постепенно  в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие - платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. Отметим только основные платежи из огромного разнообразия:

  • тамга – основной вид внутренних пошлин со всех привозимых на торг или реализуемых товаров;
  • номерное – пошлина при продаже взвешиваемых товаров (пшеница, рожь, овес, различные крупы и т. п.);
  • мыто – проезжая пошлина

     Многочисленные  войны, необходимость содержания большой  армии, ее перевооружение способствовали росту прямых налогов. Например, появились  разнообразные налоги, предназначенные  целевым образом на покрытие армейских  расходов: пищальные деньги, жемчужные, сбор на городовое и засечное дело, полоняничные деньги, стрелецкие и т. п.

     Значительные  изменения претерпевает основная окладная единица. Со второй половины XVI в. она превращается в определенную площадь с известным количеством пашни. При этом была предпринята попытка учесть качество земли и обеспечить равенство обложения. В последующем, в XVII в. был осуществлен переход к подворному обложению. Многочисленные прямые налоги были отменены и преобразованы в подворную и стрелецкие подати. Это способствовало упрощению контроля за поступлением налогов. Происходит также упрощение финансового и налогового администрирования. Сбор доходов от налогов сосредоточивается в основном в приказах стрелецком, ямском и большой казны. Как видно из перечня, отдельные приказы напрямую повторяли названия налогов.

     Налоговая реформа Петра Великого.

     Именно  в этот период чрезвычайно высоких  размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского  флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Наряду со старыми появляются новые налоги -драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов. Кроме этого резко возросли питейные налоги, подворное обложение, чрезвычайные налоги. Появляются также нетрадиционные налоги - как налог на бороды и т. д.

     Однако  все эти меры не решали главной  задачи – обеспечение казны высокими постоянными доходами. Нужен был  нетрадиционный подход к решению  этой проблемы. И он был найден. В 1717 г. принимается решение о замене огромного количества постоянных и временных прямых налогов одним - подушной податью.

     В отличии от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа. Так, решение о реформе было принято в 1717 г., а в 1718 г. приняли решение о проведении переписи населения. Перепись населения должна была четко показать податные возможности отдельных губерний и государства в целом. После определения "налогового потенциала" была сделана раскладка на души мужского пола крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Ставка налога в среднем составила 8 гривен с ревизской души. Взимание нового налога началось с 1724 г.

     Налоговая политика при Екатерине II.

     В период царствования Екатерине II проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы. Так, в сферу налоговых отношений попадают купеческие капиталы, устанавливается однопроцентный гильдейский сбор. Вместе с тем ликвидируются некоторые незначительные сборы. В последующем из-за чрезвычайного роста расходов, связанных с войнами, содержанием двора, увеличивается подушная подать, питейный и соляной налоги.

     Преобразования  в налоговой сфере при Александре II.

     многие  преобразования в налоговой сфере были начаты в период царствования Александра II. Примечательно, что по случаю его восшествия на престол (1856) были списаны недоимки по налогам. В 1859 г. была учреждена специальная комиссия при министерстве финансов для пересмотра податей и сборов. Комиссия работала длительный период времени (свыше 20 лет), однако результаты деятельности ее оказались не столь плодотворными. Это объяснялось, прежде всего, переходным периодом в экономической и общественной жизни России того периода, что не могло не отразиться и на формировании налоговой системы.

     Действовавшая налоговая система пришла в противоречие с новыми экономическими и политическими  реалиями. Серьезной критике подвергалась подушная подать. Многолетний опыт использования этого налога вскрыл многие его недостатки. Установление налогов вне зависимости от уровня доходов, податных возможностей населения всегда рано или поздно обречено на неудачу. В России подушная подать тяжелым бременем ложилась на беднейшее население, сопровождалась круговой порукой при ее уплате, запретами на перемену места жительства. Несмотря на серьезную критику подушной подати, налог был отменен только в конце XIX в.

     Важным  шагом на пути налоговых преобразований стала замена винных откупов питейным акцизом (1863). Винные откупа - специфическая форма взимания косвенного налога, при которой государство отдавало частным предпринимателям право торговли спиртными напитками. Масштабное развитие в России они получили в XVIII в. Система винных откупов способствовала недопоступлению в бюджет огромных финансовых средств, массовому казнокрадству, повышению цен на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления. Первоначально они занимались организацией сбора только питейного акциза, в последующие годы - акцизными сборами по другим товарным группам. Права и полномочия акцизных управлений были достаточно широкими. Например, на территориях казенной продажи алкогольных напитков акцизные управления заведовали их производством и реализацией. В штат губернских акцизных управлений входили управляющий, ревизоры, техники, юристы. Была налажена система надзора за спиртовыми заводами силами контролеров и надсмотрщиков, состоящих при акцизном управлении. В отдельных губерниях действовала корчемная стража для усиления акцизного контроля и борьбы с контрабандой спиртного.

     Среди других изменений необходимо отметить подушной подати в городах и замену ее налогом на недвижимость, был  отменен налог на соль (1880), оказывающий  серьезное влияние на уровень  цен и, соответственно, уровень жизни, прежде всего, малообеспеченных граждан.

     Налоговая система России в конце XIX в.

     Сформировались  вполне цивилизованная налоговая система, включающая прямые и косвенные налоги, учитывающая в определенной мере налогоспособность населения, имеющая систему контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в 1897 г. их доля в общей сумме доходов превысила 85%. Это было особенностью российской налоговой системы того периода, ни в одной европейской стране не было столь гипертрофированного превышения косвенных налогов над прямыми. Это во многом объяснялось снижением поступления прямых налогов из-за отмены подушной подати, а также тем, что эти потери не были возмещены введением других прямых налогов, то есть по-прежнему основная налоговая нагрузка падала на беднейшие слои населения. Отмена подушной подати послужила хорошей возможностью для расширения налогооблагаемой базы за счет введения подоходного налога, который к тому времени был неплохо проработан теоретически и имелся практический опыт его использования в зарубежных странах.[5] 
 
 
 

Информация о работе Классификация налогов и исторический опыт их использования