Классификация налогов и исторический опыт их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

классификация налогов, исторический опыт использования, анализ роли отдельных видов налогов в налоговой системе РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов и исторический опыт их использования……………….5
1.1. Сущность налогов, основные принципы и функции налогообложения5
1.2. Исторический опыт развития налогообложения………………………9
1.3. Классификация налогов в налоговой системе РФ…………………….13
2. Роль отдельных видов налогов в налоговой системе РФ……………….34
2.1. Подоходные налоги……………………………………………………34
2.2. Акцизы……………………………………………………………………37
2.3. Государственная и таможенная пошлины…………………………….39
3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……40
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованной литературы………………………………………….46
Приложения…………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

Классификация налогов и исторический опыт их использования - курсовая работа.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

     Ставки  акцизов устанавливаются в процентах  по отношению к свободным отпускным  ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставшаяся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%.

     Состав  подакцизной продукции наряду с  другой составляющей механизма акцизного  налогообложения – налоговой  ставкой – определяет потенциал  акциза как фискального инструмента. В этой роли акциз выполняет функцию  наполнения государственного бюджета  денежными средствами, занимая одно из значительных мест в системе в системе государственных налоговых доходов.

     Помимо  фискальной функции акциз, как и  любой другой налог, имеет и регулирующее назначение. Регулирующая функция акциза проявляется в нескольких направлениях, среди которых можно выделить:

  • воздействие на объем производства и потребления подакцизных товаров;
  • влияние на структуру производства, стимулирование роста эффективности производства, повышение качества произведенного продукта, улучшение потребительских характеристик продукции;
  • регулирование рентабельности производства подакцизных товаров.

     Ограничивающее  воздействие акцизов на объем  производства ( и как следствие  – на объем потребления) применяется, как правило, в отношении «социально опасных» товаров, основным среди которых является алкоголь. Изымая у предприятия часть выручки, акциз отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, снижая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Сокращение производства (а значит и рыночного предложения) подакцизного продукта в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при прочих равных условиях – снижение спроса. Однако эффективность данного направления регулирующего воздействие акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за сферами обращения подакцизной продукции, насколько прочны преграды для проникновения подакцизной продукции на рынок без обложения акцизом.

     Другое  направление регулирующего воздействие акциза – стимулирование роста эффективности производства, повышение качества произведенного продукта, улучшение потребительских характеристик продукции – на практике реализуется путем установления дифференцированных ставок акциза внутри товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагая относительно более высоким акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на изготовление более качественной продукции. Кроме того, стимулирование производства более качественной продукции осуществляется за счет установления твердых ставок акциза. Для производителей уплата фиксированного акциза с единицы продукции является стимулом для производства более дорогостоящих изделий, улучшение их потребительских качеств, дизайна и т.д., повышение их рентабельности. Для конечного потребителя установление твердых ставок означает некоторое снижение цены на более качественные, дорогие изделия, а следовательно, увеличивается возможность их приобретения.

     Воздействие посредством акциза на рентабельность производства отдельных товаров позволяет несколько снизить интерес производителей к вхождению в такие сферы бизнеса как производство алкоголя , табака, добычи минерального сырья. Эти производства объективно обладают высокой рентабельностью в силу низких затрат и высоких рыночных цен на готовую продукцию. Акциз изымает в бюджет часть сверхнормативной прибыли, с одной стороны, и препятствует «перегреву» экономики в данных производственных сферах – с другой.

     Единый  социальный налог частью 2 Налогового Кодекса Российской Федерации введен с 1 января 2001 года. Этот налог заменил платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления налога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ , в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам. В 2010году данный налог был переименован как Страховые взносы в ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС

     .

2.3.Государственная и таможенная пошлины

       Пошлина является разновидностью налоговых платежей. Сходство ее с налогами заключается в обязательности внесения в бюджет государства, отличие – в целевом характере и возмездности. Закон определяет пошлину как обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий, либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

     Возникновение пошлин связано с появлением института  государственной власти с целью покрытия издержек на предоставляемые его учреждениями услуги. Нередко плата за услугу превышает расходы на ее осуществление (регистрационная пошлина), поэтому назвать пошлину регистрационным платежом нельзя.

Другие  федеральные налоги и сборы

Таможенные  пошлины. Они имеют важное значение в регулировании внешнеэкономической  деятельности предприятий, а также  выступают существенным источником доходов государства. Теоретически они переложимы на конечного потребителя  товаров. Однако таможенные пошлины выступают сложным налоговым инструментом, пользоваться которым следует с особой осторожностью. Введение или отмена таможенных платежей на отдельные товары может привести к трудно прогнозируемым последствиям. Как и все косвенные налоги, таможенные пошлины содержат инфляционную составляющую, влияющую на темпы инфляции в стране.

     Таможенные  пошлины играют заметную роль во внешнеэкономической  деятельности государства. Чрезмерно  высокие таможенные пошлины могут  стать тормозом экспорта или импорта  товаров. Наоборот низкие таможенные тарифы на ввозимые товары могут нанести ущерб отечественным производителям. Они выполняют различные задачи, основными из которых можно назвать: оптимизацию соотношения экспортируемых и импортируемых товаров; защиту отечественных производителей от неблагоприятного воздействия внешнего рынка; регулирование соотношения валютных доходов и расходов государства; интеграцию РФ в Мировую экономику и т.д.

     Ставки  таможенных пошлин едины на территории России – устанавливаются Правительством РФ. Поскольку ставки представляют собой инструмент оперативного регулирования внешнеэкономических отношений, они могут пересматриваться достаточно часто. 
 
 

    3. Основные направления  совершенствования  налоговой системы  РФ 

         Действующая в России налоговая система РФ ( приложение 2) вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается. Многим не нравится что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ.

          Тут все становится ясным: оказывается,  низкие налоги должны сочетаться  с бесперебойным финансовым обеспечением  всех государственных расходов.

          Далее предметами для критики  выступают: излишне фискальный  ха-рактер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечест-венных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.  
Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится ра-циональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенст-вовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее вы-хваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

          В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, стремление уклониться от уплаты налогов.

     В этой связи необходимо формировать  и развивать налоговую культуру населения. Налоговая культура - это  часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей.

     Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами:

     - несовершенство, нестабильность налогового  законодательства РФ;

     - недостаточные информирование, консультирование  граждан, рекламно-информационные  мероприятия;

     - неудовлетворительное качество  исполнения налоговых процедур;

     - недоверие населения к налоговым  органам;

     - проблема взаимной социальной  ответственности гражданина, бизнеса  и государства;

     - непрестижность работы в налоговых  органах, низкая социальная мотивация,  большая текучесть кадров.

     Налоговая система - важнейший инструмент в  обеспечении экономического, социального  и культурного развития страны. Основной акцент в налоговом администрировании  возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе.

     Процесс формирования и развития налоговой  культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.

     Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

     - упрощение налогового законодательства  РФ, совершенствование механизма  разрешения налоговых споров;

     - существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

     - повышение информирования, развитие  налогового консультирования граждан,  рекламно-информационные мероприятия,  использование каналов СМИ, пропаганда  налоговой культуры, дисциплины и ответственности;

     - повышение качества исполнения  налоговых процедур;

     - повышение имиджа и престижа  работы в налоговых органах.

     Для достижения финансовой стабильности государства  и обеспечения экономической  безопасности страны совершенствование  налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.

     В условиях России нужна детально проработанная  долгосрочная федеральная программа  по воспитанию законопослушного налогоплательщика.

     Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под  лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).

     Россияне  еще не до конца принимают фундаментальные  и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, налоги - основа благосостояния государства и общества. Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию

     Многие  предприятия не показывают в отчетах  реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.

     Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.

     Для достижения финансовой стабильности государства  и обеспечения экономической  безопасности страны совершенствование  налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификация налогов и исторический опыт их использования